Слайд 1
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Черкесска
Применение разнообразных видов,
методов и форм работы у детей с ОВЗ
Мастер – класс
учитель нач. классов
Хатуева Т.О.
Слайд 2Рекомендации педагогу
при организации учебного процесса
Слабослышащий ученик должен сидеть за
первой партой.
Учитель не должен поворачиваться спиной к ученику во время объяснения материала.
Чаще просить слабослышащего ученика повторить то, что он услышал.
Вопросы должны быть лаконичны и понятны ученику.
Педагог помогает ребенку освоиться в детском коллективе слышащих детей.
Избегать гиперопеки.
Слайд 3Рекомендации педагогам, работающим
со слабослышащими детьми
Учитель должен говорить голосом нормальной громкости,
четко и внятно.
Новые слова проговаривать медленнее.
Лицо говорящего должно быть освещено и находиться на уровне глаз ребенка.
Фразы должны быть лаконичны и знакомы.
Речь учителя должна быть эмоционально окрашена.
Нельзя ходить по классу во время объяснения материала.
Слайд 4Задачи уроков чтения (литературы)
Любая тема сопровождается предварительной вводной беседой или проведением
мероприятий, подготавливающими к восприятию того или иного материала
Слайд 5Задачи уроков чтения (литературы)
Читая стихи русских поэтов, обучающиеся приобщаются к миру
красоты, познают мир природы.
Слайд 6На уроках литературного чтения используется:
Дыхательная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика
Фонационная гимнастика
Работа над силой голоса.
Слайд 11«Веник»
рот открыт, кончиком языка надавить на уголок рта справа
(слева) – 10 раз.
Слайд 12«Лопатка»
Рот открыт, удерживать расслабленный язык на нижней губе. Если не
удается расслабить и распластать язык, по шлепать по нему губами: пя-пя-пя.
Слайд 13Специфика работы при обучении грамоте
Слайд 14Виды чтения,
используемые на уроках литературы
сплошное чтение всего текста,
чтение по
частям,
чтение цепочкой по предложению,
чтение отдельных трудных слов и выражений,
чтение к иллюстрациям книги,
выборочное чтение,
чтение по ролям,
комментированное чтение с участием учителя,
чтение с инсценированием и драматизацией,
чтение выразительное.
Слайд 15Обучение пересказу осуществляется по этапам:
по серии картин или иллюстраций (учит
выделять в тексте основные моменты и соотносить словесное описание с изображенным)
по опорным словам (используется для того, чтобы привлечь внимание слабослышащих к выразительным средствам языка )
пересказ по вопросам (выясняем степень понимания школьниками прочитанного текста).
по плану
Слайд 16Е. Чарушин «Кошка Маруська»
1. «В лес на охоту»
2. «Осталась жить в
лесу»
3. Пришла осень»
4. «Заячью шапку рвёт и шипит»
Слайд 17В. Бианки «Ёж спаситель»
Ёж спас девочку
Что делала
Маша в лесу?
Где
сидел ёж?
Кто полз прямо
на Машу?
Как спас ёж
Машу?
Ёж развернулся,
быстро засеменил к змее, гадюка кинулась на ежа. Ударила как плетью. Хотела уползти. Ёж схватил её зубами
наступил ей на
спину лапкой.
Серая змея -ядовитая гадюка! Шипит и высовывает раздвоенный язык.
Сидел под кочкой, свернулся клубком и зафуфуркал.
Собирала землянику, подбежала к дому, поскользнулась, укололась о колючки.
Слайд 18Пересказ по опорным словам
И. Соколов-Микитов «Весна»
Модель пересказа «Тропинка»
Весной
солнышко светит … и … . Дороги … . Лед … . Грачи … , … , … гнёзда . Ручьи … . Почки … . Ребята … , … . Заяц-беляк … , … , … . Лось ... , … , … . Медведица …. медвежат. Журавли … . Гуси
… , … . Всё теплее, шумнее и краше весна.
Слайд 19Пересказ по вопросам
План
Чему учил дед Илья мальчиков после рыбалки?
Куда пошли
ребята?
Как они ловили рыбу?
Рыбу пугает белый цвет. А у Николая и удочка и рубашка белая, а у Павлика серая. Разговор мешает ловле.
Ребята пошли на рыбалку. Накопали червей, собрали удочки, взяли вёдра.
Ребята выбрали себе места и стали ловить рыбу. Павлик то и дело выдёргивал из воды окуней. А Николай поймал только одного. Ребята поменялись местами. И странно: у Павлика опять стало клевать, а у Николая нет.
Рассказ детей
Слайд 20Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контура. В логопедии
этот приём можно считать одним из методов развития не только познавательной, но и речевой активности.
Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических и коррекционных задач:
· совершенствовать зрительное восприятие детей;
· развивать зрительно-моторную координацию;
· формировать плавность, ритмичность и точность движений;
· подготавливать руку ребенка к письму.
Слайд 29Проверь себя!
Капуста, морковь, огурец, помидор.
Слайд 30Вставить пропущенные буквы:
б.рёза
вет.р
в.р.бей
в.рона
дев.чка
Слайд 31Проверь себя:
берёза
ветер
воробей
ворона
девочка
Слайд 34 Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (весна)
Слайд 37Специфика работы над диктантом
Полезны диктанты с предварительным проговариванием материала.
Ребенок должен знать
тему диктуемого текста.
Заранее нужно познакомить слабослышащего учащегося с трудными словами.
Если текст диктанта труден, то его желательно адаптировать.
Слайд 38Работа над изложением
Прежде, чем обучающийся начнет знакомиться с текстом, необходимо провести
словарную работу;
заранее познакомить с трудными грамматическими конструкциями текста;
текст изложения дается для прочтения «Про себя»;
затем прослушать текст со всеми (дать образец чтения);
словарная работа проводится с подбором синонимов;
если ученик испытывает трудности в понимании текста, то необходимо дать ему наводящие вопросы;
обязательна работа по правописанию;
пересказ текста по плану или, для детей с тяжелой степенью тугоухости, с опорой на ключевые слова и вопросы.
Слайд 39Работа над сочинением по картине
Слайд 40Эту картину написал художник…….
Картина называется…….. .
В центре картины изображён…
.
Лицо у мальчика….. .
Настроение у мамы……. .
На велосипеде ………. .
У стола стоит……… .
Мальчик и мама расстроенные потому, что…………….. .
Слайд 41Кто изображён на картине?
Где они находятся?( В комнате, на улице, в
школе)
Кто стоит слева?
Что он держит в руке?
Какое лицо у мальчика? (Радостное, печальное, грустное, виноватое.)
Кто изображён в центре? (посередине) картины?(Женщина, девочка, учительница.)
Как ты думаешь, кто они? (Бабушка, тётя, сестра, мама, сестра.)
Что они делают?
Как ты думаешь, почему мальчик и мама грустные, расстроенные?
Слайд 42От того, как организован урок и насколько он рационален, зависит функциональное
состояние учащихся в процессе учебной деятельности. Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
Правильно организованный урок дает детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне.
Поэтому одним из обязательных условий организации урока являются физминутки.
Слайд 44 Известно, что математика как учебный предмет требует
от
ребенка наличия определенных способностей:
умения анализировать и обобщать материал;
мыслить отвлеченно, абстрактными категориями;
гибкости мышления;
наличия специфической математической памяти.
Указанные способности, необходимые для успешного овладения
математическими знаниями, у детей с ОВЗ развиты недостаточно.
Слайд 45Психолого-педагогические исследования (С.Г.Шевченко, О.В.Тарасова), а также практика обучения детей с ЗПР
свидетельствуют о том, что математика является для них наиболее трудным учебным предметом. Эти трудности объясняются как особенностями мыслительной деятельности учащихся, так и спецификой самого предмета.
Слайд 47 На уроках математики необходимо большое
внимание уделять:
1) упражнениям по преобразованию геометрических фигур, направленным на уточнение знаний о геометрических фигурах и их свойствах, на развитие сенсорных и мыслительных способностей, усвоение способов преобразования соединения. С этой целью используются игры на составление фигур-силуэтов, геометрических фигур, предназначенные для развития у детей пространственного воображения, логического и интуитивного мышления. Они вызывают у учащихся с задержкой психического развития интерес к конечному результату, желание решить задачу самостоятельно, проявляя настойчивость, смекалку, сообразительность. Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление школьников, создают условия для развития логических компонентов мышления.
Слайд 48- Назовите геометрические фигуры, изображенные на рис.:
Слайд 49 Переложите 2 спички так, чтобы
образовалось 5 равных квадратов.
Слайд 5046
Геометрическая фигура,
обозначаемая одной буквой?
. А
Точка
Слайд 51Разделите круглый сыр
тремя разрезами
на 8 одинаковых частей.
Слайд 52. 2) группе заданий, направленных на развитие логического мышления, умения размышлять,
определять закономерности, делать выводы и умозаключения, способствовать формированию умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что учащиеся могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже.
Слайд 53Расположи числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, чтобы их сумма
по сторонам треугольника равнялась 12.
Слайд 54Найди «сбежавшие» числа:
56 - … =
32
15 + … = 36
… + 24 = 67
… - 51 = 13
54 : … = 6
9 × … =72
64
43
21
24
9
42
7
6
8
23
Слайд 563) группе заданий, направленных на формирование у учащихся мыслительных процессов: анализ,
синтез, сравнение, классификация. Данные задания предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки.
Слайд 57Перед вами чертеж
с пятью фигурами.
Я полагаю, что на чертеже
нет «лишней» фигуры.
Так ли это?
1
2
3
4
5
Слайд 59 «Потерянные» слова.
Незнайка растерял не только запятые, но и слова. Ваша задача среди букв найти слова - математические термины. Смотреть нужно по строчкам.
Авгкспзрфдесятичнаясвщтрадробьрсмцкбгфмнщсложениеприв
ивкасонвычитаниетрросразрядснегопрямаявеникптомчкатронс
прзнаменательсвфмиокрпиктотрубакримонеёжбнрпсчислитель
Слайд 60Авгкспзрфдесятичнаясвщтрадробьрсмцкбгфмнщсложениеприв
ивкасонвычитаниетрросразрядснегопрямаявеникптомчкатронс
прзнаменательсвфмиокрпиктотрубакримонеёжбнрпсчислитель
Устные упражнения при работе
с детьми с ОВЗ имеют ряд преимуществ:
1. Дают возможность охватить большой объём материала за короткий промежуток времени.
2. Позволяют по реакции класса в тот или иной мере судить об усвоении материала, готовить к изучению нового, помогают выявить ошибки.
3. Дисциплинируют учащихся, помогают настроиться на работу в начале урока.
4. В середине и в конце урока служат переключением внимания, интересной, своеобразной разрядкой после напряжения и усталости, вызванной письменной работой. При этом обеспечивается самостоятельность выполнения заданий.
5. Больше учащихся получают возможность ответить, проверить правильность решений.
6. Каждый ученик, по мере своих возможностей, может ответить на тот или иной вопрос или задание.
Слайд 62Обратная связь
(отображения ответов с помощью карточек)
Слайд 63 Использование разнообразного занимательного математического материала создает благоприятные условия для развития
мыслительной деятельности школьников с задержкой психического развития, а именно развивает математическое мышление, активизирует познавательную деятельность, способствует повышению интереса и положительной мотивации к математике.
Слайд 64Музыка, изобразительное искусство, технология
Слайд 65Влияние изобразительной деятельности, уроков музыки и технологии на всестороннее развитие ребенка
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МУЗЫКА И ТЕХНОЛОГИЯ
Умственное развитие
Творческое развитие
Познавательное
развитие
Трудовое развитие
Эстетическое
воспитание
Эмоциональное
развитие
Развитие мелкой
моторики
Нравственное
развитие
Слайд 66Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка успокаивающе действует
на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.
Слушание музыки помогает детям воспитать чувство музыкального ритма, слуховое внимание, успокаивающе действует на одних и поднимает эмоциональный тонус у других. Дети учатся различать звуки музыкальных инструментов, определять направление звучания.
Чтобы дети хорошо чувствовали темп и ритм музыки, сопровождать слушание ее отстукиванием метра \сильной доли\.счетом, маршировкой.
Слайд 69 Все это стимулирует творческую активность ребенка, вносит разнообразие в жизнь ребенка,
развивает его потенциальные познавательные возможности, прививает трудовые и другие социально значимые навыки и умения.
Слайд 70Рефлексия эмоционального состояния
Слайд 72«Человечество победит детскую дефективность не биологически
и медицински ,а педагогически и
социально».
Л .С.Выготский