Слайд 2МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15
С РУССКИМ ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТОМ
Влияние стиля
педагогического общения учителя
на адаптацию первоклассников
к школьному обучению
Выполнила: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Булатова О.В.
Слайд 3Актуальность
Актуальность проблемы изучения педагогического стиля учителя не вызывает сомнений. Подтверждением
тому являются многочисленные исследования влияния стиля общения учителя на класс в целом и на каждого ученика в отдельности.
Изучению стилей педагогического общения уделяли внимание М.Ю. Кондратьев, И.А.Зимняя, А.Г.Исмагилова, А.А. Коротаев, А.К. Маркова, Я.Л. Коломинский, В.А. Канн-Калик, К. Эдварс, Т.С. Тамбовцева, Н.А. Березовин и др.
Однако в психолого-педагогической литературе недостаточно изучены условия педагогического общения, при которых возможна эффективная психологическая адаптация к школьному обучению первоклассников.
На основе всего изложенного выше была сформулирована проблема исследования: определить роль педагогического общения, как одного из условий, влияющих на процесс адаптации ребенка к школе.
Слайд 4Цель исследования:
выявить влияние стиля педагогического общения на успешность протекания адаптации первоклассников
к школьному обучению.
Слайд 5Задачи
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести эмпирическое исследование
влияния стиля педагогического общения на адаптацию первоклассников к школьному обучению.
3. Проанализировать полученные результаты и разработать рекомендации прикладного характера для учителей начальных классов, направленные на оптимизацию стиля педагогического общения с целью улучшения протекания адаптационного периода первоклассников.
Слайд 6Объект исследования
Адаптация первоклассников к школьному обучению
Предмет исследования
Стиль педагогического общения учителя
Слайд 7Гипотеза:
Наиболее эффективным для протекания адаптации первоклассников к школьному обучению будет
демократический стиль педагогического общения; менее эффективным – авторитарный стиль педагогического общения.
Слайд 8Теоритическая значимость исследования заключается в том, что выделены особенности протекания адаптационного
периода у первоклассников в зависимости от типа взаимодействия педагога с учащимися.
Практическая значимость проектной работы заключается в том, что полученные в исследовании результаты могут быть использованы школьными психологами в целях проведения просветительской и консультативной работы с педагогами, с целью оптимизации, условий протекания адаптационного периода первоклассников.
Слайд 9 Методология исследования:
При проведении исследования опиралась на
концепцию В.А.
Петровского об адаптации как особой фазе становления человека, от которого в значительной мере зависит характер его дальнейшего личностного развития;
концепцию о стилях педагогического общения, предложенную А.К. Марковой;
на положение Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович о младшем школьном возрасте, основные достижения которого обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения в школе.
Базовый метод – констатирующий эксперимент.
Слайд 10Структура исследовательской работы
«Влияние стиля педагогического общения учителя на адаптацию
первоклассников к
школьному обучению»
работа включает в себя:
* « Теоретические основы изучения влияния стиля педагогического общения учителя на адаптацию первоклассников к школьному обучению»;
* «Эмпирическое исследование влияния стиля педагогического общения учителя на адаптацию первоклассников к школьному обучению»,
* а также выводы, рекомендации…
Слайд 11Группа испытуемых
Группа
102 человека
4 первых класса
( 98 человек)
4 учителя начальных классов
Слайд 12Методики
* Методика «Стиль педагогического общения учителей» ( А.Б. Майский, Е.Г.
Ковалева)
* Методика эмоциональной близости к учителю» ( Р. Жиль)
* Методика «Беседа о школе»
( Д.Б.Эльконин, А.Г. Венгер)
* Методика «Мотивы учения» ( М.Р. Гинзбург).
Слайд 13Результаты исследования по методике «Стиль педагогического общения учителей» (авторы
А. Б.Майский и Е.Г.Ковалева)
Слайд 14Результаты исследования по методике «Эмоциональная близость к учителю» (Р.Жиль)
Слайд 15Результаты сформированности «внутренней позиции школьника» первоклассников
Слайд 16Результаты сформированности «мотивов учения» первоклассников
Слайд 17Выводы
На основании данных, полученных в результате исследования, выявила, что эмоционально
далеки дети у учителя с авторитарным стилем педагогического общения. Эмоционально близки дети у учителя с демократическим стилем общения. В данном классе был отмечен наибольший процент детей, у которых уровень тревожности имеет нормальный показатель. "Внутренняя позиция школьника" более успешно формируется в классе у учителя с демократическим стилем педагогического общения. Немного ниже уровень сформированности «внутренней позиции школьника» в классе у учителя с авторитарным стилем педагогического общения.
Слайд 18Рекомендации для учителей начальных классов
Планирование и проведение уроков с учётом особенностей
индивидуальной познавательной деятельности первоклассников, что способствует формированию положительной мотивации первоклассников и повышает статус учителя.
Адекватное оценивание собственной личности учителем. Работать над умением управлять своим эмоциональным состоянием
Уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
Повышать навыки бесконфликтного общения.
Подходить к анализу и решению той или иной учебной ситуации с творческой позиции.
Активно поощрять учеников в присутствии других. Речь учителя должна быть при этом выразительной.
Создавать на уроке эмоциональный настрой.
Слайд 20Вместо эпилога…
« Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем…. Надо
встречаться с ребенком как с другом, единомышленником, пережить с ним радость победы и утраты».
В.А. Сухомлинский