в познавательной активности дошкольников»
Подготовила:
воспитатель Иванова И.Л.
Выступление на семинаре
Подготовила:
воспитатель Иванова И.Л.
Выступление на семинаре
КОНТРАКТ (в переводе с латинского языка) означает «Месте, соединять» – взаимное соглашение двух или нескольких лиц, по которому один из них или несколько обязываются другому что-либо сделать. (Википедия).
Актуальностью метода соглашений является:
индивидуализация образовательной деятельности;
развитие способности выбора у детей;
активный способ познания;
развитие чувства ответственности;
развитие умения сотрудничества.
Чтобы понять: в чём суть данного метода, познакомимся со структурой самого контракта (соглашения), который заключается между взрослым и ребёнком.
КОНТРАКТ (СОГЛАШЕНИЕ)
Ребёнок Педагог (Родитель)
ПРЕДМЕТ КОНТРАКТА (СОГЛАШЕНИЯ)
Проблемная ситуация
(может быть сформулирована как педагогом, так и ребёнком)
ПРАВА УЧАСТНИКОВ
Самостоятельно выбирать задание, - Определять содержание заданий;
определять последовательность - наблюдать за деятельностью
выполнения, способ решения; ребёнка;
самостоятельно выбирать - выслушивать суждения каждого
материалы, место для выполнения ребёнка;
задания; - оказывать помощь ребёнку в
обсуждать способы выполнения со случае его обращения;
сверстниками;
получать помощь взрослого; - создавать ситуацию успеха для
предлагать свою помощь каждого ребёнка;
сверстникам; - предлагать дополнительные
получать дополнительную источники получения знаний;
информацию из других источников - прерывать деятельность для
(книга, эксперимент и т.п.); организации физкультминуток;
отложить выполнение в случае - предоставлять возможность
потери интереса, усталости. выполнения контракта до конца
в другое время.
СРОК ДЕЙСТВИЯ КОНТРАКТА (СОГЛАШЕНИЯ)
ПОДПИСИ СТОРОН
Условное обозначение Условное обозначение
ПЕЧАТЬ
(это может быть картинка, которая будет закрашиваться по мере выполнения заданий; или разрезная картинка, части которой выдаются детям в ходе выполнения заданий и т.п.)
При использовании данного метода процесс обучения становится личностно-ориентированным:
ПЕДАГОГ переходит с позиции «я тебя учу» на позицию «мы с тобой узнаём новое и мне это тоже интересно»;
ПЕДАГОГ говорит и делает меньше, а РЕБЁНОК мотивирован, активизируется познавательная, творческая активность, воспитывается самостоятельность, ответственность;
создаются равноправные взаимоотношения в цепи РЕБЁНОК-ПЕДАГОГ, когда каждый ребёнок осознаёт себя полноправной личностью;
ПЕДАГОГ признаёт, что он такой же равноценный участник деятельности, как и РЕБЁНОК, только с «направляющей» функцией, чутко реагирующий на происходящее;
и ПЕДАГОГ, и РЕБЁНОК осознают, что они обладают определёнными правами, которыми могут пользоваться, и, которые следует соблюдать;
создаются ситуации успеха для каждого ребёнка.
Если задания и игры подобраны правильно, ребенок занимается достаточно внимательно и заинтересован в том, чтобы доделать дело до конца. Но если ребенок импульсивен и, как бы ни старался, не может выполнить задание до конца, использование «контрактов» может помочь ему справиться с непоседливостью.
КОНТРАКТ (СОГЛАШЕНИЕ) – помогает сформировать навыки исследовательской деятельности, умение планировать свою деятельность, повысить самооценку детей, сконцентрировать внимание, связать обучение с жизнью, развивает познавательную деятельность, самостоятельность и ответственность. Способствует формированию итоговых интегративных качеств дошкольника, который:
проявляет самостоятельность в выборе способов познания, прогнозируя возможные результаты;
активно использует разные способы познания;
самостоятельно планирует последовательность действий;
может доказать свою точку зрения;
умеет доводить начатое дело до конца;
при необходимости обращается за помощью к взрослым, сверстникам;
может адекватно оценить результат;
длительно удерживает цель.
КОНТРАКТЫ (СОГЛАШЕНИЯ) могут быть различными по продолжительности (от 1 дня до нескольких месяцев). По формам проведения: групповые, домашние; индивидуальные, подгрупповые.
Рекомендации педагогам для взаимодействия с родителями при
использовании метода контрактов.
Создавать благоприятную обстановку, располагающую к диалогу.
Проявлять внимание к проблемам родителей, к их субъективным переживаниям.
Проявлять гибкость, подвижность образовательной стратегии.
Оказывать педагогическую поддержку.
Стремиться видеть малейшие достижения ребёнка и вселять уверенность в успехе родителям и детям.
Положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме (даже самой острой).
Проявлять педагогический такт и соблюдать морально-этические нормы.
Иметь искреннее желание помочь родителям в сложной обстановке.
Не сравнивать достижения ребёнка с достижениями других детей.
Возможные сложности при использовании метода
контрактов и пути их возможного преодоления.
Необходимо сказать и о сложностях, которые могут встретиться при работе:
большая подготовительная работа к каждой теме (проблемной ситуации);
трудоемкость в составлении заданий, по временным затратам;
сложности в продумывании лаконичных заданий;
трудоемкость организации развивающей среды для самостоятельной эффективной продуктивной деятельности;
убедить родителей в эффективности использования данного метода, сделать их партнерами.
Дидактический материал.
Дидактическая игра «Угадай, в кого превратился?»
Цели: развивать связную речь детей, прежде всего, разговорную, а также описательно-повествовательную;
закрепить знания детей о внешнем виде и строении животных.
Описание игры: Ребенку – водящему прикрепляется хвост животного, который ребенок не видит. Дети описывают внешний вид животного, а водящий должен это животное отгадать.
Дидактическая игра «Где чей хвост?»
Цель: развитие внимания, логики, памяти, мелкой моторики.
Дидактический материал: карточки с изображением животных, а также их хвостов.
Описание игры: Ребёнку дается задание: подобрать хвост для каждого животного и соединить нужные картинки линиями. Назвать, у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т.д.).
Дидактическая игра «Хвостатая викторина»
Цели: закрепить знания по темам «Дикие и домашние животные», «Птицы», «Рыбы»; создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам; закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные; развивать способность анализировать; закреплять умение различать и называть животных, птиц, рыб.
Описание игры: Детям даётся задание разложить картинки животных вокруг картинок предметов. Предметы символизируют то, чем служит хвост у данных животных (например, рыбе хвост служит рулём во время плавания).
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть