Слайд 1Речевая культура и ее значение в профессиональной деятельности работников дошкольных образовательных
организаций в свете требований ФГОС ДО
Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №167»
Рачковская О.В.
Слайд 3
Литературный язык
Литературный язык – это общенародный язык.
Он объединяет людей в
единую нацию (народ).
Говорить на литературном языке – значит говорить правильно.
Слайд 4
Признаки литературного языка
Общеобязательность
Общеупотребительность
Образцовость
Устойчивость
Наличие письменной формы
Наличие
правил, которые записаны в словарях и учебниках;
Наличие вариантов для выражения одного смысла в разных ситуациях:
Слайд 5Культура речи
- это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами
произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т .д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».
Слайд 6Предмет культуры речи
Предмет культуры речи – это свойства хорошей
речи.
Хорошая, качественная речь имеет разные свойства:
- нормативные (правильность);
- коммуникативные (соответствие ситуации, понятность);
- этические (вежливость).
Эти свойства хорошей речи являются предметом изучения культуры речи.
Слайд 7Нормы литературного языка
орфоэпические (произношения) и акцентологические (ударения) – нормы устной
речи;
орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи;
лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи;
стилистические.
Слайд 8 Поставьте ударение в словах:
договор, добыча, диспансер, досуг, заговор, каталог, ломоть,
дремота, морщить, обеспечение, оптовый, хаос, ходатайствую, феномен, ломота, зевота
Большинство поэтов (считали, считало)
К нам пришел,пришла(наш, наша) врач Иванова
Марина Цветаева – один, одна из лучших поэтов
В гостиной стоял (а) диван-кровать
Мать с ребенком пошла, пошли к врачу
Слайд 9ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ
Физическое развитие
Речевое развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Познавательное развитие
Слайд 10
Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи педагога и всех
окружающих.
Плодотворно работать над речью детей может только педагог, владеющий собственной речью и постоянно заботящийся об ее усовершенствовании.
Слайд 11Речь воспитателя должна быть:
грамматически правильно построенной, связной;
с ясным и
отчетливым произнесением всех звуков родного языка;
должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;
должна быть интонационно выразительной;
доступной для понимания;
с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Слайд 12Требования к речи педагога
Правильность – соответствие речи языковым нормам.
Точность –
соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
Слайд 13В качестве недостатков словаря воспитателей можно назвать:
Частое употребление слов с
уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.);
Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);
В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;
Использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей.
Слайд 14КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА
обладает высокой степенью диалогичности в общении;
проявляет выдержку, внимание, тактичность
и другие профессионально значимые качества;
умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации общения;
обладает развитыми коммуникативными навыками и др., а также качествами речи.
Слайд 15Коммуникативные качества речи
Точность
Понятность
Чистота
Выразительность
Слайд 16Коммуникативная компетентность педагога в образовательной организации
основные составляющие:
- мотивационно-ценностная (готовность педагога к
профессиональному совершенствованию, потребность в профессиональном росте, стремление к саморазвитию и самореализации)
- когнитивная (что специалист знает по данному вопросу);
- операциональной (как специалист реализует свои знания на практике)
- позиционно-ценностная (как специалист относится к данной сфере своей деятельности).
Слайд 17УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ И ОБЩЕНИЯ
Интересно организовать жизнь
ребенка.
Постоянно побуждать ребенка говорить.
Создать соответствующую среду.
Дать детям одинаковые стартовые возможности.
Слайд 18
Уголки художественной литературы в соответствии с
возрастом и образовательными потребностями детей.
Игры
и пособия для развития мелкой моторики пальцев рук.
Дидактические игры по лексическим темам, направлениям речевого
развития дошкольников
Картотеки артикуляционных, дыхательных и голосовых упражнений,
стихотворений для заучивания с детьми.
Игровые модули для организации сюжетно-ролевых игр.
Наборы предметных и сюжетных картинок для рассматривания детьми.
Игрушки-маркеры.
Наборы для театрализованной деятельности.
Создание богатой коррекционно-развивающей среды
в группах :
Слайд 19ЗАКОНЫ ОБЩЕНИЯ
Закон отзеркаливания - в процессе коммуникации одному собеседнику свойственно автоматически
копировать стиль общения другого собеседника..
Закон зависимости эффективности общения от объёма коммуникативных усилий: чем больше коммуникативных усилий затрачено говорящим, тем будет выше эффективность его речевого воздействия на слушающих.
Закон речевого поглощения эмоций: при связном рассказе о переживаемой эмоции она поглощается речью и исчезает.
Закон ритма общения: соотношение говорения и молчания в речи каждого человека является постоянной величиной, т.е каждому человеку в день необходимо определённое время говорить и определённое время молчать и др.
Слайд 20
Успешность общения - процесс, в который оба партнера должны сделать равный
вклад, чтобы достигнуть состояния взаимной удовлетворенности. Основными психологическими критериями успешности общения следует считать легкость, спонтанность, свободу, контактность, коммуникативную совместимость, адаптивность и удовлетворенность.
Слайд 21
Эффективное общение - общение, которое в полной мере обеспечивает взаимное понимание
и взаимную эмпатию партнеров по общению.
Слайд 22 Прагматический компонент «взаимодействия», являясь условием и базовым компонентом коммуникативного акта, представляет
собой коммуникативную систему, состоящую из совокупности вербальных и невербальных средств общения. Верхний ярус данной системы занимают средства/сигналы взаимодействия, включающие, с одной стороны, полифункциональные средства авторизации, с другой – средства адресации. Средства авторизации представлены широкой палитрой направленных на адресата коммуникативных единиц дискурсивной деятельности.