Слайд 1Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом.
Выполнила: Кубе О.Г.,
Учитель начальных
классов
МБОУ СОШ №14.
Слайд 2Некоторые школьники испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно, умеют быстро
и четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять смысл текста, извлечь из него необходимую информацию, сделать ее своим достоянием могут, к сожалению, далеко не всегда.Задача учителя – формирование вдумчивого читателя. Думающий ученик может «выйти за пределы текста» и понять, что имел в виду автор, почему он написал именно так, какие следствия вытекают из прочитанного, какие выводы можно сделать на основе полученной информации. Поэтому при систематическом использовании учебника в учебно-воспитательном процессе увеличивается доля самостоятельности учащихся в приобретении знаний, становится возможным приобщение школьников к самообразованию.
Среди заданий ГИА есть такие, которые требуют анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в другие формы (таблицу, схему, конспект)которые проверяют эти умения. Однако, как показывает практика, зачастую эти учебные действия у учащихся недостаточно сформированы, даже успешные учащиеся допускают ошибки.
Слайд 3«Чтение — вот лучшее учение.
Следовать за мыслями великого человека —
есть наука
самая занимательная»
А.С. Пушкин.
Слайд 4В свете требований стандарта нового поколения к формированию универсальных учебных действий,
сформированность навыков работы с учебным текстом приобретает важнейшее значение, чтение текста является одним из наиболее распространенных видов деятельности людей, а понимание текста -важнейшим ее компонентом.
Некоторые школьники испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно, умеют быстро и четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять смысл текста, извлечь из него необходимую информацию, сделать ее своим достоянием могут, к сожалению, далеко не всегда.Задача учителя – формирование вдумчивого читателя. Думающий ученик может «выйти за пределы текста» и понять, что имел в виду автор, почему он написал именно так, какие следствия вытекают из прочитанного, какие выводы можно сделать на основе полученной информации.Поэтому при систематическом использовании учебника в учебно-воспитательном процессе увеличивается доля самостоятельности учащихся в приобретении знаний, становится возможным приобщение школьников к самообразованию.
Среди заданий ГИА есть такие, которые требуют анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в другие формы (таблицу, схему, конспект)которые проверяют эти умения. Однако, как показывает практика, зачастую эти учебные действия у учащихся недостаточно сформированы, даже успешные учащиеся допускают ошибки.
Слайд 5Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование
стратегии смыслового чтения и работа с текстом:
1. поиск информации и понимание прочитанного;
2. преобразование и интерпретация информации;
3. анализ и оценка информации.
Примеры некоторых приемов по формированию смыслового чтения.
Слайд 61. Прием «Задай вопрос»
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать
информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.
Слайд 72. Прием «Составь задание».
Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию
с учётом цели дальнейшего использования.
Слайд 83. Прием «толстых» и «тонких» вопросов.
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с
текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.
Слайд 105. Прием «Верные и неверные утверждения».
Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте,
сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
Слайд 116. Приём «Лови ошибку»
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную
в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
Слайд 127. Приём«Восстанови текст».
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в
тексте информацию.
Слайд 138. Сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный
на сравнении двух или более объектов.
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
Слайд 14Формирование у обучающихся читательских умений:
1.целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;
2.составлять план
к прочитанному тексту;
3.умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;
4.логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;
5.отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;
6.извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;
7.обмениваться сведениями об объекте, полученными из других источников информации;
8.находить в тексте описание к иллюстрациям;
9.сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним;
10.соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;
11.самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;
12.готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг.