Слайд 1
Тема: «Развитие творчества и самостоятельности детей посредством лепки. Приёмы и методы
использования в лепке с детьми дошкольного возраста».
Воспитатель : Золотарева Н.В.
Слайд 2Лепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно,
трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов.
Слайд 5Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети
с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.
Слайд 6Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что
необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.
Слайд 7Декоративная лепка в детском саду способствует обучению детей предварительному обдумыванию темы
работы, созданию заранее эскиза в качестве рисунка, обучает условно подбирать роспись и форму предмета. К примеру, солонка в форме цветка, крылья жука или птицы расписываются геометрическим или растительным орнаментом.
Слайд 8Существует 3 способа лепки:
1. конструктивный – предмет
делится из отдельных
частей,
затем скрепляется.
Слайд 9 2. пластичный – лепка из единого куска, путём преобразования.
Слайд 103. комбинированный – сочетание конструктивного и пластичного способов.
Слайд 11Лепка в первой младшей группе.
Лепные работы детей характерны неотчётливой формой,
потому, что дети работают всей кистью руки, так как движения пальцев ещё не развиты и слабо координированы. В этот период в основном знакомят с глиной и пластилином производят с ней игровые действия (расплющивают, отрывают комочки). Перед детьми не ставится цель что-либо изобразить. Этот период называется до изобразительный. Под руководством воспитателя дети постепенно начинают изображать определённые предметы.
Слайд 12Задачи первой младшей группы:
1. заинтересовать детей новым видом деятельности
– лепкой;
2. познакомить детей с материалами и показать его изобразительные возможности;
3. воспитывать у детей желание самим лепить несложные предметы;
4. обучать простейшим техническим приёмам (отрывать, раскатывать, соединять части);
5. приучать детей к выполнению определённых правил, культуре труда (работать на дощечке, не разбрасывать, не пачкать).
Слайд 13Лепка во второй младшей группе.
Дети знакомы с материалом и знают, что
можно лепить. Однако, ещё не существует связи между движением рук и формой.
Слайд 141. совершенствовать у детей умения раскатывать ком глины между ладонями прямыми
движениями (карандаши, столбики для забора, колбаски);
2. учить детей соединять концы валика, для получения кольца (бублик, баранки, колёсики);
3. учить детей раскатывать между ладонями конусообразную форму (морковка), путём вытягивания одной стороны;
4. учить лепить предметы округлой формы, скатывать ком глины круговыми движениями (шарики, мячики, яблочки);
5. учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких частей (пирамидка, снеговик), накладывание одной части на другую и придавливается (соединение частей).
Задачи второй младшей группы:
Слайд 15Лепка в средней группе:
У детей пятого года жизни достаточно окрепла мышечная
система рук, расширился словарный запас, и в связи с этим появилась регулирующая роль речи (планируют свою работу, лучше понимают воспитателя). Дети начинают выделять функциональные признаки предмета, это облегчает процесс изображения. Дети становятся более внимательными к процессу занятия.. У детей нет ясного представления о предметах и формах, строении, нарушаются пропорции, нет чёткости в передаче формы, не прочно скрепляются части (скрепление путём сглаживания).
Слайд 16Задачи в средней группе:
1. Продолжать воспитывать у детей устойчивый интерес к
занятиям по лепке;
2. уточнять представления о формах предметов, их строении, пропорциях и деталях;
3. учить детей техническим навыкам (лепить формы пальцами, плотно скреплять части, делать мелкие детали путём прощипывания);
4. учить детей самостоятельно использовать некоторые способы лепки и выбор темы на занятиях по собственному замыслу.
Слайд 17Лепка в старшей группе.
К 6-ти годам дети накопили некоторый опыт
в лепке.
Их изделия стали более разнообразны, не только по содержанию, но и по способу изображения. В этот период начинается процесс окостенения кисти руки, крепнут мелкие и крупные мышцы. Благодаря этому появляется возможность для более точных и сложных действий. Движения во время лепки более точные, так как повысился зрительный контроль за действиями пальцев. На основе сформированных зрительных образов, дети лепят чаще предметы в движениях, но, как правило, не задумывают действие. Дети старшей группы больше лепят
по представлению и по замыслу
Слайд 18Задачи в старшей группе:
1. продолжать поддерживать у детей интерес к занятиям
по лепке;
2. учить детей передавать во время изображения основной характер форм (пропорции, строение, наиболее характерные детали);
3. учить детей создавать сюжетные композиции;
4. обучать детей декоративной лепке: украшать изделия наклёпами, углублённым рельефом, расписывать гуашью или ангобами (краситель, который сделан из глины другого цвета);
5. обучать детей пластическому способу лепки, т.е. лепке из целого куска.
Слайд 19Лепка в подготовительной группе. Лепные изделия детей выразительнее, интереснее, разнообразнее, так
как у детей накопился запас представлений. Во время наблюдений дети более полно воспринимают явления окружающей действительности и лучше ориентируются в пространстве. У детей появляется желание передавать форму, пропорции, детали дополняющие образ, они более точно могут передавать движения.
Слайд 20Задачи в подготовительной группе:
1. Учить передавать характерные движения человека и
животного (лошадь скачет, девочка танцует);
2. Развивать у детей чувство композиции лепить структурные группы из 2-3 фигур, передавать пропорции, динамику, соотношение предметов по величине;
3. Учить лепить посуду разными способами (ленточный, круговой наклёп, выбирание глины);
4. Продолжать учить детей выполнять декоративную лепку разными способами;
5. Учить лепить предметы по представлению и с натуры.
Слайд 21Создание развивающей среды
(уголок эстетической деятельности)
Глина, пластилин, тесто, другие лепные массы.
Влажная
салфетка, вода, подкладная доска.
Инструментальный нож, формовочный нож, пластмассовые и деревянные стеки.
Альбомы и книги для рассматривания
Заготовки
Альбомы с образцами, алгоритмами,
моделями и схемами
Набор игр-упражнений и материалов.
Слайд 52Литература
«Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию». Н.П Сакулиной; Т.С Комаровой.
«Изобразительная деятельность
в детском саду» ; И.А.Лыкова.