Слайд 1Развитие познавательной деятельности детей через дидактические игры по ФЭМП
Слайд 2Что же такое познание?
1. Познание - это особый вид отражательной деятельности
человека.
2. Познание - есть духовная сторона практической деятельности человека.
3. Познание - высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно.
4. Познание - это социальный заказ в виде актуальных потребностей общества
Слайд 3Ведущую роль в познавательной деятельности человека играют психические процессы:
ощущение,
2 +3= 5
восприятие,
внимание,
память,
мышление
Слайд 4В настоящее время утверждаются новые подходы к формированию познавательной деятельности отдельной
личности на основе трех основных направлений:
1. Социально - психологического, направленного на формирование потребности к познавательной деятельности, чтобы ребенок хотел этим заниматься, получал удовольствие от занятий. Для этого воспитатель использует игровые методы и приемы, яркое нестандартное оборудование, привлекающее глаз ребенка.
2. Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Дети получают знания в доступной форме. В своей работе педагог должен использовать пальчиковый массаж. Дети, массируя пальцы, воздействуют на находящиеся на них биологически активные точки, которые улучшают работу головного мозга, помогают кишечнику и т.д.
3. Здоровье - сберегающего, которое заключает в себе развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а так же использование физического потенциала. Тело для растущего человека - особая реальность, которой ему предстоит овладеть.
Слайд 5 Для достижения этих целей необходимо решение следующих целей:
-
развивать мышление у детей;
- развивать самостоятельность в поиске решений;
-развивать умение задавать вопросы;
Слайд 6“Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития.
Игра –
это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный
поток представлений и понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.”
В.А. Сухомлинский.
Слайд 7 Дидактическая игра способствует развитию познавательных процессов у дошкольников .Данное
утверждение действенно, если соблюдены условия:
творческое руководство педагога, как основа вовлеченности детей в игру;
в игре присутствуют яркие проблемные ситуации и нетрадиционные формы работы
родители вовлечены в игровую деятельность в группе и дома.
Слайд 8 Приемы и методы руководства дидактическими играми:
привлечения внимания к
игре (загадки, считалки, сюрпризы, т.д.)
краткость и ясность речи воспитателя
активное участие воспитателя в игре (отмечает удачные решения, поддерживает, подбадривает, уточняет, напоминает)
коммуникативная направленность
Слайд 9Исходя из вышесказанного перед нами стоит проблема:
какова роль дидактических игр в
познавательной деятельности детей.
Объект исследования: процесс развития познавательной деятельности детей в ходе дидактической игры.
Предмет исследования: педагогические условия использования дидактических игр в познавательной деятельности детей.
Цель исследования: изучение особенностей применения дидактических игр в ходе развития познавательной деятельности детей; осуществление целенаправленной работы по использованию дидактических игр.
Гипотеза: роль дидактических игр в развитии познавательной деятельности детей будет значимой, если педагогическая работа по их использованию будет носить целенаправленный и планомерный характер.
Слайд 10Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Определить и
проанализировать какова роль дидактических игр в развитии познавательной деятельности детей.
Разработать и апробировать методику использования дидактических игр развитии познавательной деятельности детей.
Проверить в опытной работе эффективность использования методики использования дидактических игр.
Слайд 11 Дидактическая игра имеет две цели:
обучающая, которую преследует взрослый,
игровая, ради которой действует ребенок.
Слайд 12 В работе опираюсь на общепедагогические принципы и руководствуюсь правилами
познавательной активности:
предоставление права выбора
признание возросших потребностей ребенка
подача образцов новых видов деятельности.
изменение своего отношения к ребенку (ребенок имеет право не знать)
Слайд 13 Дидактические игры включала :
в занятия
в совместную деятельность
в индивидуальную
работу
в работу с родителями.
Слайд 14 В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация
дидактических игр:
с игрушками и предметами;
настольно-печатные;
словесные.
Слайд 15 Игры для занятий подбирать лучше с учетом познавательного
материала, который
дети изучают. Для занятий подбирались следующие формы провидения игр с математическим содержанием, требующие умственного напряжения:
игры головоломки
игры шутки
игры с занимательными вопросами
настольные игры.
Слайд 16Все дидактические игры по математике разделила на несколько групп:
1.
Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентировки в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Слайд 17 Дидактическая игра включает в
себя несколько элементов:
дидактическую задачу,
содержание,
правила и игровые действия.
-Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятия.
-Содержанием дидактической игры является окружающая действительность.
-Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели.
-Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях.
Слайд 18 Организация дидактической игры:
Подготовка к проведению дидактической игры
Проведение дидактической
игры
Анализ
Правила работы с дидактическими играми:
1.Педагогу следует стать человеком, с которым интересно играть.
Дать детям почувствовать преимущества коллективной жизни.
Игры следует вводить в образовательный процесс постепенно (сроки освоения одной игры - 2-4 недели) и разумно (систематическое приучение детей к исполнению правил и инструкций вообще).
2.Познакомиться со структурой описания игр:
подробное описание цели;
перечень задач, ориентированных на социальное развитие дошкольников;
описание материалов и оборудования, необходимых для проведения игры;
советы по организации игрового пространства;
изложение правил и хода игры;
задачи, которые должен держать в зоне своего внимания педагог;
примеры учебных заданий;
примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.
3.Использовать игры для решения задач социального развития и коррекции.
4.Использовать игры для разрешения конкретной педагогической ситуации.
5.Сделать занятие разнообразным и радостным для детей.
6.Научиться подбирать формы предъявления учебных заданий (видеть, как дети реагируют на то или иное задание и быстро перестраиваться в зависимости от их реакции).
Слайд 20Заключение
Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что в ней обязательно
для всех участников участие ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, чтобы дети не испытывающие интерес к какому – либо предмету, дидактические игры послужили отправной точкой в возникновении этого интереса.
Разнообразное использование отдельной игры, игровой ситуации непосредственно на уроках, а также во внеурочное время позволяет усложнить и активизировать учебно-познавательную деятельность детей раскрыть индивидуальные, творческие и умственные способности детей, развить полезные и положительные качества личности.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремимся к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Итак, результаты исследования показали, что применение дидактических игр, создание проблемных ситуаций, при помощи которых мы можем добиться успехов в управлении учебным процессом приводит к более высоким конечным результатам.