Презентация, доклад статья:Обобщение опыта педагогической деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка в рамках ФГОС

Содержание

- повышение качества подготовки подрастающего поколения к саморазвитию и самовыражению в соответствии со стандартами ФГОС;- необходимость формирования всесторонней личности в рамках обязательной включенности;- необходимость повышения качества учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся на основе сотрудничества. Л.С.Выготский: «Первоначальная

Слайд 1Тема: «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников
при изучении русского языка в

рамках ФГОС»

Волкова Ольга Анатольевна
учитель высшей категории
МБОУ СОШ №42
Нижегородский район г. Нижний Новгород


Учительское кредо: «Ребенок – маленький цветок. Задача учителя - вырастить этот цветок, чтобы тот, распустившись, мог радовать и приносить пользу.»

Тема: «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников при изучении русского языка в рамках ФГОС»Волкова Ольга Анатольевнаучитель высшей категорииМБОУ

Слайд 2- повышение качества подготовки подрастающего поколения к саморазвитию и самовыражению в

соответствии со стандартами ФГОС;
- необходимость формирования всесторонней личности в рамках обязательной включенности;
- необходимость повышения качества учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся на основе сотрудничества.

Л.С.Выготский: «Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания»

Основа стандартов «второго» поколения –
формирование ключевых компетенций

- повышение качества подготовки подрастающего поколения к саморазвитию и самовыражению в соответствии со стандартами ФГОС;- необходимость формирования

Слайд 3Концептуальные идеи:
поиск активных форм вовлечения учащихся в учебный диалог для

формирования прочных знаний, умений и навыков;
создание на уроках русского языка условий для сознательного активного участия учащихся в деятельности;
усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся во внеурочную деятельность

Ведущая педагогическая идея:
включение учащихся в учебный диалог на уроках русского языка,
а также во внеурочной работе через систему заданий и упражнений,
направленных на формирование коммуникативных учебных действий.

Концептуальные идеи: поиск активных форм вовлечения учащихся в учебный диалог для формирования прочных знаний, умений и навыков;создание

Слайд 4Цель педагогической деятельности:
создание системы работы, направленной
на эффективное развитие коммуникативных

учебных действий
на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.
Задачи:
- проанализировать технологические карты по русскому языку УМК «Перспектива»;
- выявить специфику организации и проведения учебного диалога как средства активизации деятельности учащихся на уроках русского языка;
- разработать систему методов и приемов, направленных на развитие коммуникативных учебных действий в урочное и внеурочное время;
- разработать и апробировать программы кружков «Развитие речи», «Умное перышко».
Цель педагогической деятельности: создание системы работы, направленной на эффективное развитие коммуникативных учебных действий на уроках русского языка

Слайд 5Коммуникативные умения:
1 и 2 классы
Коммуникативные умения:
3 и 4 классы


Ожидаемые результаты

Уметь объяснять и аргументировать свои действия, формулировать высказывание, используя термины

Самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения

Использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога

Строить понятное для партнера высказывание в рамках учебного диалога

Адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания

Действовать по правилам сотрудничества в группе, коллективе, принимая во внимание позиции партнеров

Согласовывать позиции и находить общее мнение

Осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению

Адекватно использовать речь для представления результата работы

Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществляя взаимный контроль

Коммуникативные умения: 1 и 2 классыКоммуникативные умения: 3 и 4 классы  Ожидаемые результатыУметь объяснять и аргументировать

Слайд 6-
Условия формирования личного вклада
в развитие образования

Научно-исследовательские условия:
изучение работ философов,

психологов и педагогов (Л.С.Выготский, А.Г.Асмолов, И.С.Якиманская, Г.К.Селевко, И.А.Зимняя, Л.А.Петровская, Ю.Н.Емельянова, Е.В.Сидоренко и др.)

Методические условия:
работа в экспериментальной группе по апробации учебников УМК «Перспектива»(2011-2013гг.), изучение работ по методике преподавания русского языка в русле диалогического подхода

Организационно – педагогические условия:
работа в должности руководителя ШМО учителей начальных классов

-Условия формирования личного вклада в развитие образованияНаучно-исследовательские условия: изучение работ философов, психологов и педагогов

Слайд 7
Коммуникативная компетентность -
(по И.А.Зимней, А.В.Хуторскому, Л.А.Петровской, Ю.Н.Емельяновой, Е.В.Сидоренко)
целостная

система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному обучению.
Она включает овладение всеми видами речевой деятельности:
слушанием (аудированием), чтением, говорением, письмом.

Развитие коммуникативной компетенции

Развитие речи

через сотрудничество

Коммуникативная компетентность - (по И.А.Зимней, А.В.Хуторскому, Л.А.Петровской, Ю.Н.Емельяновой, Е.В.Сидоренко) целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих

Слайд 8Работа в паре, группе, коллективе
Организация учебного диалога
Учет психологических особенностей
каждого ребенка
Включение

во внеурочную деятельность

Партнёрская позиция педагога

Работа в паре, группе, коллективеОрганизация учебного диалогаУчет психологических особенностей каждого ребенкаВключение во внеурочную деятельностьПартнёрская позиция педагога

Слайд 9Для того, чтобы учебный диалог состоялся
необходимо обучение самих учащихся ведению

диалога
через обучение постановке вопросов, работе в группах и парах,
ведению групповой и общеклассной дискуссии.

Виды учебного диалога

УЧИТЕЛЬ –
КЛАСС

УЧИТЕЛЬ –
УЧЕНИК

УЧИТЕЛЬ –
УЧЕНИК

УЧЕНИК –
КЛАСС

Для того, чтобы учебный диалог состоялся необходимо обучение самих учащихся ведению диалога через обучение постановке вопросов, работе

Слайд 10Пути развития
коммуникативной компетенции
на уроках русского языка
Задания-ловушки
Задания с недостающими данными
Задания,

имеющие многовариантность решения

Сюжетно-ролевые игры
Коммуникативные игры
Творческие игры

Пути развития коммуникативной компетенциина уроках русского языкаЗадания-ловушкиЗадания с недостающими данными Задания, имеющие многовариантность решенияСюжетно-ролевые игрыКоммуникативные игрыТворческие игры

Слайд 11Пути развития
коммуникативной компетентности
во внеурочной деятельности
Кружок «Развитие речи»
Кружок юных

журналистов
«Умное перышко»

Включение в проектно-исследовательскую деятельность

Пути развития коммуникативной компетентности во внеурочной деятельности Кружок «Развитие речи»Кружок юных журналистов«Умное перышко» Включение в проектно-исследовательскую деятельность

Слайд 12Работа в группах
Работа в парах
(1-2 классы)
Работа по 4-6 человек (3-4

классы)

Методы и приемы:
«Мозговой штурм»
«Корзина идей»
«Групповая дискуссия»
Игра «Продолжи»
«Снежный ком»
«Найди ошибки»
«Ручеек»
«Охота за сокровищами»

Работа в группахРабота в парах (1-2 классы)Работа по 4-6 человек (3-4 классы)Методы и приемы:«Мозговой штурм»«Корзина идей»«Групповая дискуссия»Игра

Слайд 13Мониторинг
4 класс (1 четверть): методика «Ваза с яблоками»

Мониторинг 4 класс (1 четверть): методика «Ваза с яблоками»

Слайд 14Адресная направленность личного вклада:
опыт доступен учителю с любым опытом работы

и может быть совместим с любыми образовательными технологиями и моделями преподавания.
Адресная направленность личного вклада: опыт доступен учителю с любым опытом работы и может быть совместим с любыми

Слайд 15Выступление на методическом объединении школы по теме
«Развитие коммуникативной компетенции на

уроках русского языка
в первом классе»
2. Выступление на педагогическом совете школы по теме «Роль учебного диалога в развитии коммуникативных УУД»
3. Планируется разместить материалы по теме на сайте «Открытый урок», «Завуч.инфо»

Транслируемость практических достижений

Выступление на методическом объединении школы по теме «Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка в первом классе»2.

Слайд 16Литература
1. Диагностика и развитие компетентности в общении /авт.-сост: Ю.М.Жуков, Л.А.Петровскя, М.:

Изд-во МГУ, 1991.
2.Зимняя И.А. Педагогическая технология, М.:Логос, 2001.
3.Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе, или как открывать знания вместе с детьми//Начальная школа: плюс-минус. – 1999. - №5,6,7,8
4. Мониторинг личностного развития обучающихся в условиях введения ФГОС начального общего образования/ авт.- сост:Еремина В.ю, Еделева Е.Г., Дождикова Г.Н., Неверова Л.В., Тивикова С.К., Фадеева С.А. – Н.Новгород: ГБОУ ДПО НИРО, 2012.
5.Нор И.Ю.Роль диалога в учебной деятельности//Оптимизация качества жизни школьников. Из опыта работы/сост. Г.И.Зуйкова, Л.А.Лукина. Тюмень: Информационно-издательский центр МБОУ СОШ №2, 2011.
6.Оконь В.С. Основы проблемного обучения. М.:Просвещение,1979.
7.Перспектива. Учебно-методический комплекс. Технологические карты по русскому языку.
http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=32824
8.Селевко Г.К. Современные образовательный технологии. М.: Народное образование, 1998.
9.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под редакцией А.Г. Асмолова – М., 2011
10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm



Литература1. Диагностика и развитие компетентности в общении /авт.-сост: Ю.М.Жуков, Л.А.Петровскя, М.: Изд-во МГУ, 1991.2.Зимняя И.А. Педагогическая технология,

Слайд 17Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть