Слайд 1Взаимодействие педагога с гиперактивными детьми: методы и приемы работы.
Слайд 2Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокр. СДВГ)
«Гипер» составная часть сложных
слов, указывающая на превышение нормы; А слово «активный» означает «действенный», «деятельный».
СДВГ — это сложный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в
двигательную гиперактивность,
нарушение внимания
импульсивность.
Гиперактивность - это расстройство неврологическо-поведенческого характера, характеризующееся чрезмерной активностью, возбудимостью ребенка.
Слайд 3Известный американский психолог В.Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребенку сидеть,
он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов».
Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.
Слайд 4Основными причинами возникновения гиперактивности у детей являются:
Пренатальная патология
токсикозы;
обострение хронических
заболеваний у матери;
инфекционные заболевания;
травмы в области живота;
иммунологическая несовместимость по резус-фактору;
попытки прервать беременность;
принятие алкоголя и курение
Осложнения при родах
стимуляция родовой деятельности;
неправильное положение плода;
асфиксии;
внутренние кровоизлияния;
преждевременные, скоротечные или затяжные роды
Психосоциальные причины
неадекватный стиль воспитания в семье;
психотравмы;
нежеланный ребенок
Слайд 5Критерии выявления гиперактивного ребенка (СДВГ) в группе дошкольного учреждения
Дефицит активного внимания:
1.
Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
Слайд 6Двигательная расторможенность:
1. Постоянно ёрзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле,
бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
4. Очень говорлив.
Слайд 7Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди,
часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемое правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).
Слайд 8Умственная деятельность
Работа 5-15 минут
Цикличность
Отдых 3-7 минут
Слайд 9Правила общения воспитателя с гиперактивным ребёнком:
не «замечайте» мелкие шалости, сдерживайте раздражение
и не кричите на ребёнка, т.к. от шума возбуждение усиливается;
при необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребёнка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе;
в середине занятия дать возможность подвигаться: попросите что–нибудь поднять, принести и т.п.;
хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довёл какое- то дело до конца.
Слайд 10Правила общения воспитателя с гиперактивным ребёнком:
не «замечайте» мелкие шалости, сдерживайте раздражение
и не кричите на ребёнка, т.к. от шума возбуждение усиливается;
при необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребёнка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе;
в середине занятия дать возможность подвигаться: попросите что–нибудь поднять, принести и т.п.;
хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довёл какое- то дело до конца.
Слайд 11Приемы в работе с детьми с СДВГ
Осуществление гиперактивным ребенком контроля за
другими детьми (дежурный на занятии, ведущий в игре, помощник инструктора)
Использование часов на занятиях и осуществление контроля гиперактивным ребенком за временем (хранитель времени).
Использование ритмов с большими паузами или ритмичной музыки.
Слайд 12Правила работы с гиперакивными детьми
1. Работать с гиперактивным ребенком целесообразней в
первую половину дня, а не вечером.
2. Уменьшать нагрузку ребенка следует по времени, но не облегчать ее.
3. Делить работу на более короткие, но бобе частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Быть артистичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным.
Слайд 13«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком
Отвлечь ребенка от его
капризов.
Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
Задать неожиданный вопрос.
Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
Не приказывать, а просить (но не заискивать).
Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).
Слайд 14Рекомендации родителям и педагогам
1. Введите знаковую систему оценивания действий ребенка.
2.
Старайтесь замечать каждый его успех.
3. Устраивайте минутки активного отдыха на занятиях.
4. Помните, что эти дети способны удерживать свое внимание очень кратковременно.
5. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами. На занятиях его лучше сажать напротив себя.
6. Направляйте энергию ребенка в полезное русло. На занятиях давайте поручения раздать что-нибудь, в свободной деятельности мотивируйте его на спокойные действия.
7. На первых этапах избегайте монотонной деятельности, занятия должны быть интересными и увлекательными, с прослеживаемым результатом.
Слайд 15Рекомендации родителям и педагогам
8. В совместной деятельности учите ребенка проговаривать свои
действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения.
9. Используйте элементы игры во всех моментах жизнедеятельности.
10. Не давайте многословных инструкций, после 10-ти слов ребенок вас просто не услышит.
11. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.
12. При всем неусыпном внимании к гиперактивному ребенку внешне относитесь к нему так же, как и к остальным детям.
13. Учите его общаться с другими детьми, поощряйте позитивное взаимодействие.