Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г . Углегорск Сахалинской области.
Детский сад №1
Пальчиковая гимнастика
Подготовила воспитатель 2 младшей группы Карпова. Е.Ю
Слайд 2Для чего нужна пальчиковая гимнастика
В последние десятилетия наблюдается возрастание интереса к
развитию мелкой моторики, в частности к ее прикладному аспекту. Ведется поиск, возрождение и создание игр и упражнений, направленных на развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук. Наиболее эффективными среди них являются пальчиковые игры. Они развивают не только мелкую моторику, но и активизируют речь, внимание, память, мышление, улучшают пространственную организацию, являются мощным средством повышения работоспособности. Помимо этого, они являются одним из методов формирования графических умений и движений для письма. В дошкольном возрасте не так важно развивать навыки письма, как механизмы, необходимые для овладения ими, ручную умелость, создавать условия для накопления ребенком двигательного опыта.
Слайд 3Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках
его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.
Слайд 4Цели и задачи пальчиковой гимнастики
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ
В ДЕТСКОМ САДУ ТАКОВЫ: РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК; УЛУЧШЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ И СТАНОВЛЕНИЕ РИТМИКИ РЕЧИ; РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ: МЫШЛЕНИЯ; РЕЧИ; ВОСПРИЯТИЯ; ПАМЯТИ; ВООБРАЖЕНИЯ; ФОРМИРОВАНИЕ УСИДЧИВОСТИ, ВНИМАТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
ЗАДАЧИ: РАЗВИВАТЬ МЕЛКИЕ ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦЕВ РУК, А ТАКЖЕ СИНХРОННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПАЛЬЦЕВ ОБЕИХ РУК; СОЧЕТАТЬ МАНУАЛЬНЫЕ И РЕЧЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ; РАЗВИВАТЬ ВЫСШИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАУЧИВАНИЕ СТИШКОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХСЯ В ПОДОБНОГО РОДА ИГРАХ, А ТАКЖЕ С ПОМОЩЬЮ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ТЕКСТА ИГРЫ; ФОРМИРОВАТЬ ИНТЕРЕС ДЕТЕЙ К ИГРАМ ТАКОГО РОДА; ПРИМЕНЯТЬ В РАБОТЕ ФОЛЬКЛОРНЫЙ МАТЕРИАЛ, ЧТО БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ ЗАДАННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УПРАЖНЕНИЙ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ МОГУТ КОРРЕКТИРОВАТЬСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Слайд 5"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи
пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
Слайд 6Этапы разучивания игр:
1. Воспитатель сначала показывает игру детям сам.
2. Воспитатель показывает
игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
3. Воспитатель и ребёнок выполняют движения одновременно,
воспитатель проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью
воспитателя, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а воспитатель подсказывает и помогает.
Слайд 7Формы работы по развитию мелкой моторики рук, традиционными и нетрадиционными.
Традиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
- игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
- графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
- предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
Слайд 8- игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами,
складывание матрёшек;
- кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней;
- игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Слайд 9Нетрадиционные:
самомассаж кистей и пальцев рук с
грецкими орехами, карандашами,
массажными
щётками;
игры с пальчиками, с использованием
разнообразного материала: бросовый,
природный, хозяйственно-бытовой.
Слайд 10Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы:
• Упражнения для массажа
(или самомассажа) рук:
«Массаж подушечек пальцев рук»
«Массаж фаланг пальцев»
«Массаж прижимающий»
«Упражнение с мячом-ёжиком»
«Упражнение с прищепками»
«Самомассаж фасолью»
«Фасоль мелкая и фасоль крупная»
«Колечки»
«Гладь мои ладошки, ёж»
Слайд 11• Упражнения с различными предметами( требуют каких-то предметов, которые почти всегда
есть в обиходе):
«Упражнение с мячом-ёжиком»
«Упражнение с прищепками»
«Упражнение с различными замочками»
«Упражнение Д.И «Божья коровка» застегни
кружочки».
Слайд 12Упражнение с различными шнуровками»
«Упражнение с бусами»
«Упражнение сухой бассейн (фасоль)
Слайд 13Что дает пальчиковая гимнастика детям?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами
индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
Слайд 145. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения
рук и последовательность движений.
6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Слайд 15Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых
играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим
Слайд 16В заключение хотелось бы отметить, что степень увлечения детей пальчиковыми играми
целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детками следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения
должны отличаться осторожностью, для малышей старше трех лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого.