Слайд 1«Задания по подготовке младших школьников к олимпиадам
по русскому языку»
Выполнила учитель
начальных классов мбоу сош № 62 город воронеж
мирская марина станиславовна
Слайд 2На уроках русского языка важно использовать разнообразные методы и формы работы.
Особое место среди них занимает оценивание знаний в условиях проведения предметной олимпиады. Задания для олимпиады часто отличаются от тех, с которыми школьники сталкиваются во время выполнения контрольных и самостоятельных работы. Это помогает учащимся сформировать более полное представление о возможностях использования языковых средства и применения навыков владения ими.
Слайд 3Цели и задачи олимпиады по русскому языку:
пробудить и поддержать творческую инициативу детей.
Они по-настоящему приобщаются к богатствам языка, к пониманию того, что является душой народа, стержнем нации;
воспитать у подрастающего поколения любовь к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, языку одной из величайших культур мира;
пробудить интерес к его научному изучению;
повысить общекультурный уровень учащихся;
выявить школьников, обладающих хорошими знаниями русского языка, одаренных лингвистической интуицией;
развить творческие способности учащихся;
пробуждать желание вдумчиво и бережно относиться к родному слову;
проверить уровень орфографической зоркости, орфоэпической культуры.
Слайд 41.К данным фразеологизмам вспомнить фразеологизмы – антонимы.
Коломенская верста -
кот наплакал
–
водой не разлить –
не покладая рук –
в мгновение ока –
рукой подать -
2. «Одним словом»:
Жить душа в душу – не за горами -
хоть пруд пруди - повесить нос –
нестись сломя голову - держать в ежовых рукавицах –
Слайд 53.К данным прилагательным припиши существительные:
Цветной ________, цветочный ________, костяная __________, костлявая
________, дождевой _______, дождливый ____________, глиняный _________, глинистый ________, песочный _________, песчаный ______, кожаная __________, кожная ___________ .
Слайд 64. «Составь пословицу»
В гостях хорошо,
горю не поможешь.
По одежке встречают, и вода не течет.
Не красна изба углами, по уму провожают.
Слезами а дома лучше.
Под лежачий камень а красна пирогами.
5. Объясни значение фразеологизмов:
Белое пятно, голубая мечта, держать в черном теле, зеленая улица, красное словцо, сказка про белого бычка, хранить на черный день, зеленая молодежь, смотреть сквозь розовые очки.
Слайд 76.Найди и подчеркни слова, в которых есть непарные глухие согласные: чай,
дуб, хлеб, горка, щучка, шест, охота, внучка, шуба, овца, зайка, ящерка, флаг, палка.
7. Сколько мягких согласных звуков в пословице «Не трудиться, так и хлеба не добиться» ?
Слайд 88. Вспомни, какими русскими пословицами можно заменить эти английские:
Посчитай дважды, прежде
чем один раз отрезать.
Чем больше спешка, тем меньше скорость.
Научись ходить, прежде чем будешь бегать.
Бесполезно плакать над пролитым молоком.
9. Составь и запиши с каждым словом по два словосочетания разных значений:
Мели, окуни, пряди, простой, суши, мою.
10.Назови четыре дня подряд, чтобы ни разу в их названии не встретилась буква И.
Слайд 911.В каждом ряду подчеркни слово, относящееся к другой части речи.
Синий, белизна,
красный,черный.
Ночь,дочь,лось,красить.
Бежать, торопиться, тормоз, стремиться.
Тополь, дождь, дверной, олень.
12.Подчеркни лишнюю пару.
Говорить – молчать, ужасный – замечательный, идти – стоять, бедный – убогий, любить – ненавидеть, приятный – отвратительный, лакомиться – кушать, грубый – нежный.
Слайд 1013.Запиши слова в три столбика: в 1- слова только в ед.
числе, во 2 – только во мн. числе, в 3 – те, которые могут быть и во мн.ч., и в ед. ч.
Обед, дрова, трусость, смех, кудри, валенок, железо, капуста, чернила, полотенце, воз, варежка, темнота, кашель, ножницы, пожар, сани, ворота.
14.Употреби слова эскалатор и экскаватор правильно. Вставь их в предложения.
Для того, чтобы вырыть траншею, необходим _____________.
Чудо – лесенка в метро называется ______________________.
15.Преврати шест в число, а угол в топливо при помощи одной буквы и напиши эти слова.
Слайд 1116.Подчеркни подлежащее в каждом предложении.
День сменил ночь.
День сменила ночь.
17.Вставь, где нужно,
предлог за.
Я ___ три года учила грамматику.
Я ___ три года вы учила грамматику.
18.Из каждой пары образуй одно сложное слово.
Ловить, рыба лес, рубить
Пешком, ходить ходить, пар
19.Вставь пропущенные буквы.
Прим_рять соседей - прим_рять костюм.
Пол_скать рот – пол_скать котенка.
Отв_рить дверь – отв_рить картофель.
Рану зал_зал – в будку зал_зал.
Морковку прор_дил – ружье зар_дил.
Слайд 1220. Впиши в скобках название части речи выделенного слова.
Снежное покрывало (__________)
все поле покрывало (_________).
21. Впиши в четыре клеточки слово ласточка.
22. Сколько раз встречается звук [т] в предложении?
Документ подписан директором.
23. Из каждой пары слов образуй и запиши одно сложное слово.
Лед, колоть копать, земля
Падать, листья вода, лазить
Слайд 1324.Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении:
Жар солнца –
жар чувств, каменное здание – каменное сердце, строить планы – строить мост.
25. Подчеркни подлежащее в каждом предложении.
Брат сварил кофе. Кофе выпил брат.
26.Подбери слова, в которых рядом два гласных звука:
Театр,воет, шпион, дуэт, большая, львенок, земляной, оазис, пиастры, пианино, умеет, непростой, каучук.