Слайд 1 Выполнила воспитатель
МБДОУ «Детский сад №85
комбинированного вида»
города Орла.
Пырсина
Татьяна Геннадьевна
«Современные здоровьесберегающие
технологии в детском саду»
Слайд 2Здоровье ребенка – превыше всего …
И наша задача сохранить его.
Слайд 3«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и
социального благополучия, а
не только отсутствие физических
дефектов»
Всемирная организация здравоохранения
Слайд 4 Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направленны на решение приоритетной задачи
современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в образовательном учреждении: детей, педагогов и родителей.
Слайд 5Актуальность
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает
познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.
Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, формированию осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Слайд 6Цели здоровьесберегающих технологий в детском саду
Обеспечение и поддержание здоровья воспитанников на
высоком уровне
Формирование осознанного отношения ребенка к своему
здоровью
Формирование умения поддерживать свое здоровье
Поддержание связи с родителями в работе валеологической направленности
Просвещение взрослых в плане культуры здоровья
Слайд 7Задачи здоровьесбережения
сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной
работоспособности
создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей
создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения
Слайд 8Виды
здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Медико-профилактические
Физкультурно-оздоровительные
Вале логическое просвещение родителей
Здоровье сбережение и
здоровьеобогащение педагогов В ДОУ
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
Слайд 9Здоровье сберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
Организационно-педагогические технологии, способствующие предотвращению
состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний
Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем
здоровье и формированию культуры здоровья
Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми
Слайд 10 Ведущий принцип таких технологий –
учет личностных особенностей
ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Слайд 11Виды здоровьесберегающих технологий
Подвижные и спортивные игры (проводятся ежедневно
в соответствии с возрастом
детей, проводим в процессе занятий и в свободное время)
Слайд 12Гимнастика пальчиковая (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение,
быстроту реакции; рекомендована всем детям, особенно с речевыми проблемами, проводим в процессе занятий)
Слайд 13Можно предложить провести физ. минутки кому-нибудь из детей; рекомендуются для всех
детей в качестве профилактики при утомлении, проводим в процессе занятий
Динамические паузы (физкультминутки)
использование приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.
Слайд 14Релаксация (проводится для всех возрастных групп, при этом используется спокойная музыка,
звуки природы);
Гимнастика утренняя (ежедневно, утром, перед завтраком во всех группах);
Комплексное закаливание (с младшего дошкольного возраста: обливание стоп, полоскание горла водой комнатной температуры, ходьба по ребристой поверхности)
Игровой самомассаж (в зависимости от поставленных целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего возраста);
Гимнастика коррегирующая (проводится ежедневно после дневного сна);
Гимнастика дыхательная (способствует развитию и укреплению грудной клетки; проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы);
Гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения; проводится ежедневно с младшего возраста в зависимости от зрительной нагрузки, проводим в удобное время );
Слайд 16«Самая лучшая игрушка для ребенка – это кучка песка.»
К. Д.Ушинский
Впервые идея
использования песка в игре была реализована английским детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 1930 году. Сегодня «песочницу» активно используют в когнитивно-поведенческой и семейной терапии и в арт-терапии.
Слайд 17 «Песочная терапия»
Получила широкое распространение в России в 90-х годах 20
века, и связано это было с развитием арт-терапии.
Наиболее известные отечественные специалисты - ученые, адаптируемые данный подход являются:
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. (доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии),
Грабенко Т.М.(кандидат педагогических наук, проректор по научной работе Института сказкотерапии).
Слайд 18Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить
его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Ребенок выбирает мосты между внутренними и внешними мирами.
Слайд 20Ключевые задачи (направления)
Развитие творческих, созидающих возможностей личности;
Формирование эмоционального равновесия и позитивного
восприятия мира;
Формирование позитивных коммуникативных моделей;
Творческая коррекция проблемных ситуаций;
Коррекция страхов, замкнутости, агрессивности;
Повышение личностного потенциала ребёнка (уверенность, самостоятельность, ответственность);
Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения);
Развитие навыков общения.
Слайд 21Какие дети нуждаются в песочной терапии?
С повышенным уровнем тревожности;
Гиперактивные;
С проявлением агрессивного
поведения;
С трудностями в общении;
С задержкой психического развития;
С проблемами в детско-родительских отношениях;
С переживанием психотравмирующих ситуаций;
С наличием страхов и переживаний.
И многие другие.
Слайд 22Что необходимо для песочной терапии?
Песочница.
Песок.
Лопатки, грабли, сеялки, кисти и
тд.
Вода. Давать дозированно.
Коллекция минифигурок, здания, животные, транспорт и тд.
Слайд 26Рекомендации по проведению занятий:
Желательно, чтобы дети работали стоя – так у
них будет больше свободы движений;
Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный);
Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком;
Слайд 27Рекомендации по проведению занятий:
Перед началом и после занятий, детям следует вымыть
руки;
Перед проведением занятия необходимо провести инструктаж по технике безопасности и правилам работы с песочницей;
Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка;
С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке;
После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой.
Слайд 28Наглядные методы
презентации, показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций
Формы и методы
песочной
терапии в работе
Диагностическая
Коррекционная
Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом элементы экспериментирования, наблюдения
Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации)
Словесные методы - беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы, использование потешек, прибауток.
Слайд 29Почему мы взяли методику игр с песком в работе с детьми
Слайд 31В работе с нашими детьми будут полезны игры:
«Отпечатки
наших рук», «Что же спрятано в песке?», «Откапай разгадку», «Что изменилось», «Найди свою пару», «Школа» и т.д.
Слайд 32Игры: «Путешествие в страну «А», «С милым звуком «Е», « С
волшебником «И»», «Путешествие в страну букв» помогут развивать фонематический слух и легче осваивать обучение письму и чтению.
Слайд 33«Путешествие на другую планету», «Жизнь под водой», «Египетские пирамиды», «Путешествие по
истории», «Путешествие по городам и странам» развивают познавательную сторону личности ребенка.
Слайд 34Создавая рисунки и узоры на песке
помощью палочки и разноцветных бусин,
стекляшек, ракушек можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины, что способствует развитию творческой фантазии ребенка.
Слайд 35Если у ребенка прослеживается чувство тревожности, незащищенности и конфликтности, то можно
поиграть в игру:
«Победитель злости»
Слайд 36Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и
чувствуют себя настоящими Волшебниками
Слайд 37Занятия, проводимые в песочнице, обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.
Во-первых,
такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, обогащению словарного запаса, произвольного внимания и памяти. Что очень важно для будущих первоклассников. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Слайд 38Спасибо за внимание,
уважаемые родители!
Слайд 39Список используемой литературы:
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко « Чудеса на песке» практикум
по песочной терапии. Из-во « Речь» 2005 год
2. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко « Игры в сказкотерапии» СПб 2008