Презентация, доклад Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях.

Содержание

В соответствии с Законом РФ « Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения,35 -40% -

Слайд 1МОУ СОШ № 5 г. Всеволожск
Учитель-логопед Назарова Т.В.
Здоровьесберегающие технологии на логопедических

занятиях
МОУ СОШ № 5 г. ВсеволожскУчитель-логопед Назарова Т.В.Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях

Слайд 2В соответствии с Законом РФ « Об образовании» здоровье школьников относится

к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения,35 -40% - хронические заболевания.
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты НОО и НОО детей с ОВЗ ставят одной из задач образования – охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия.



В соответствии с Законом РФ « Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в

Слайд 3В логопедической практике накоплено достаточно эффективных средств коррекции, применяемых в специальной

педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но общему оздоровлению детей младшего школьного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие методы и приёмы оптимизируют процесс коррекции речи детей, делают его интереснее и разнообразнее.

Дыхательная гимнастика

Мимическая гимнастика

Психогимнастика

Артикуляторная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Биоэнергопластика

Су-джок массаж

Кинезиологические упражнения

Гимнастика для глаз

В логопедической практике накоплено достаточно эффективных средств коррекции, применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных

Слайд 4Дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а

также в комплексе с различными движениями способствуют усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей. Одной из важнейших целей логопедического воздействия является формирование диафрагмально-реберного дыхания, как функции саморегуляции, т. к. ритм дыхания-единственный из всех телесных ритмов, подчиняющийся сознательной регуляции со стороны человека.

Дыхательная гимнастикаДыхательные упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями

Слайд 5Ракета
Воздушный шарик
Рисование букв
Веточка
Крокодил
(описание в приложении)

Важнейшее условие правильной речи- это плавный длительный

выдох(речевое дыхание). При этом решающую роль играет носовой вдох. Научив детей контролировать дыхание, осознанно его регулировать, можно тем самым включить функции произвольной регуляции. В своей практике я использую следующий комплекс дыхательных упражнений:
РакетаВоздушный шарикРисование буквВеточкаКрокодил(описание в приложении)Важнейшее условие правильной речи- это плавный длительный выдох(речевое дыхание). При этом решающую роль

Слайд 6Мимическая гимнастика и психогимнастика
Упражнения для развития мимики способствуют снятию напряжения в

мышцах ,иннервируемых тройничным(жевательные, височные, крыловидные) и лицевым нервом(круговая мышца рта, скуловая и др.) С психологического ракурса-помогают снять тревогу и сосредоточиться перед письменной работой. При выполнении мимической гимнастики дети учатся понимать состояние человека по экспрессии лица или в контекстной ситуации, развивают умение воспроизводить мимические позы.
Мимическая гимнастика и психогимнастикаУпражнения для развития мимики способствуют снятию напряжения в мышцах ,иннервируемых тройничным(жевательные, височные, крыловидные) и

Слайд 7На этапе адаптации детей к логопедическим занятиям, в качестве динамической паузы,

активно используется психогимнастика. Это эффективное средство для оптимизации языка тела. Детям предлагаются различные игры, этюды, в основе которых лежит двигательная экспрессия. Необходимо выразить какой-либо образ, наполнив его эмоциональным содержанием. В процессе работы сокращается эмоциональная дистанция между детьми, возникает чувство безопасноси.
На этапе адаптации детей к логопедическим занятиям, в качестве динамической паузы, активно используется психогимнастика. Это эффективное средство

Слайд 8В упражнениях типа: «Я спешу в школу», «Я иду по воде»,

«Я иду по горячему песку», «Я заводная игрушка» и т.п., у ребят снимаются эмоциональное напряжение, мышечные зажимы, устанавливаются контакты и чувства взаимопомощи. Благодаря невербальной пантомимике ученики развивают способность не только выражать свои чувства и мысли, но и понять другого человека. Это способствует повышению сплочённости группы, росту доверия и уверенности в себе.

В упражнениях типа: «Я спешу в школу», «Я иду по воде», «Я иду по горячему песку», «Я

Слайд 9Артикуляторная гимнастика.
Артикуляторная гимнастика - ключевой момент в логопедической работе. Её целевой

ориентир - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, а также разработка артикуляторной моторики, укрепление соответствующих групп мышц, улучшение точности движения. При выборе упражнений для артикуляторной гимнастики учитывается механизм дефектного звука, но ключевым моментом является тонус мышц. Он может быть нормальным, повышенным ( гипертонус ) и пониженным (гипотонус ). При спастичности мышц упор должен делаться на динамические упражнения, а при паретичности - на статические. После систематических занятий артикуляторной гимнастикой у детей повышается объём и сила мышц, улучшается иннервация.

Артикуляторная гимнастика.Артикуляторная гимнастика - ключевой момент в логопедической работе. Её целевой ориентир - выработка полноценных движений и

Слайд 10Пальчиковая гимнастика и биоэнергопластика
О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга

известно со II в. до н. э. Специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь, т.к. движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Пальчиковые игры- уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. При этом вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковая гимнастика и биоэнергопластикаО влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно со II в. до н.

Слайд 11Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от

степени сформированности движений пальцев. Многие исследователи относят кисть руки к речевому аппарату, т.к. центр экспрессивной речи(зона Брока) находится на двигательных моторных полях коры головного мозга. Поэтому, чтобы научить ребёнка правильно говорить, необходимо не только заниматься произносительной стороной речи, но и развивать подвижность пальцев. Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения.

После пальчиковой гимнастики полезно выполнять упражнения с элементами сопротивления, для всех суставов пальцев.
Все упражнения описаны в приложении.

Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев. Многие исследователи

Слайд 12«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био-человек как биологический объект;

энергия- сила, необходимая для выполнения определённых действий; пластика- пластичное, гибкое движение.

Для коррекционной работы учителей-логопедов наиболее значимым является соединение плавных движений кисти руки с движениями органов артикуляционного аппарата.

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био-человек как биологический объект; энергия- сила, необходимая для выполнения определённых

Слайд 13 В момент выполнения артикуляционного движения, рука дублирует положение губ или

языка. Это компенсирует дискоординацию пальцевой моторики и органов артикуляции, формирует кинестетические ощущения. Биоэнергопластика используется только на индивидуальных занятиях по постановке звуков и коррекции фонематического слуха, т.к. требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных органов.

В момент выполнения артикуляционного движения, рука дублирует положение губ или языка. Это компенсирует дискоординацию пальцевой моторики

Слайд 14Су- джок терапия один из известных общеоздоровительных методов. Стимуляция пальчиковых рецепторов,

посылающих импульсы в центральную нервную систему является эффективным средством воздействия на речевые зоны коры головного мозга. Особое место отводится большому пальцу, на котором «лицо» находится на ладонной поверхности, а «затылок», соответственно,- на тыльной стороне руки.
В своей практике я использую су-джок массажёры в виде массажных шариков, имеющих разную степень воздействия(интенсивную и чувствительную).

Су- джок терапия один из известных общеоздоровительных методов. Стимуляция пальчиковых рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему

Слайд 15За речь человека отвечают две зоны, находящиеся в коре головного мозга.

Это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную и импрессивную речь, и зона Брока, в которой формируется моторная программа речи, т.е. экспрессивная речь. По теории су-джок это верхние фаланги пальцев. Но и массаж других участков кистей рук благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поскольку происходит прилив крови к конечностям и достигается благотворный эффект от массажа. Дополнение массажа скороговорками и чистоговорками синхронизирует работу обоих полушарий мозга.
За речь человека отвечают две зоны, находящиеся в коре головного мозга. Это зона Вернике, которая отвечает за

Слайд 16Кинезиология
В настоящее время растёт количество детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые

проявляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств психики.Определённую роль в их возникновении играют нарушения функциональной ассиметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия.
Кинезиологические методики направленны на развитие межполушарной специализации, межполушарного взаимодействия и межполушарных связей, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование ЦНС, повысить протекание пcихических процессов.
КинезиологияВ настоящее время растёт количество детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые проявляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств

Слайд 17Особое значение в данных методиках имеют не только движения сжатия и

растяжения(расслабления),т.е. сочетание попеременного сокращения и расслабления мышц-сгибателей и мышц-разгибателей, но и изолированные движения каждого из пальцев. Однако ключевыми и опорными являются те упражнения, в которых используются одновременные разнотипные движения рук.
В отличие от симметричных и содружественных движений, регуляция которых, в основном происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. Осуществление и автоматизация движений такого типа предполагает создание принципиально новых нейронных сетей.
Особое значение в данных методиках имеют не только движения сжатия и растяжения(расслабления),т.е. сочетание попеременного сокращения и расслабления

Слайд 18Гимнастика для глаз
Глаза напрямую связаны с мозгом человека. От здоровья глаз

зависит не только общее здоровье человека, но и функционирование мозга. Межполушарная ассиметрия глаз отмечена более чем у 90% людей: у 60% ведущим является правый глаз, у 30%-левый. Ассиметрия зрения проявляется в остроте, величине поля зрения, способностях аккомодации. Ведущий глаз первым устанавливается на точке фиксации и управляет установкой неведущего. У ведущего глаза лучше развиты мышцы, управляющие его движением. В стрессовой ситуации ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а ведомое блокируется, соответственно ведущая «переферия» - рука, ухо, глаз перегружаются. Это особенно опасно для глаз школьников-первоклассников первоклассников, у которых формируется зрительный гнозис (звукобуквенный, цифровой, пространственный).

Гимнастика для глазГлаза напрямую связаны с мозгом человека. От здоровья глаз зависит не только общее здоровье человека,

Слайд 19При нарушениях зрения притормаживается развитие зрительного восприятия, которое в свою очередь

усложняет процессы обучения.
В своей работе я применяю упражнения, которые направлены на решение следующих задач:
1.Профилактика нарушений зрения
2.Активизация работы мышц глаза
3.Развитие зрительного восприятия.
Упражнения способствуют снятию статического напряжения, улучшают кровоснабжение, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости, совершенствуют координацию в горизонтальной плоскости. Также тренируют способность глаза фокусировать, стимулируют сокращение и расслабление зрачков, что является профилактикой астигматизма.
При нарушениях зрения притормаживается развитие зрительного восприятия, которое в свою очередь усложняет процессы обучения. В своей работе

Слайд 20Спасибо за внимание !
Далее следует приложение.

Спасибо за внимание !Далее следует приложение.

Слайд 21Дыхательные упражнения
1. «Ракета»
Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через

стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.
2. «Рисование букв»
Согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук И. Также от груди рисуется звук О(руки и зубы показывают круг), и звук У (руки и губы вытягиваются вперед).
3. «Веточка»
Медленно поднять руки вверх, сделать при этом вдох через нос. Подтянуться вверх к солнцу – задержать дыхание. Медленно выдохнуть через рот, наклоняясь вправо, руки прямые над головой. Задержать дыхание. Медленный вдох через нос. Выпрямиться. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть через рот, наклоняясь влево. Снова задержать дыхание.

Дыхательные упражнения1. «Ракета» Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх,   ладони свести

Слайд 22Артикуляторная гимнастика
Первый комплекс.
1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы

обнажены.
2.Вытягивание губ вперед трубочкой.
3. Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой.
4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
5. Язык широкий.
6. Язык узкий.
7.Чередование положений языка: вверх – вниз.
8. Подъём языка за верхние зубы.
9. Чередование движений языка вверх – вниз.
10 Чередование следующих движений языка ( при опущенном кончике): отодвигать язык в глубь рта – приближать к передним нижним резцам.

Артикуляторная гимнастикаПервый комплекс.1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.2.Вытягивание губ вперед трубочкой.3. Чередование положений

Слайд 23Пальчиковая гимнастика
Маленький паук.
Это маленький паук,
Мухам враг он, а не друг
Паутинку он

сплетает,
Мух на ужин поджидает.
Улитки.
Вот улитки – недотрожки
Вместе высунули рожки
А дотронемся до них-
Спрячут рожки в тот же миг.
Тучи
Вот столкнулись в небе тучи
Заслонили солнца лучик
Бились тучи-бом –бом!
А по небу – гром – гром!

Кисть руки опущена, подушечки пальцев опираются
на стол(паук). Пальцами медленно подергивать нитку или шнурок.




Указательный и средний пальцы обеих рук одновременно максимально вытянуть вперед.
Остальные пальцы прижать к ладони. Быстро согнуть указательный и средний пальцы, показывая, как улитки прячут свои рожки.

Кисти рук сжать в кулаки, локти развести в стороны. Направлять кулаки друг к другу и слегка сталкивать, потом ударять друг о друга. Громко похлопать в ладоши (гром).


Пальчиковая гимнастикаМаленький паук.Это маленький паук,Мухам враг он, а не другПаутинку он сплетает,Мух на ужин поджидает.Улитки.Вот улитки –

Слайд 24Кинезиологические упражнения.
Кулак –ребро –ладонь. Три положения руки на плоско­сти стола,

последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плос­кости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Вы­полняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в вы­полнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ла­донь»), произнося их вслух или про себя.
Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Пра­вой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».


Кинезиологические упражнения. Кулак –ребро –ладонь. Три положения руки на плоско­сти стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на

Слайд 25 Рисующий слон. Встаньте или сядьте в позу слона. Колени слегка

подогнуты. Наклонитесь головой к плечу. Вытяните руку вперед и рисуйте ей то, что видите, большими мазками. Затем повторите то же с другой рукой.
Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнений должны участвовать все пальцы обеих рук.
Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркаль­но-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих Полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Рисующий слон. Встаньте или сядьте в позу слона. Колени слегка подогнуты. Наклонитесь головой к плечу. Вытяните

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть