Презентация, доклад на тему Презинтация на тему История методики развития речию

Содержание

История становления методики развития речи детей Эпоха Античности - в философских трактатах Сократа, Платона, Аристотеля даются практические советы по подготовке детей к освоению риторического искусства. В Средние века особое внимание уделялось обучению

Слайд 1«История методики развития речи детей»
Составила: воспитатель
МБДОУ № 49 г. Невинномысска

Сергеева Марина Анатольевна




«История методики развития речи детей»   Составила: воспитательМБДОУ № 49 г. Невинномысска Сергеева Марина Анатольевна

Слайд 2История становления методики развития речи детей
Эпоха Античности -

в философских трактатах Сократа, Платона, Аристотеля даются практические советы по подготовке детей к освоению риторического искусства.
В Средние века особое внимание уделялось обучению детей чтению религиозных источников с целью постижения божественной мудрости.
В эпоху Возрождения возвращается идея Античности и первичности устной речи и необходимости развития красноречия как умения выражать свои мысли логично, внятно, в привлекательных для слушателя формах.
История становления методики развития речи детей   	Эпоха Античности - в философских трактатах Сократа, Платона, Аристотеля

Слайд 3Ян Амос Коменский (1592-1672)
В книге «Материнская школа»

он предлагает программы развития речи детей, которая базируется на изучении особенностей ребенка. Эффективными средствами развития речи Я.А.Коменский считает подражание речи взрослого, ритмические прибаутки, стихи, басни, художественные рассказы, сказки о животных.
Особое значение придается ознакомлению с литературой, что позволяет ребенку приобщиться к красоте родного языка, а позже (в школьном обучении) освоить ораторское мастерство или умение «хорошо говорить». Наиболее ценным в идеях Коменского явилось обоснование принципа единства познавательного и речевого развития.
Ян Амос Коменский  (1592-1672)   		 В книге «Материнская школа» он предлагает программы развития речи

Слайд 4Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827)
В своей теории элементарного

образования утверждал, что все знания проистекают из трех основных человеческих способностей, связанных со звуком, линией и единицей, которые и составляют элементы каждого сложного знания. Наиболее важна способность произносить звуки, на которых базируется правильное употребление слов, что является основой обучения речи.

И.Г. Песталоцци определил три этапа педагогической работы по развитию речи детей:
обучение звуку,
обучение слову,
обучение речи.


Он разработал систему упражнений для развития познавательных и речевых способностей.
Иоганн Генрих Песталоцци  (1746–1827)   	 	В своей теории элементарного образования утверждал, что все знания

Слайд 5Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852)
Он рассматривал развитие речи

как часть умственного и социального развития и предполагал организацию свободного общения ребенка с разными людьми в процессе таких видов совместной деятельности, как наблюдения, игра и сообщение знаний по ходу дидактических игр с «дарами».
Фридрих Вильгельм Август Фребель  (1782-1852)  	Он рассматривал развитие речи как часть умственного и социального развития

Слайд 6«Дары Фребеля»
«Дары Фребеля» - это дидактический материал из шести

составляющих. Первый «дар» - цветные мячики (цвета радуги и белый) – помогает ребенку различать цвета и осваивать пространственные представления. Второй «дар» - шар, куб и цилиндр (диаметр шара, высота куба и основание цилиндра одинаковы), – знакомит с геометрическими телами. Остальные 4 «дара» - куб, деленный на мелкие части (кубики, 4- и 3-гранные призмы), - дают представление о целом и части, знакомят с геометрическими формами, способствуют развитию конструирования.
«Дары Фребеля» 		 «Дары Фребеля» - это дидактический материал из шести составляющих. Первый «дар» - цветные мячики

Слайд 7Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)
По праву считается основоположником

российской методики развития речи как науки. В основе всей педагогической системы Ушинского были положены два фундаментальных принципа: народности и развивающего обучения.
В родном языке К.Д.Ушинский видел средства развития умственных, нравственных и художественных особенностей ребенка. Развитие речи трактуется им как процесс освоения родного языка и полагается центральной задачей образования и воспитания детей. Ушинский также определяет цели первоначального обучения родному языку.
Для решения каждой цели К.Д.Ушинский предлагает методику работы, которая включает систему упражнений по развитию дара слова, чтение и обсуждение литературных текстов – лучших образцов языка, обучение правилам грамматики на основе анализа речевой практики.
Константин Дмитриевич Ушинский  (1824-1870)   		 По праву считается основоположником российской методики развития речи как

Слайд 8Периоды истории отечественной науки о развитии речи детей
1918-1940 г.г.
1940-1953

г.г.
1953-1989 г.г.
1989-2010 г.г.
современный период.
Периоды истории отечественной науки о развитии речи детей 1918-1940 г.г. 1940-1953 г.г. 1953-1989 г.г. 1989-2010 г.г. современный

Слайд 91918-1940 годы
- это период научного обоснования, идеологической оценки,

пересмотра наследия дореволюционной России и создания методики развития речи как науки, учебной дисциплины и практического руководства для деятельности воспитателей детских садов.
Характерной его особенностью явилась идея о ведущей роли литературы в развитии речи дошкольников. Литература рассматривалась в качестве основного и единственного эффективного средства речевого развития детей. В этот период к созданию произведений детской литературы были привлечены многие лучшие писатели и поэты того времени: С.Я.Маршак, К.И.Чуковский, В.В.Бианки и др.
1918-1940 годы  		 - это период научного обоснования, идеологической оценки, пересмотра наследия дореволюционной России и создания

Слайд 10Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1944)
Опираясь на идеи

русских прогрессивных и западных педагогов, Е.И.Тихеева обосновала необходимость рассматривать развитие речи как ведущую задачу в воспитании и развитии дошкольника, сформулировала цель работы детского сада по этому разделу, определила теоретические основы методики, разработала основные ее разделы: развитие речи в первые годы жизни ребенка, словарь детей, занятия по живому слову.
Елизавета Ивановна Тихеева  (1867-1944)   		 Опираясь на идеи русских прогрессивных и западных педагогов, Е.И.Тихеева

Слайд 11Евгения Александровна Флерина (1889-1952)
Прошла большой творческий путь

от воспитателя детского сада до доктора педагогических наук, профессора Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, члена корреспондента АПН РСФСР. 

Ею разработана
методика использования художественного слова в развитии речи детей, предложены методы беседы, разговора, чтения и рассказывания литературных текстов.
В ее учебном пособии «Живое слово в дошкольном учреждении» нашли отражение результаты исследований Л.А.Пеньевской, О.И Соловьевой, М.М.Кониной, Н.С.Карпинской.

Евгения Александровна Флерина  (1889-1952)   		 Прошла большой творческий путь от воспитателя детского сада до

Слайд 121940-1953 годы
- этот период характеризуется явлением психологизации теоретических подходов,

появлением нового исследовательского метода психолого-педагогического обучающего эксперимента и усилением роли активных средств обучения в практике развития речи дошкольников.
1940-1953 годы 		 - этот период характеризуется явлением психологизации теоретических подходов, появлением нового исследовательского метода психолого-педагогического обучающего

Слайд 13Анна Михайловна Леушина (1898-1982)
Ею была пересмотрена цель

работы по развитию речи детей в детском саду и установлена новая система речевых задач. Исходя из ведущей в дошкольном возрасте коммуникативной функции речи, главной целью стало развитие речи как универсального средства общения ребенка с окружающими людьми.
А. М. Леушиной принадлежит разработка принципиально новой теории пересказа, что заставило коренным образом пересмотреть отношение к этому виду речевого задания. Подобного рода методические находки были сделаны и в отношении бесед с детьми. Это явилось теоретической предпосылкой для последующей разработки метода эвристической беседы в работе с дошкольниками.
Анна Михайловна Леушина  (1898-1982)   	Ею была пересмотрена цель работы по развитию речи детей в

Слайд 14Предвоенные годы
В предвоенные годы оказала влияние на дальнейшее

совершенствование методики развития речи работа Р.И.Жуковской, в которой изучались вопросы восприятия детьми юмора, методы формирования выразительной речи. Более детальной и глубокой разработке раздела «Словарная работа» способствовали результаты исследования Е.А.Гребенщиковой, в которых подчеркивалась особая роль сенсорного воспитания для освоения лексики дошкольниками.
Предвоенные годы  		 В предвоенные годы оказала влияние на дальнейшее совершенствование методики развития речи работа Р.И.Жуковской,

Слайд 151953-1989 годы
-этот период начинается с официального утверждения идеи о ведущей

роли обучения в развитии и воспитании ребенка.
В решении методических вопросов развития речи все большее место начинают занимать методы обучения, а в формах работы с детьми – доминировать занятия.
1953-1989 годы 	-этот период начинается с официального утверждения идеи о ведущей роли обучения в развитии и воспитании

Слайд 16Период 1953 – 1989 годов характеризуется:
провозглашением идеи ведущей роли обучения в

развитии речи детей дошкольного возраста;
разработкой нового содержания теории и методики словарной работы на основе формирования системных знаний об окружающем мире;
разработкой новых психолого-педагогических подходов и методических рекомендаций по решению задач развития речи детей в работе с художественными произведениями разных жанров;
разработкой и внедрением в практику методики занятий по развитию разных сторон речи детей дошкольного возраста;
появлением программы современного курса методики развития речи для студентов педагогических ВУЗов.
Период 1953 – 1989 годов характеризуется:провозглашением идеи ведущей роли обучения в развитии речи детей дошкольного возраста;разработкой нового

Слайд 17Александра Платоновна Усова (1898-1965)
Идея о ведущей роли обучения в

развитии и воспитании ребенка и ее реализации в работе А.П.Усовой «Обучение в детском саду». Речь заняла место отражательной деятельности и рассматривалась в исследованиях с точки зрения возможностей ребенка передать освоенное содержание и как показатель и как результат его освоения.
Александра Платоновна Усова (1898-1965)  		Идея о ведущей роли обучения в развитии и воспитании ребенка и ее

Слайд 18Исследования 1970-80-х годов
В исследованиях В.И.Логиновой и ее учеников, предпринятых

в 1970-е годы, было разработано новое содержание программы развития словаря дошкольников. На основе реализации принципа системности знаний были определены направления словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Возможность освоения понятий и понятийного значения слова дошкольниками продолжает изучаться под руководством В.И.Логиновой и в 1970-80-е годы на разном содержании:

предметного мира (исследования Г.Н.Баньковской, Л.Д.Щербатых),
мира природы (исследования Н.Н.Кондратьевой, Л.Я.Мусатовой, Т.А.Марковой),
социального мира, его центрального явления – труда (исследования Л.А.Мишариной, С.Ф.Сударчиковой, Н.М.Крыловой, М,В.Крулехт),
мира искусства (О.Н.Сомкова, О.В.Акулова, А.Г.Гогоберидзе).

Исследования  1970-80-х годов  	В исследованиях В.И.Логиновой и ее учеников, предпринятых в 1970-е годы, было разработано

Слайд 191989-2010 годы
- этот период характеризуется появлением:
- новой Концепции дошкольного

воспитания (1989 г.)
- большого количества исследований по проблемам развития речи.

По классификации Феликса Алексеевича Сохина их можно разделить на три направления.

1989-2010 годы 	- этот период характеризуется появлением: 	- новой Концепции дошкольного  воспитания (1989 г.) 	 -

Слайд 20Три направления исследований по развитию речи:
структурное – исследования проблем освоения

дошкольниками структурных уровней системы языка: фонетики, лексики, грамматики (А.Г.Арушанова, А.Н.Богатырева, В.В.Гербова, М.С.Лаврик, В.И.Логинова, Г.М.Лямина, А.И.Максаков, А.А.Смага, Ф.А.Сохин, Е.М.Струнина, В.И.Яшина и др.);
функциональное – исследование проблем коммуникативной функции речи (Н.Ф.Виноградова, О.С.Ушакова и др.);
когнитивное – исследование возможностей и условий элементарного осознания ребенком явлений языка и речи (М.М.Алексеева, Г.П.Беликова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Е.Журова, С.Н.Карпова, Л.Н.Невская, Ф.А.Сохин, Г.А.Тумакова, Д.Б.Эльконин и др.).
Три направления исследований по развитию речи: структурное – исследования проблем освоения дошкольниками структурных уровней системы языка: фонетики,

Слайд 21Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть