Слайд 1Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан
Кизлярский профессионально-педагогический колледж
Выпускная квалификационная работа
по теме:
«Роль внеклассной работы в формировании познавательного интереса младших школьников»
Студентки Асидовой Менглару Валерьевны
по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Руководитель Элдарова Б.О.
Слайд 2 Цель исследования: влияние внеклассной работы на формирование
и развитие познавательного интереса к математике.
Задачи исследования:
1.Изучить проблему исследования в психолого-педагогической литературе;
2.Изучить влияние внеклассной работы на повышение познавательных интересов младших школьников;
3.Разработать систему кружковых занятий по математике и методику их проведения;
4. Экспериментально проверить эффективность влияния внеклассной работы на познавательный интерес.
Слайд 3 Объект исследования: внеклассная работа как средство повышения познавательного
интереса младших школьников.
Предмет исследования: эффективность методики организации внеклассной работы направленной на развитие познавательного интереса младших школьников.
Гипотеза исследования: в основу исследования было положено предположение, что систематическая и целенаправленная внеклассная работа способствует повышению познавательного интереса учащихся к математике.
Методы исследования: анализ учебной и методической литературы; педагогический эксперимент, наблюдение с целью изучения психологических особенностей детей; анализ устных и письменных работ учащихся; анкетирование, тестирование, беседа.
Слайд 4Теоретическая часть исследования по теме: «Роль внеклассной работы в формирования познавательного
интереса младших школьников»
1. Сущностная характеристика «познавательного интереса»
2. Внеклассная работа как средство формирования познавательного интереса
Слайд 5ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Внеклассная работа
- форма разнообразной организации добровольной работы учащихся под руководством учителя для возникновения и проявления у них познавательных интересов и творческой самодеятельности.
Главное же значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить познавательный интерес учащихся, содействует развитию разнообразных способностей младших школьников.
Олимпиада - одна из важных форм подготовки учащихся, развитие у них познавательного интереса к окружающему миру и учебному процессу. Олимпиада может проводиться по любой тематике и содержать задания из области знаний, доступных младшим школьникам.
Наибольшему развитию познавательного интереса способствуют такие формы внеклассной работы как праздники, вечера. Они содействуют развитию познавательной деятельности; аналитического восприятия; устойчивого внимания, памяти, речи, пространственного воображения.
Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю необходимо учитывать психолого-педагогические особенности развития младших школьников и постоянно расширять свои знания по предмету. Это благоприятно сказывается и на качестве его работы.
Слайд 6ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ
РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Цель: выявить уровень познавательного интереса младших школьников к математике.
Задачи:
1) проверить эффективность влияния внеклассной работы на познавательный интерес.
2) проводить проверочные работы по русскому языку и математике;
3) определить содержание развивающей работы.
Эксперимент был проведен во 2 классе МКОУ СОШ №7.
Слайд 7 КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП
Цель исследования: выяснить, как внеклассная работа влияет на формирование и развитие познавательного интереса к математике.
Анкета «Хотели бы вы заниматься интересными занятиями?»
1. Хотели бы вы заниматься интересными занятиями после уроков?
2. Будет ли вам интереснее учиться после таких занятий?
3. Сколько человек нужно взять для проведения занятия кружка?
Беседа на тему «Чем я хочу заниматься дополнительно»
«Что для вас значит любимый предмет?»
«Чем бы вы хотели заниматься дополнительно?»
«Какие задания вы любите выполнять больше всего: решать примеры, разгадывать ребусы, решать задачи на смекалку?»
«Сколько раз в месяц вы бы хотели заниматься дополнительными занятиями?»
«Ваше любимое занятие?»
Слайд 8 Результаты проверочных работ
Слайд 9ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП
Цель: формирование познавательного интереса младших школьников к математике
с помощью системы организации внеклассной работы.
Тематика занятий на формирующем эксперименте
Слайд 10КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель эксперимента: сравнить результаты с констатирующим экспериментом
Результаты
контрольного эксперимента
Слайд 11ВЫВОДЫ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Таким образом, мы
можем сделать вывод о том, что у учащихся класса уровень познавательного интереса к математике повысился. Анализ результатов полученных на завершающем этапе формирующего эксперимента показал устойчивую тенденцию к существенному повышению познавательного интереса младших школьников к математике.
В процессе внеклассной работы повысился интерес учащихся к изучению математики. Учащиеся получили элементарные навыки использования дополнительной литературой для поиска задач на смекалку, кроссвордов, ребусов и т.д.
Анализируя результаты экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что у учащихся класса до эксперимента наблюдался средний уровень познавательного интереса к математике. После проведения внеклассных мероприятий по математике с использованием занимательного материала уровень познавательного интереса повысился.
Таким образом, следует вывод, что систематическое проведение внеклассных мероприятий способствует повышению познавательного интереса к математике, оказывает неоценимую помощь в воспитании младших школьников, и расширяет кругозор учащихся за счет ознакомления с дополнительной литературой, развивает наблюдательность, способность анализировать и делать выводы.