Презентация, доклад на тему Прием: Играем в карты Проппа

Содержание

Коммуникативная, учебно-познавательная компетенции

Слайд 1Прием:
«Играем в карты
Проппа»

Прием: «Играем в карты Проппа»

Слайд 2Коммуникативная, учебно-познавательная компетенции

Коммуникативная, учебно-познавательная  компетенции

Слайд 3 Мы с вами знаем, что сказка, как и любая

система, состоит из частей. Большой знаток и любитель сказок, советский ученый - фольклорист Владимир Яковлевич Пропп сравнил между собой волшебные сказки разных народов. Он увидел, что все они, очень разные, с особенным народным колоритом, все-таки похожи друг на друга. Есть в каждой из них обязательные части, из которых строится сюжет сказки. Если выписать на отдельные карточки названия частей сказки, получатся карты, по которым можно легко сочинять новые сказки.
Мы с вами знаем, что сказка, как и любая система, состоит из частей. Большой знаток

Слайд 4Владимир Яковлевич Пропп
(17 (29) апреля 1895, Санкт-Петербург — 22 августа

1970, Ленинград) — русский фольклорист, один из основоположников современной теории текста.
Владимир Яковлевич Пропп (17 (29) апреля 1895, Санкт-Петербург — 22 августа 1970, Ленинград) — русский фольклорист, один

Слайд 5

«Карты Проппа» На этих «картах» обозначены события в народных сказках. Русский ученый Владимир Пропп обнаружил, что волшебные сказки строятся из набора сказочных ситуаций. Эти ситуации теперь и называют «картами Проппа». Всего их 31. Такие ситуации – кирпичи, с помощью которых строится здание сказки. Используя «карты», можно научить детей создавать сочинение – стилизацию волшебной сказки. Изучение композиции волшебной сказки в форме игры в карты предложил Д.Родари в книге «Грамматика фантазии». Эту идею развивают Ю.Сипинёв и И. Сипинёва в пособии «Русская культура и словесность».

Слайд 6Проанализировав структуру народной сказки, причем особенно тщательно – ее русский вариант

В.Я. Пропп сформулировал следующие три принципа:
1) «Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются».
2) «Число функций, известных волшебной сказке, ограниченно».
3) «Последовательность функций всегда одинакова».
Проанализировав структуру народной сказки, причем особенно тщательно – ее русский вариант В.Я. Пропп сформулировал следующие три принципа:1)

Слайд 7Согласно системе Проппа, этих функций - тридцать одна:

1) отлучка

кого-либо из членов семьи
2) запрет, обращенный к герою
3) нарушение запрета
4) выведывание
5) выдача
6) подвох
7) невольное пособничество
8) вредительство (или недостача)
9) посредничество
10) начинающееся противодействие
11) герой покидает дом
12) даритель испытывает героя
13) герой реагирует на действия будущего дарителя
14) получение волшебного средства
15) герой переносится или приводится к месту нахождения предмета поисков
16) герой и антагонист вступают в борьбу
17) героя метят
18) антагонист побежден
19) беда или недостача ликвидируется
20) возвращение героя
21) герой подвергается преследованиям
22) герой спасается от преследования
23) герой не узнанным прибывает домой или в другую страну
24) ложный герой предъявляет необоснованные притязания
25) герою предлагается трудная задача
26) задача решается
27) героя узнают
28) ложный герой или антагонист изобличается
29) герою дается новый облик
30) враг наказывается
31) герой вступает в брак.
Согласно системе Проппа, этих функций - тридцать одна:  1) отлучка кого-либо из членов семьи2) запрет, обращенный

Слайд 91) предписание или запрет
2) нарушение
3) вредительство или недостача
4) отъезд героя
5) задача
6)

встреча с дарителем
7) волшебные дары
8) появление героя
9) сверхъестественные свойства антагониста
10) борьба
11) победа
12) возвращение
13) прибытие домой
14) ложный герой
15) трудные испытания
16) беда ликвидируется
17) узнавание героя
18) ложный герой изобличается
19) наказание антагониста
20) свадьба.
1) предписание или запрет2) нарушение3) вредительство или недостача4) отъезд героя5) задача6) встреча с дарителем7) волшебные дары8) появление

Слайд 12Иван-царевич, солдат – герои;
злой царь, змей, мачеха - антагонисты или

вредители;
покойный отец, звери- помощники -дарители.
Вредительство–похищение человека, околдовывание.
Отлучка-уезжают старшие, смерть родителей.
Запрет-не заглядывать в чулан и тому подобное.
Испытание героя-может ли он попасть в мир иной, способен ли применять магические умения.
Иван-царевич, солдат – герои; злой царь, змей, мачеха - антагонисты или вредители; покойный отец, звери- помощники -дарители.

Слайд 13Первое испытание-проверка героя, знает ли он правила поведения в новом мире.

Герой получает волшебное средство после встречи с дарителем.
Ликвидация беды-основное испытание героя.
Дополнительное испытание-узнавание героя.
Выясняется, кто на самом деле совершил подвиг, посрамляется ложный герой, самозванец.
Первое испытание-проверка героя, знает ли он правила поведения в новом мире. Герой получает волшебное средство после встречи

Слайд 14С первых слов сказка вводит читателя или слушателя в какую-нибудь семью.

События начинаются с того, что кто-нибудь из старших на время отлучается из дома.

1. Отлучка

С первых слов сказка вводит читателя или слушателя в какую-нибудь семью. События начинаются с того, что кто-нибудь

Слайд 152. Запреты
Отлучку старшие сопровождают запретами, – как правило, это запрет покидать

дом.
2. ЗапретыОтлучку старшие сопровождают запретами, – как правило, это запрет покидать дом.

Слайд 163. Беда
Запреты нарушаются, и это влечет за собой страшное несчастье.
Героев

могут похитить: змей, птицы, вихри, Кощей или Баба Яга и т.д. События сказки начинают развиваться.
3. БедаЗапреты нарушаются, и это влечет за собой страшное несчастье. Героев могут похитить: змей, птицы, вихри, Кощей

Слайд 174. Снаряжение героя в путь
Герой узнает о беде и отправляется в

путь. Герой может ехать верхом, идти пешком или передвигаться еще каким-либо способом.
4. Снаряжение героя в путьГерой узнает о беде и отправляется в путь. Герой может ехать верхом, идти

Слайд 185. Получение волшебного средства. Даритель
Чтобы герой мог справиться с бедой, в

его руки попадает какое-нибудь волшебное средство. В сказке появляется новый персонаж – даритель.
5. Получение волшебного средства. ДарительЧтобы герой мог справиться с бедой, в его руки попадает какое-нибудь волшебное средство.

Слайд 196. Благодарные животные
Дарителями могут быть животные. Они предоставляют себя в распоряжение

героя и действуют как его помощники.
6. Благодарные животныеДарителями могут быть животные. Они предоставляют себя в распоряжение героя и действуют как его помощники.

Слайд 207. Лес
Идя «куда глаза глядят», герой попадает в волшебный лес, в

котором видит избушку на курьих ножках или встречается с новым персонажем сказки.
7. ЛесИдя «куда глаза глядят», герой попадает в волшебный лес, в котором видит избушку на курьих ножках

Слайд 218. Превращенный герой
В лесу герой может получить способность превращаться в кого-то

или во что-то.
8. Превращенный геройВ лесу герой может получить способность превращаться в кого-то или во что-то.

Слайд 229. Трудные задачи
Мотив «трудных задач» – один из самых распространенных в

сказке. Герой их выполняет, потому что у него есть волшебный помощник. Задачи может задавать царь, царевна, учитель-колдун, водяной и т.д. От героя могут потребовать достать из тридесятого царства диковинки, или построить за одну ночь дворец, мост, или насадить чудесный сад.
9. Трудные задачиМотив «трудных задач» – один из самых распространенных в сказке. Герой их выполняет, потому что

Слайд 2310. Бегство
Бегство и погоня могут следовать после каждого этапа сказки. Герой

может спасаться от Бабы Яги, бросая позади себя: гребешок, полотенце или камень; спасаться на деревьях, перепрыгивая с одного на другое; превращаться в животных или предметы; прятаться у яблони или в печке.
10. БегствоБегство и погоня могут следовать после каждого этапа сказки. Герой может спасаться от Бабы Яги, бросая

Слайд 2411. Ложный герой
В сказке может появиться персонаж, который до поры до

времени где-нибудь прячется, а потом приписывает себе победу. В конце сказки ложного героя разоблачают и наказывают.
11. Ложный геройВ сказке может появиться персонаж, который до поры до времени где-нибудь прячется, а потом приписывает

Слайд 2512. Возвращение домой
Возвратясь домой, герой может настолько измениться, что его не

узнают.
12. Возвращение домойВозвратясь домой, герой может настолько измениться, что его не узнают.

Слайд 2613. Воцарение героя
Герой может жениться на царевне и остаться царствовать в

ее стране, или, добыв царевну, вернуться домой и принять престол от своего отца, или получить полцарства и царствовать вместе со старым царем.
13. Воцарение герояГерой может жениться на царевне и остаться царствовать в ее стране, или, добыв царевну, вернуться

Слайд 27Отлучка
Запрет
Нарушение
запрета
Отъезд героя
Даритель испытывает героя
Волшебные дары
Враг побежден
Герой спасается от преследования
Возвращение героя
Счастливый

конец

Сказка

ОтлучкаЗапретНарушение запретаОтъезд герояДаритель испытывает герояВолшебные дарыВраг побежденГерой спасается от преследованияВозвращение герояСчастливый конецСказка

Слайд 28Отлучка
Запрет
Нарушение
запрета
Отъезд героя
Даритель испытывает героя
Волшебные дары
Враг побежден
Герой спасается от преследования
Возвращение героя
Счастливый

конец

Сказка

ОтлучкаЗапретНарушение запретаОтъезд герояДаритель испытывает герояВолшебные дарыВраг побежденГерой спасается от преследованияВозвращение герояСчастливый конецСказка

Слайд 29- нарушение
- трудные испытания
- возвращение
• Нарушение: в доме у мальчика хранится

шкатулка. Мама настрого запретила мальчику заглядывать внутрь. Для надежности шкатулка заперта на ключ, но однажды мама забывает ключ на столе. Любознательный мальчик заглядывает внутрь.

• Трудные испытания: Стоило мальчику открыть шкатулку, как его засосало внутрь. Оказывается, внутри шкатулки жил злой гоблин. Ух, как он обрадовался, увидев Петю.
- Загадаю тебе три загадки. Ответишь – выпущу, а не ответишь - будешь мне служить тридцать лет и еще три года, - сказал гоблин.

• Возвращение: гоблин загадывает каверзные загадки, Петя побеждает и возвращается обратно.

- нарушение- трудные испытания- возвращение• Нарушение: в доме у мальчика хранится шкатулка. Мама настрого запретила мальчику заглядывать

Слайд 30Возвращение героя

Возвращение героя

Слайд 31Нарушение запрета
Ложный герой

Нарушение запретаЛожный герой

Слайд 33Сказка о Никите – богатыре.
Жил-был злой дракон с

тремя головами. Он очень любил плевать огнем, чтобы все вокруг горело. Однажды он даже дом Бабы-Яги сжег.
И жил в тех краях крестьянин Никита. Однажды пошел Никита с палочкой в царство-государство, где жила принцесса. Она была очень добрая и вежливая. И Никита шел с ней познакомиться. Но когда он пришел в царство-государство, принцессы там не было. ЕЕ украл дракон с тремя головами. Царь с царицей дали Никите коня богатырского, щит, меч и копье. Одели его в кольчугу и шлем и пожелали доброго пути. И отправился богатырь Никита спасать принцессу.
Долго ехал и вот на его пути камень придорожный, а на нем надпись: прямо пойдешь –богатым будешь, направо пойдешь – ничего не найдешь, налево пойдешь – все отыщешь. И поехал Никита налево, принцессу искать. Долго ли, коротко ли ехал богатырь, на лесной тропе встретил он Бабу-Ягу. Она пожаловалась ему, что дракон сжег ее избушку. Никита сказал ей, что едет наказать дракона и освободить принцессу. «Я тебе помогу,» - сказала Баба-Яга и…три раза дунула, три раза плюнула, клюкой о землю стукнула и по-кошачьи мяукнула. Дракон уснул как котенок. А Баба-Яга сказала: «Поторопись, Никитушка, дракон будет спать только три часа. Никита поскакал быстро и победил дракона – 1, 2, 3, и все головы долой. Забрал Никита принцессу и отправились они в царство-государство. Стали они жить-поживать, да добра наживать. Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.
Сказка о Никите – богатыре.  Жил-был злой дракон с тремя головами. Он очень любил плевать огнем,

Слайд 34Литература

1. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. Алма-Ата,

1982.
2. Дж. Родари, Грамматика фантазии, М. "Прогресс" 1990 г .
3. Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору.-М.,2004
4. Еремина В. И. Книга В. Я. Проппа "Исторические корни волшебной сказки" и ее значение для современного исследования сказки // Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
5. Сипинёв Ю.А., Сипинёва И.А. Русская культура и словесность.1994
6. HTTP://WWW.TEMM.RU/RU/SECTION.PHP?DOCID







Литература 1. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. Алма-Ата, 1982.2. Дж. Родари, Грамматика фантазии,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть