Слайд 1Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
Выполнила:
Беляева Мария
Сергеевна
МБУ детский сад № 49 «Веселые нотки»,
4 корпус, ул. Мира 131.
Слайд 2Задачи создания предметно – развивающей среды для детей с ОВЗ :
1.
Вовлечь родителей в учебно — воспитательный процесс создания предметно — развивающей среды для детей с ОВЗ и ДЦП
Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров ОУ с учётом новых современных стандартов к дошкольному образованию
Создать развивающую предметно — пространственную среду для детей с ограниченными возможностями здоровья
Изучение нормативных документов, регламентирующих создание развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создать максимально комфортные условия с учётом возможностей и индивидуальных и физических особенности детей с нарушением опорно — двигательного аппарата и ДЦП.
Разместить на минимальной площади группы максимальное количество зон и центров активности для всестороннего развития детей
Создать ПРС с учетом принципов ФГОС для детей с ОВЗ. Решение данных задач позволит расширить и совершенствовать предметно — развивающую среду и повысит эффективность коррекционно — педагогической работы
Слайд 3Актуальность
Вопрос создания предметно-развивающей среды
ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) к структуре основной бщеобразовательной программы дошкольного образования.
Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей.
Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии и имеет существенное отличие от предметно-развивающей среды дошкольных учреждений общего вида, так как она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам для детей с ОВЗ.
На современном этапе встаёт необходимость в модернизации коррекционно-развивающей среды в соответствии с новыми стандартами в образовании с учётом особенностей детей с ОВЗ. Поэтому цель данной работы в ОУ является совершенствование коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 4Организационные требования к созданию предметно-развивающей в дошкольном образовании.
Предметно-развивающая
среда должна полностью соответствовать настоящим стандартам.
В соответствии с ФГОС предметно-развивающая среда должна в количественном и качественном отношении отражать возрастные особенности, наличие приоритетных направлений деятельности, специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий осуществления образовательного процесса.
Предметно-развивающая среда должна отвечать:
- критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ОУ, в которых определено наличие специально выделенных помещений для работы с детьми и определены требования к условиям для развития детей в соответствии со спецификой образовательного учреждения;
- санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и режиму воспитания и обучения
детей в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии количественными
и качественными требованиями к оборудованию и инвентарю для игр и физкультурных
занятий на открытом воздухе, при проведении физкультурных занятий.
Слайд 5 При создании предметно-развивающей среды группы нужно
учитывать специфику ОУ и придерживаться следующих
принципов:
1. оптимальная насыщенность — материалы и оборудование, создающие (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду;
2. разнообразие — наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, развитие мелкой моторики, организации двигательной активности и др.;
3. стабильность — материалы и пособия, маркеры игрового пространства, имеющие постоянное место;
4. доступность — расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка;
5. полифункциональность, возможность трансформирования и т. д. Учитывая специфику работы нашего ОУ мебель должна быть особенной, т. е. сделанной по специальному проекту, с учетом особенностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП, что поможет решить коррекционные и развивающие задачи.
Слайд 6 Особенности предметно-развивающей среды группы для
всех категорий детей с ОВЗ.
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи:
Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями зрения
необходима предметно-пространственная среда, насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями
Специальная наглядность: - демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см;
- преобладание пособий красного, оранжевого, зеленого цветов (младшая, средняя группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах;
- особое внимание обратить на логическую последовательность заданий; это могут быть дидактические игры по изучаемым темам, кроссворды, ребусы, логические цепочки, алгоритмы;
- материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома):
- предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать;
- наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении;
-посадка ребёнка на занятии осуществляется с учетом рекомендации врача-офтальмолога.
Слайд 7 Особенности предметно-развивающей среды группы для
всех категорий детей с ОВЗ.
Предметно-развивающая среда для детей с ЗПР
- Различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации)
- Схемы и алгоритмы действий
- Модели последовательности рассказывания, описания
- Модели сказок
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта
- Предметы для развития перцептивных действий
- Предметы для развития сенсорной сферы
- Реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины
- Подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха
У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь.
- Игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий
- Схемы составления описательных рассказов, предложений
- Схемы последовательности действий
Слайд 8 Особенности предметно-развивающей среды группы для
всех категорий детей с ОВЗ.
Предметно-развивающая среда для детей с НОДА
Если в ДОУ поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам при взаимодействии с ним нужно учитывать такие психологические особенности: низкий темп и недостаточную продуктивность деятельности; недостаточную критичность, адекватность, в том числе в поведении; трудности понимания длинных, быстрых, сложных инструкций, необходимость их повторения; трудности переноса способов действий; явную неравномерность развития компонентов познавательной деятельности; потребность в большом объеме помощи взрослого при обучении.
Если в ДО поступает ребенок с заболеванием или
повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам
нужно создать необходимые условия:
- Свободное малоизрезанное пространство
- Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам
- Разнообразные шнуровки по темам
- Рамки Монтессори
- Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки
- Сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.
Слайд 9Для оценки эффективности и качества развивающей среды
могут быть использованы специальные критерии:
1. Соответствие среды возрасту и клинико- психологическим особенностям детей с ОВЗ
2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы.
3. Отражение тематики и содержания НОД и коррекционной работы.
4. Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого).
5. Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровье сбережению).
6. Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр.
7. Учёт гендерных различий детей в построении среды.
8. Наличие в среде развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.
9. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).
10. Привлечение детей к оформлению группового помещения.
11. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде.
12. Целесообразное соседство уголков.
13. Учёт безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ.
Слайд 10 При построении коррекционной образовательной среды ДОУ
для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1 Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); - воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве;
6. Принцип обучения деятельности - обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровье сберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка
Слайд 11 Примерное создание предметно – развивающей
среды для детей с ОВЗ.
Согласно требованиям ФГОС, можно смоделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников (ОВЗ), учитывая индивидуальные особенности детей.
Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование и т.д.
Познавательно-исследовательский центр: развитие мелкой
моторики и сенсорного восприятия:
Слайд 12
Центр театрально-игровой деятельности:
Центр конструктивно-модельной деятельности:
Слайд 13
Центр речевого и экологического развития
Центр физической активности
Слайд 14
Центр художественно – эстетического развития
Центр музыкального развития