Слайд 1
Муниципальное образовательное учреждение
Ярковской средняя общеобразовательная школа
имени Романова К.Г.
Педагогический проект
На тему: «
Приёмы, способствующие формированию орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка»
Выполнила:
Ячменева Ю. М.
учитель начальных классов
2013г.
Слайд 2Цель — изучить эффективные приёмы, способствующие формированию орфографического самоконтроля младших школьников
на уроках русского языка
Объект — процесс формирование навыков орфографического самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза: орфографические приёмы будет способствовать формированию самоконтроля у младших школьников, если учителя начальных классов:
— диагностируют уровень орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка;
— применяют методические приемы способствующие формированию навыков орфографического самоконтроля у младших школьников; орфографические задачи, работа над ошибками; карточки с орфографическими заданиями.
Слайд 3Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме формирования навыков
орфографического самоконтроля у младших школьников;
2. Определить приёмы, направленные на формирование орфографического самоконтроля у младших школьников.
Слайд 4Методы:
1. Теоретические:
• анализ методической литературы по данной проблеме;
2. Эмпирические:
- анкетирование учителей начальных классов;
- тестирование учащихся.
3. Интепритация: анализ полученных результатов.
Слайд 5Теоретическая значимость работы состоит в расширении знаний о способах формирования орфографического
самоконтроля на уроках русского языка у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость заключается в определении методов и приёмов, способствующих формированию действия самоконтроля младших школьников на уроках русского языка.
Слайд 6Выделение орфограмм зелёной пастой
Орфографическое проговаривание
Специально организованное списывание
Письмо с пропусками орфограмм
или письмо «с дырками»
Комментированное письмо с указанием орфограмм
Поиск орфограмм в «чистом» тексте
Индивидуальная карта самоконтроля
Дидактическая игра
Диктанты
Приёмы самоконтроля при работе над ошибками
Применение наглядности в обучении орфографическому самоконтролю
Схемы
Опорные таблицы
Памятки
Алгоритм
Слайд 7Индивидуальная карта поурочного самоконтроля учащегося 3 класса
_______________
___________________________________
Слайд 8Памятка для работы над ошибками
Орфограммы
Слайд 9Найди предполагаемую ошибку (если она не обозначена).
2. Определи, в какой части
слова допущена ошибка, обозначь её.
3. Если ошибка в окончании, выпиши это слово вместе с тем, от которого оно зависит; если в другой части слова, выпиши одно это слово. Букву, которая была написана неверно, пропусти.
4. Реши, на какое правило ошибка.
5. Выполни нужные действия и вставь букву.
П – пропуск буквы, слога, слова;
В – вставка буквы, слога, слова;
З – замена буквы;
БГ – безударная гласная;
ПС – парный согласный;
НС – непроизносимый согласный;
СС – словарное слово;
ББ – большая буква;
П – предлог;
С – союз и др.
Слайд 10
Количество ошибок, допущенных учащимися в контрольных и самостоятельных работах по русскому
языку
КД – контрольный диктант.
Д – запись под диктовку.
С – списывание.
С – контрольное списывание.
С/ зд – списывание с заданием.
СС – словарные слова.
СД – контрольный словарный диктант.
БГ – безударные гласные.
ПС – парные согласные.
Слайд 13Анкета для учителей начальных классов
1. Что вы понимаете под понятием орфографическая
грамотность? Что она включает в себя?
2. Какие причины низкой орфографической грамотности вы можете выделить?
3. Насколько актуальна проблема формирования орфографического самоконтроля в начальной школе, по вашему мнению?
4. Как вы оцениваете уровень орфографического самоконтроля ваших учащихся?
5. Какие методы и приемы работы над формированием орфографического самоконтроля вы используете в своей работе?
6. Какие способы для формирования орфографического самоконтроля Вы знаете?
а) работа над ошибками; б) карточки с орфографическими заданиями;
в) орфографические задачи; г)тестирование с элементами самоконтроля.
7. Какие из них, на Ваш взгляд, дают наиболее эффективный результат?
8. Какие из них Вы чаще всего используете в своей работе? (Назовите не более 2-х вариантов).
9. По каким причинам Вы редко используете не названные Вами методы самоконтроля?
Слайд 18Сформированность навыков самоконтроля
Слайд 19Критерии:
1. Эффективность самоконтроля:
- высокий (более 80% ошибок находит и правильно исправляет);
- средний (находит и исправляет от 40 до 80 % ошибок в тексте);
низкий (находит и исправляет менее 40% ошибок).
2. Осознанность самоконтроля:
- высокий (объясняет и классифицирует более 80% ошибок);
- средний (те же операции в пределах 40 до 80 % ошибок);
низкий (объясняет и классифицирует менее 40% ошибок).
3. Процессуальность самоконтроля:
- высокий (ошибки исправляет в процессе деятельности);
- средний (в процессе деятельности исправляет только часть ошибок);
- низкий (допускает много ошибок, которые почти не исправляет).
Слайд 20Систематическая и целенаправленная работа по формированию навыков самоконтроля оказывает положительное влияние
на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, повышает мотивацию, активизирует внимание учеников, стимулирует мыслительные процессы, формирует положительные черты характера, личности ребёнка. Необходима систематическая работа в этом направлении.