Слайд 1МАОУ Октябрьская СОШ № 54
Применение образовательных технологий деятельностного типа на уроках
в начальной школе
Подготовила
Фещенко Л.И.
Учитель начальных классов
Слайд 2Среда учения – деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная
по способу освоения деятельности. Необходимое условие для этого - отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения.
Слайд 3Основные задачи современного
образования:
не просто вооружить выпускника
фиксированным набором знаний, а
сформировать у него умение и желание
учиться всю жизнь; работать в команде; способность к самоизменению и
самореализации.
Слайд 4Школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым:
Найти свое место в жизни
Приобрести
верных друзей
Построить семью
Самореализоваться в выбранной профессии
Слайд 5Деятельностный метод- это метод обучения, при котором ребенок не получает знания
в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Слайд 6Деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные
цели:
Обеспечивает включение детей в деятельность;
Создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода;
Обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.
Слайд 7Деятельностный метод обучения позволяет осуществлять:
Формирование мышления через обучение деятельности (самоопределение, осознанное
построение своей деятельности по достижению цели -самореализация, адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов -рефлексия);
Формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
Формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
Слайд 8Система дидактических принципов деятельностного подхода
Слайд 9Содержание и формы обучения в технологии деятельностного подхода
Системный подход
Коллективный диалог (обмен
информацией, общение «учитель-ученик», «ученик-ученик»)
Групповой метод
Креативный метод
Эвристический (поисковый)метод
Метод проектов
Педагогические игры (учебно-познавательные)
Слайд 10Технология оценивания образовательных достижений
Оценивается любое действие, но отметкой фиксируется только решение
полноценной задачи.
Учитель и ученик определяют отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную ему отметку.
Отметка ставится за каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением
Отметки выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника).
За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку.
Отметка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности (необходимый, повышенный и максимальный).
Итоговые отметки (за четверть, полугодие) рекомендуется определять не просто отрезок учебного года, а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот отрезок учебного времени. Итоговая отметка - это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их возможной пересдачи.
Слайд 11Этапы работы над понятием в технологии деятельностного метода
Самоопределение к деятельности
(мотивация, побуждающая
ученика к вступлению в деятельность)
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (технология проблемного диалога )
Постановка учебной задачи (выявление учащимися места и причины затруднения)
Слайд 12
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
Первичное закрепление (комментирование установленных
алгоритмов действия)
Самостоятельная работа с проверкой в классе (самоконтроль и самооценка; создание ситуации успеха)
Повторение и закрепление ранее изученного (индивидуальная работа; положительная самооценка важна для каждого ученика)
Слайд 13ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА
урок наблюдений и опытов по окружающему миру
в 3
классе
Исследовательская работа на уроке окружающего мира по теме:
Слайд 14Задача:
Опытным путем определить состав почвы и её свойства.
Слайд 15Правила работы
Внимательно слушать инструкции
Чётко выполнять указания
Быть наблюдательными
Аккуратно работать с веществами и
оборудованием
По наблюдениям сделать выводы
Слайд 16Почва – это верхний тёмный, рыхлый слой земли.
Слайд 17Опыт 1. Почву в пробирке начнём нагревать на огне.
Что наблюдаем?
Слайд 18Опыт 2.Возьмите стакан с водой и бросьте в него комочек почвы.
Что вы увидели?
Слайд 19
Опыт 3.Наберем немного почвы в пробирку и нагреем. Появился лёгкий дымок.
Мы почувствовали неприятный запах! Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных.
Слайд 20Опыт 4. Прокалённую почву без перегноя насыпать в стакан с водой
и размешать.
Через некоторое время образуется осадок (песок, а поверх – глина).
Слайд 21Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает
вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений.
Так животные повышают плодородие почвы.
Слайд 22Рефлексия
1.Какую тему изучали?
2.Можете ли вы ответить на основные вопросы:
Что такое
почва?
Что входит в состав почвы?
3.Что нового узнали?
4.Что понравилось на уроке?
Слайд 23Роль учителя начальных классов по новым образовательным стандартам:
Создавать условия, чтобы дети
сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
Учение выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем, в связи с этим меняются задачи педагогической деятельности учителя начальной школы.
Слайд 24 Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению
процессом обучения.
Как образно замечал Л.С. Выготский «Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».