Слайд 1Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление
одаренности учащихся школы
«Творчество - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».
психолог Поль Торренс
Слайд 2Правое или левое полушарие
1. Большой палец. Переплетите пальцы рук и вы
заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же большой палец.
2. Ведущий глаз. Попробуйте «прицелиться», выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку — карандаш или ручку. Вы заметите, что если зажмурить один глаз, то «мушка» не смещается относительно «мишени», но если вы зажмурите другой глаз — смещается. Зажмуренный глаз, при котором «мушка» смещается относительно мишени, и есть «ведущий глаз».
3. Руки на груди . При переплетении рук на груди наверху ….
4.Аплодисменты. При апплодировании удобнее хлопать …..
Слайд 3правополушарные
Такие дети любят искусство, музыку, творческие игры, танцевать, петь . Они
восхищаются красотами природы, часто созерцают ее проявления, любят животных – например, могут бесконечно любоваться цветком или бабочкой. Такие дети часто являются эмпатами – очень тонко воспринимают чужие эмоции и чувства, легко ранимы. Часто они выносят неординарные и точные суждения. Такие дети непосредственны, доверчивы, часто любят уединение. Правополушарные отличаются очень подвижной мимикой и богатой эмоциональностью. Лучше всего себя чувствуют и развиваются в гуманитарных науках. Но иногда у них возникают ошибки в построении фраз, такие дети не всегда сильны в грамматике, что следует учитывать родителям. Правополушарные больше тянутся к матери
Слайд 4левополушарные
Левосторонние дети являются очень рассудительными и прямолинейными. Не любят громких и
подвижных игр, предпочитают играть в те игры, где необходимо проявлять логику (например, шахматы), любят что-то строить, с раннего детства могут интересоваться электронными игрушкам, проявляют способности в математике. Логика у таких детей более мужская, независимо от их гендерной принадлежности. Такие дети могут вырасти в хороших организаторов, бизнесменов или исследователей. Левополушарные больше тянутся к отцу.
Слайд 5Тест И.П. Павлова
Инструкция. Разложи карточки по 3 на 3 группы так,
чтобы в каждой группе было что-то общее.
Наглядный материал: 9 карточек; на каждой написано по одному слову:
«карась», «орёл», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать»
Слайд 6Оценка результатов
1 вариант
1-я группа карточек — «карась», «орел», «овца».
2-я группа
карточек — «бегать», «плавать», «летать».
3-я группа карточек — «шерсть», «перья», «чешуя».
Вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. Преобладает II сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.
Слайд 7Оценка результатов
2 вариант
1-я группа карточек — «карась», «плавать», «чешуя».
2-я группа карточек
— «орел», «летать», «перья».
3-я группа карточек — «овца», «бегать», «шерсть».
Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает I сигнальная система. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.
Слайд 8Весёлая зарядка для ума
Упражнение «Лезгинка»
Упражнение «Ушко- носик»
Упражнение «Животик»
Упражнение «Кулак-ладонь»
Слайд 9Методика «Карта интересов для младших школьников»
Методика А.И. Савенкова
Цель: получить первичную информацию
о направленности интересов младших школьников, что даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка .
Слайд 10Методика «Интеллектуальный портрет»
Познавательная сфера
Оригинальность мышления
Гибкость мышления
Продуктивность мышления
Способность
к анализу и синтезу
Классификация и категоризация
Высокая концентрация внимания
Память
Сфера личностного развития
Увлеченность содержанием задачи
Перфекционизм
Социальная автономность
Лидерство
Соревновательность
Широта интересов
Юмор
5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;
3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет .
Слайд 11Методика «Карта одаренности»
• интеллектуальная;
• творческая;
•академическая;
• художественно- изобразительная;
• музыкальная;
•
литературная;
• артистическая;
• техническая;
• лидерская;
• спортивная.
Цель: количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одарённости преобладает в настоящее время.
Слайд 12Интеллектуальная одаренность
- Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна.
- Тест Д. Векслера.
-
Тест Р. Амтхауэра.
-Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, 8-11 кл.)
-Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, 5-7 кл.),
- Методика «Школьный тест умственного развития»
Слайд 13Когнитивные психические процессы
- Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р.
Лурия).
- Изучение кратковременной образной и вербально - логической памяти.
- Оценка устойчивости внимания.
- Оценка переключения внимания.
- Оценка вербально – логического мышления.
- Оценка образного мышления.
Слайд 14Математическая одаренность
Тест на математические способности Г. Айзенк.
Слайд 15Творческий потенциал
Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник).
- Диагностика вербальной
креативности (адаптация теста С. Медника).
- Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса)
- Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР).
- Методика «Предложения».
- Методика «Классификация».
- Методика «Две линии».
Слайд 16Социальная одаренность
- Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В.
Маклени).
Методика изучения коммуникативных и организаторских умений.
Методика «Незаконченные предложения».
Слайд 17Комплексные методики для педагогов и родителей
- Опросник для выявления одаренных
школьников (по А.А. Лосевой);
- Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков);
- Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)