Слайд 1" Психологическое сопровождения детей с ДЦП в дошкольном образовательном учреждении»
Автор:
педагог-психолог
МАДОУ ЦРР – д/с №14
Л.В. Чепрасова
Слайд 2Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении
двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями
Слайд 3
Психологические особенности
детей с ДЦП :
своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами:
неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций (снижение объема механической памяти, недостаточность концентрации и переключения внимания, низкая умственная работоспособность );
выраженность астенических проявлений повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов;
сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире;
состояние интеллекта крайне разнообразно: нормальный или близкий к нормальному интеллект, ЗПР, умственная отсталость
Слайд 4 Психологические особенности детей с ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности
различных анализаторных систем ( зрения, слуха, мышечно- суставного чувства), что существенно сказывается на восприятии в целом; недостаточность пространственных и временных представлений; выражены нарушения схемы тела; часто выражена недостаточность фонематического восприятия; нарушение эмоционально-волевой сферы.
Слайд 5 Нарушения личностного развития детей с ДЦП пониженная мотивация к
деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание ребенка с ДЦП и реакция родителей на физический дефект.
Слайд 6 Цель сопровождения :
оказание психологической помощи детям с ДЦП в
дошкольном образовательном учреждении
Слайд 7
Задачи :
Развитие познавательных
процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания,
Развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
Снижение эмоционального и мышечного напряжения,
Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.
Развитие пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом.
Оказание психологической помощи и поддержки родителям, воспитывающих детей с ДЦП.
Слайд 8
«Психологическое сопровождения детей с ДЦП в образовательном учреждении» включает в
себя следующие программы:
Программу познавательного развития для детей дошкольного возраста с ДЦП.
Программу развития пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом.
Программа занятий на развитие эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
Программу оказания психологической помощи и поддержки родителям, воспитывающим детей с ДЦП.
Слайд 9
Условия реализации : реализуется в течение двух лет.
Для
эффективной реализации созданы следующие условия:
наличие специалиста – педагога- психолога;
просторное помещение для работы с родителями и воспитанниками;
материалы необходимые для занятий (мягкие игрушки, бумага, конструктор, сенсорное оборудование и др.)
Слайд 10Предполагаемые результаты:
Развитие познавательных процессов;
Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения;
Снижение эмоционального и мышечного напряжения;
Развитие коммуникативных навыков;
Развитие навыков взаимодействия с педагогом;
Развитие пространственных представлений;
Оказание психологической помощи и поддержки родителям, воспитывающих детей с ДЦП.
Слайд 11
ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП
предназначена
для комплексного развития детей
в возрасте 5 - 7 лет.
Цель программы:
коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у дошкольника с ДЦП.
Слайд 12Программа условно делится на 3 блока.
Блок 1. направлен на развитие
зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно- кинестетической чувствительности.
Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.
Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 15 минут до 25 минут. Общее количество занятий – 24.
Слайд 13Программа развития пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом
Использование
заданий программы способствует развитию внимания, памяти, зрительно-моторной координации, наглядно- образного мышления, воображения, функции программирования и контроля у всех без исключения детей.
Программа рассчитана на 16 часов
Слайд 14 Программа развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП
Цель: облегчить процесс
адаптации к дошкольному учреждению и развивать эмоционально-волевую сферу дошкольника.
Программа рассчитана на 17 занятий.
Программа, направлена на общее развитие ребенка, предупреждение возникновения у него нежелательных личностных черт, таких как упрямство, слезливость, раздражительность, неуверенность, боязливость и т.п.
Слайд 15 Детям предлагаются:
игры с песком и водой;
подвижные игры;
рисование
кистью, пальчиковая живопись;
игры-забавы;
игры с игрушками-вкладышами;
сюрпризные моменты: чудесный мешочек, показ больших мягких игрушек;
переодевание в героев игр;
игры с речевым сопровождением;
упражнения на дыхание;
игры с музыкальными игрушками;
игры с картинками;
коммуникативные игры
Слайд 16 Программа оказания психологической помощи и поддержки родителям, воспитывающим детей с
ДЦП
Цель: оказание психологической помощи и поддержки родителям, воспитывающим детей с ДЦП.
Задачи:
–Повышение психологической компетентности родителей.
–Обучение приёмам и навыкам эмоциональной саморегуляции.
–Формирование позитивного мышления у родителей
Слайд 17Условия проведения:
родители детей дошкольного возраста с ДЦП.
помещение
просторное, изолированное от посторонних звуков и шумов, где созданы условия для индивидуальной и групповой работы.
Занятия с родителями проводятся в форме тренинга
Слайд 18Тематический план занятий с родителями
Тема занятия
1-2. Развитие
позитивного мышления и способов саморегуляции эмоционального состояния родителей
3-4.Формирование навыков стрессоустойчивости.
5-6.Оказание помощи и поддержки ребёнку в семье
7-10.Эффективные способы общения и взаимодействия в семье
Время проведения
2 часа
2 часа
2 часа
4 часа
Итого:10 часов
Слайд 19 Мониторинг.
Мониторинг осуществляется с использованием комплекса психологических методик, предложенный Мамайчук
И.И., а также диагностические комплексы Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А.