Презентация, доклад Развитие речи детей дошкольного возраста.

Содержание

Значительное влияние на формирование представлений подрастающего поколения об окружающем мире оказывают многовариантные ролевые ситуации и различные формы подачи информационного материала. К числу таких форм принадлежат и развивающие игры, без которых сегодня невозможно представить полноценное воспитание ребенка

Слайд 1МДОУ КВ «Детский сад № 16» «Развитие речи детей дошкольного возраста»
Разработала:

воспитатель Федорова Л.П.

Воронеж 2016 г.

МДОУ КВ «Детский сад № 16»   «Развитие речи детей дошкольного возраста»Разработала: воспитатель Федорова Л.П.Воронеж 2016

Слайд 2Значительное влияние на формирование представлений подрастающего поколения об окружающем мире оказывают

многовариантные ролевые ситуации и различные формы подачи информационного материала. К числу таких форм принадлежат и развивающие игры, без которых сегодня невозможно представить полноценное воспитание ребенка ни в семье, ни в детском образовательном учреждении.
Предлагаемые рассказы по картинкам, призваны через призму освоения зоны ближайшего развития дошкольника и дошкольника в некоторой перспективе, т. е. младшего школьника, содействовать интеллектуальному становлению последнего, формированию у него гуманитарной культуры, расширению кругозора.
Предлагаемые картинки, рассчитаны на эмоциональное восприятие полотен живописи, запечатлевших величайших отечественных мастеров кисти и их творения. Посредством игры картинки позволяют сформировать у детей первые представления о бесценных шедеврах изобразительного искусства и сделать эти шедевры узнаваемыми, запомнить их содержательную составляющую, имена художников-творцов, музеи - места хранения.
Призванные в дальнейшем превратиться в прочные знания, первые представления дошкольников, вовлеченных в настоящую игру, безусловно, составят конструктивную зону их ближайшего развития по материалам упомянутых сюжетов.
Значительное влияние на формирование представлений подрастающего поколения об окружающем мире оказывают многовариантные ролевые ситуации и различные формы

Слайд 3Обучение детей рассказу по картине
(вторая младшая группа)

В работе с детьми

4-го г. жизни развитию навыков разговорной речи должно быть уделено самое пристальное внимание. Детей следует учить:
●понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;
●задавать вопросы самого разного характера;
●активно включаться в разговор;
●принимать участие в драматизациях;
●объяснять содержание картины, правила поведения, устройство несложной игрушки и т. п.
Во второй младшей группе дошкольников начинают готовить к обучению рассказыванию. При повторном рассказывании воспитателя об игрушке (предмете) дети активно договаривают незакон- -ченные таг фразы ("«Мяч большой и синий. Это...» — «Резиновый мяч». — «Если ударить мячом об пол...» — «Он подпрыгнет» и т. п.).
Развитие связной речи особенно эффективно осуществляется на занятиях по рассматриванию сюжетных картин, которые проводятся ежемесячно. Для детей 4-го г. жизни" целесообразно использовать следующие картины: «Едем в автобусе», «Едем на лошадке», «Помогаем товарищу»; «Играем с песком» (автор Е. Батурина); «Дети играют в кубики». «Зимой на прогулке», «Праздник I Мая в. детском саду», «Дети кормят курицу и цыплят» (авторы Е. Радина и В. Езикеева); «Летом» (автор О. Соловьева); «Коза с козлятами» (автор С. Веретенникова).
Обучение детей рассказу по картине (вторая младшая группа)В работе с детьми 4-го г. жизни развитию навыков разговорной

Слайд 4Эффективность занятия во многом определяется умением воспитателя с самого начала заинтерисовать

детей. Например педагог рассказывает: «На_дворе зима, на улице снег, можно кататься на санках, а можно сделать из снега горку. После занятия и мы с вами пойдем гулять. А сейчас я хочу познакомить вас с детьми, которые уже гуляют». Показывает картину «Зимой на прогулке» и задает вопросы, которые являются ведущим приемом при рассматривании. Они должны помочь детям уяснить общий смысл картины, стимулировать ребенка к целенаправленному описанию предметов (явлений); направлять его внимание на взаимосвязь деталей картины. Кроме того, при рассматривании картины нужны вопросы, которые дадут ребенку возможность высказать свое умозаключение, что-то предположить, в чем-то Эти вопросы условно можно представить так:
1) вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода. Например: «Почему остановили лошадку?» («Надо ее напоить»); «Почему не едет автобус?» («Потому, что опаздывает маль­чик, а шофер ждет его»);
2) вопросы, мобилизующие личный опыт ребенка. Например: «Почему у Лены из песка получается такой красивый заборчик и песок не рассыпается?»; «Дети делают из снега маленькую горку. Как вы думаете, какой в этот день снег на дворе?»;
3) вопросы, требующие ответа-предположения, выходящего за пределы изображенного. Они позволяют связать несколько действий в единую цепочку, сказать не только о настоящем, но и о прошедшем, о будущем. Это эффективное средство для активизации мыслительной деятельности ребенка.
Эффективность занятия во многом определяется умением воспитателя с самого начала заинтерисовать детей. Например педагог рассказывает: «На_дворе зима,

Слайд 5Выбрав картину для рассматривания, воспитатель должен сам заранее хорошо разобраться в

её содержании, составить рассказ и затем уже наметить вопросы. Желательно. чтобы рассказ имел завязку. Это могут быть 1—2 фразы, заключающие в себе эмоциональное отношение рассказчика к изображаемому (Ох, как трудно собирать башенку. Ни у Кати, ни у Димы работа не ладится!»).
При составлении рассказа -нужно следить за тем, чтобы одно высказывание дополняло другое, чтобы была показана связь между отдельными частями (фрагментами) картины.
В рассказ педагога должны входить предложения, содержащие вопрос, восклицание, прямую речь. Если позволяет содержание картины, заканчивать его следует так, чтобы последние фразы передавали отношение рассказчика к изображенным событиям («Катя слушала-слушала, да и надела правильно сразу несколько колец. Вот молодец-то).
Выбрав картину для рассматривания, воспитатель должен сам заранее хорошо разобраться в её содержании, составить рассказ и затем

Слайд 10Обучение детей рассказу по картине (средняя группа)
Картины должны быть просты по

композиции и доступны детям по содержанию. Количество персонажей и предметов невелико (1-3). Это позволяет ребенку выделить и охарактеризовать главное, установить связи между объектами, понять (при соответствующем объяснении взрослого) намерения и мотивы действий персонажа, его отношение к окружающему.
При обучении рассказыванию по картине ведущим приемом является образец. Рассказ воспитателя должен состоять из 7— 10 предложений (в конце года из 10—13) и отражать конкретное содержание картины быть интересным, эмоциональным и образным.
Первые самостоятельные рассказы детей, как правило, содержат 2—3 предложения. В одних случаях это попытка, ориентируясь на образец, передать главное («У черной собаки два щенка. Один около собаки лежит, а другой стоит около собаки»), в других, также ориентируясь на образец, воспроизвести то, что наиболее интересно самому ребенку («Хозяйка принесла собаке миску с едой. Воробьи клюют и не боятся собаки»).
Умением составлять описательные рассказы по картине дети овладевают довольно легко. К концу года их рассказы могут состоять из 5—8 предложений и отличаться последовательностью изложения.
Обучение детей рассказу по картине (средняя группа)Картины должны быть просты по композиции и доступны детям по содержанию.

Слайд 15Обучение детей рассказыванию по картине (старшая группа)
В течение года дети составляют

рассказы по 4—5 настенным картинам. Для данной возрастной группы рекомендуются следующие сюжеты из серий картин для детских садов: серия «времена гoдa», серия «дикие животные», пособие «Звучащее слово».
Ознакомление детей с сюжетной картиной и составление описательных рассказов осуществляется на одном занятии. Можно показать картину заранее, но можно и не делать этого! В процессе рассматривания педагог учит воспитанников характеризовать место и время действия, поощряет стремление ребенка увидеть картину по-своему и рассказать о ней, не копируя ответы товарищей.
Подготовка дошкольников к восприятию картины может проходить по-разному:
● детям предлагаются вопросы, побуждающие к размышлению (дав детям высказаться, педагог говорит, что ответ на его вопрос может дать картина, которую он сейчас покажет);
● воспитатель читает небольшой рассказ на аналогичную тему (к занятию по картине «Зимние развлечения» — отрывок о зиме из рассказа Ушинского «Четыре желания»);
● дети слушают программные музыкальные произведения;
● дети вместе с педагогом рассматривают кукол в национальных
Обучение детей рассказыванию по картине (старшая группа)В течение года дети составляют рассказы по 4—5 настенным картинам. Для

Слайд 16Чтобы дети лучше поняли содержание картины и она вызвала у них

положительно-эмоциональное отношение, воспитатель должен предусмотреть разнообразные вопросы и задания («Вам нравится картина? Как вы думаете, о чем она?»).
Работа над названием картины в старшей группе может включать 2 типа заданий: придумать название к картине, по возможности точно отражающее ее содержание, сопоставить его с авторским; выбрать название картины из нескольких, прёдложенных воспитателем («Зайцы», «На лесной полянке», «Нежданный гость», «Вот тебе и обед!» — к картине «Зайцы»),
Самую большую группу должны составлять вопросы, требующие оветов-размышлений, доказательств, заставляющие ребенка сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы или предположения (по существу сюда входят и вопросы о том, как лучше назвать "картину и почему). Педагогу следует вдумчиво, с доверием относиться к поискам детей. Тогда и в процессе беседы и в самостоятельных рассказах они будут охотнее делиться своими впечатлениями и догадками. Мыслительная деятельность, направленная на выявление связей и зависимостей, способствует и эмоциональному восприятию картины.
Вопросы, которые педагог задает по ходу рассматривания, должны быть сгруппированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок "мог составить законченный рассказ по одному из фрагментов картины. Чтобы не нарушить целостности—восприятия—картины, необходимо предусмотреть фразу-связку, нацеливающую детей на рассматривание очередного фрагмента и объединяющую одну часть рассказа с последующей.
Чтобы дети лучше поняли содержание картины и она вызвала у них положительно-эмоциональное отношение, воспитатель должен предусмотреть разнообразные

Слайд 17«Стоял тихий вечер. Ежиха вывела ежат на лесную полянку,— рассказывает педагог.

И спрашивает: — Вы согласны со мной? Видите лесную полянку? Опишите ее». Заслушивает ответы детей и опять дает фразу-связку: «Ежата разбежались по полянке». Предлагает детям рассказать про ежат. Когда эта тема будет исчерпана, воспитатель снова включается в рассказывание: «Ежиха не мешает ежатам знакомиться с полянкой и ее обитателями. У нее свои дела». «Да,— подтверждают дети,— она охотится за улиткой». И рассказывают об этом.
Рассматривание завершается рассказом воспитателя, который он составляет заранее, опираясь на этот образец, педагог намечает вопросы к беседе и предусматривает фразы-связки, позволяющие избежать таких мешающих восприятию вопросов, как «А что ты видишь еще? Про что можно еще рассказать?» И т. п.
Заканчивать рассказ следует фразой, содержащей оценку картины в целом. Это придает рассматриванию законченность и в дальнейшем поможет детям найти удачную концовку для собственных рассказов. Например: «Что ни говори, а зима — чудесное время года!» («Зимние развлечения»).
Занятия по описанию картин следует чередовать с занятиями посвященными рассказыванию по картинкам, открыткам (в течение года — по 4—5 картинкам), на которых изображены: а) единичные статичные предметы на нейтральном фоне; б) объекты в действии; в) цепочка сюжетно-развивающихся действий (картинки с фабульным развитием действия).
«Стоял тихий вечер. Ежиха вывела ежат на лесную полянку,— рассказывает педагог. И спрашивает: — Вы согласны со

Слайд 18Предметные картинки целесообразно группировать по темам: «Транспорт», «Одежда» и др. В

этом случае заканчивать занятие следует упражнением на группировку и классификацию предметов.
Обучая детей составлению описательных рассказов, воспитатель предлагает образец рассказа или план описания. Приведем пример занятия.
На мольберте — 3 крупные картинки: гриб (съедобный), ветка рябины, букет осенних листьев. Аналогичные картинки у детей на столах. Воспитатель предлагает рассмотреть одну из картинок. Рассказывает:
«Ранняя осень подарила мне чудесный белый грибок. Он небольшой, на толстой ножке. Темно-коричневая шляпка чуть сдвинута на бок. Смотреть на этого маленького крепыша — одно удовольствие». Затем воспитатель говорит: «Я знаю, что не одной мне осень подарила, грибок. У кого еще гриб и какой именно?» Далее заслушиваются 2—3 рассказа.
«Смотрю я на дары осени и удивляюсь,— продолжает разговор воспитатель,— какие они разные и как их много. Особенно хорош вот этот подарок»,— указывает на ветку рябины. Кто-нибудь из воспитанников (или сам педагог) дает описание. Далее 2—3 ребенка рассказывают о своих ветках рябины, а остальные слушают и определяют, чей рассказ получился наиболее подробным и интересным. Затем дети могут рассказать об осенних листьях. Каждую описанную картинку воспитатель выставляет на мольберт. В заключение дети рассказывают о щедрых дарах осени.
Предметные картинки целесообразно группировать по темам: «Транспорт», «Одежда» и др. В этом случае заканчивать занятие следует упражнением

Слайд 19Аналогично проводятся занятия по картинкам, изображающим предметы одежды, посуды, транспортные средства,

животных.
Для занятий по картинкам, изображающим объекты в действии, целесообразно использовать открытки (отдельные и в наборах), выпускаемые издательством «Изобразительное искусство», а также почтовые поздравительные открытки, бланки праздничных телеграмм.
Занятие может проходить так. Воспитатель раздает всем открытки, причем у 4—5 детей могут быть одинаковые изображения. Вначале педагог вызывает для рассказывания ребенка со слабо развитыми речевыми навыками, затем более сильного в этом отношении воспитанника и, наконец, ребенка, умеющего рассказывать подробно и увлекательно. Можно предложить детям посоревноваться в умении сочинять подробный и интересный рассказ. При этом сравнивать надо описания, составленные детьми с одинаковым уровнем речевого развития по одной и той же картинке.
Занятие можно организовать и по-другому. Воспитатель раскладывает открытки на своем столе. Обращается к детям: «Большой ваш друг Ушастик (Чебурашка, утенок Кряк или др.) прислал веселые картинки. Он очень надеется, что рассказы, которые мы сегодня услышим, будут интересными».
Аналогично проводятся занятия по картинкам, изображающим предметы одежды, посуды, транспортные средства, животных.Для занятий по картинкам, изображающим объекты

Слайд 20Более сложный вариант занятия — объединение описательных рассказов, составленных детьми по

отдельным картинкам, в единый сюжет («Новогоднее путешествие Деда Мороза», «К Ушастику на день рождения» и др.). Для этого вида работы требуются 5—6 разных открыток (по одной на каждого ребенка). Дети по очереди рассказывают о том, как Дед Мороз спешил в новогоднюю ночь поздравить всех ребят нашей огромной страны (что у него был за транспорт, как выглядел сам Дед Мороз, какою была окружающая его природа).
Для занятий с картинками, представляющими сюжет в развитии, используются наборы из специально созданной серии. Дети составляют рассказы на следующие темы: «Путешествие в зонтике», «Как мышка перехитрила кошку», «Новенькая», «Молодец, малыш!» и др. Работа организуется таким образом. Воспитатель предлагает детям разложить по порядку 3—4 картинки из набора. Вызывает ребенка. Тот описывает картинку, с которой начинается сюжет, составляет по ней рассказ. «Не хотите ли что-нибудь спросить у рассказчика, что-то уточнить, добавить?» — обращается к детям педагог. Затем по этой же картинке заслушиваются еще 1—2 рассказа. Так же рассматриваются и описываются остальные картинки. После этого заслушиваются рассказы 2—3 детей по всем картинкам сразу.
Более сложный вариант занятия — объединение описательных рассказов, составленных детьми по отдельным картинкам, в единый сюжет («Новогоднее

Слайд 25Обучение детей рассказу по картине (подготовительная группа)
Для обучения рассказыванию используются следующие

сюжеты из серий картин для детских садов: (серия «Наши маленькие друзья»); (картины для сельских детских садов), «Белки», «Лиса с лисятами» (серия Дикие животные»), «Наша Таня» (все картины серии).
На занятиях по картине необходимо упражнять детей в следующих умениях:
● придумывать свое название картины, мотивировать его;
● точно характеризовать время и место действия (летний день, полдень, закат; недалеко, вблизи, около, перед, за, из-за и т. п.)
● выявлять причинно-следственные зависимости, рассказывать о них по-своему, не подражая товарищам;
● передавать содержание картины в определенной последовательности, переходя от характеристики одной темы сюжета к другой. Например, рассказывая по картине «Белки», ребенок должен вначале охарактеризовать время года и время суток, затем описать окружающую природу и далее рассказать о бельчатах и их занятиях;
● в ответах товарищей замечать отступления от логики изложения и тактично указывать на это рассказчику: «Мне кажется, что твой рассказ был бы лучше, если бы ты...».
Обучение детей рассказу по картине (подготовительная группа)Для обучения рассказыванию используются следующие сюжеты из серий картин для детских

Слайд 26Рассматривание картины должно занимать 8—10 мин. На занятии следует заслушивать 5—6

рассказов. В данной возрастной группе целесообразны задания типа «Кто расскажет интереснее?», «Кто расскажет подробнее?» И др.
Для составления рассказов по картинкам, на которых сюжет представлен в развитии, можно использовать сюжеты: «Мы для милой мамочки», «Тяпа и Топ сварили компот», «Старый товарищ», «Взяла с собой» и др. (автор серии В. В. Гербова). Педагог показывает воспитанникам набор картинок в произвольной последовательности. Дети восстанавливают ход событий, рассказывая о каждом сюжете в отдельности, а потом о теме в целом. Заслушав описание той или иной картинки, воспитатель спрашивает у детей, нет ли у них вопросов к рассказчику, не хотят ли они что-либо! уточнить, дополнить. При этом отрабатываются обращения детей друг к другу типа «Ответь (скажи), пожалуйста...»; «Будь добр, объясни...»; «Мне кажется, что...» и др. На одном занятии можно использовать 2 набора картинок (один новый, а второй уже известный детям). Надо рассказать детям, что не следует делать такие вступления, как «На первой картинке изображено (нарисовано), на второй картинке...» и т. д. Лучше начать рассказ так: «Однажды утром...» или: «Это событие произошло...» и т. п.
Рассматривание картины должно занимать 8—10 мин. На занятии следует заслушивать 5—6 рассказов. В данной возрастной группе целесообразны

Слайд 30Доклад окончен. Благодарю за внимание

Доклад окончен.  Благодарю за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть