Слайд 1Вклад М.И. Лисиной в развитие детской психологии.
Выполнила: студентка 2 курса
заочного отделения
профиля «Дошкольная дефектология»
Ярухина С.В.
Проверила: старший преподаватель Быкова О.Н.
Слайд 2Биография
Лисина Мая Ивановна (1929 - 1983) - выдающийся детский психолог, основатель
оригинальной научной школы, автор концепции генеза общения ребенка со взрослым, она фактически стала основательницей отечественной психологии младенчества.В 1952 г. окончила отделение психологии философского факультета МГУ, училась в аспирантуре у А.В. Запорожца в Институте психологии АПН РСФСР. В 1955 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 1962 г. заведовала лабораторией психологии детей раннего и дошкольного возраста. В 1974 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет».С 1976 г. возглавляла отдел возрастной психологии Института общей и педагогической психологии. Профессор (1980). Член редколлегии журнала «Вопросы психологии».В конце 70-х гг. М.И. Лисиной и под ее руководством были проведены чрезвычайно яркие и красивые экспериментальные исследования общения младенцев со взрослым и его влияния на психическое развитие ребенка. Одним из основных методов в этих исследованиях было сравнительное изучение детей, воспитывающихся в семье и без семьи - в детских учреждениях закрытого типа.
Слайд 3Научный вклад
Общение рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение
их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина). Этот особый вид деятельности имеет мотивы, предмет, содержание, средства, результат. В процессе общения складываются субъектно-субъективные отношения, поскольку каждый его участник выступает субъектом, проявляет активность, адресующуюся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе. Общение направлено на удовлетворение важной духовной потребности, которая является одной из ведущих на протяжении всей жизни человека. Потребность в общении состоит в стремлении к особого рода познанию себя и других как личностей, которое неотделимо от отношения, т.е. от стремления к оценке и самооценке. Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя, на основе чего совершается регуляция деятельности.
Слайд 4Научный вклад
Среди средств общения выделяют две группы: вербальные (речь) невербальные (экспрессивно-мимические
- улыбка, мимика и предметные - позы, жесты, предметные действия). Причем речь - это ведущее средство, позволяющее передать максимально богатое содержание. В то же время речевые средства подкрепляются невербальными, которые дают дополнительную информацию о собеседнике.
Процесс общения составляют три стороны: социально-перцептивная - восприятие и понимание другого человека интерактивная – межличностное взаимодействие коммуникативная - передача информации.
Слайд 5Форма общения
У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со
взрослыми:
*ситуативно-личностная;
* ситуативно-деловая; *внеситуативно-познавательная; *внеситуативно-личностная.
Слайд 6Периодизация психического развития
Слайд 7Ситуативно - личностное
Ситуативно-личностное общение, характерно для младенчества. Оно зависит от особенностей
сиюминутного взаимодействия ребёнка и взрослого, ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребёнка. Непосредственно-эмоциональные контакты являются основным содержанием общения. Ребёнка привлекает личность взрослого, а всё остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остаются на втором плане.
Слайд 8Ситуативно – деловое
В раннем возрасте ребёнок осваивает мир окружающих его предметов.
Ему по-прежнему необходимы тёплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже недостаточно. Потребность в общении у него в это время тесно связана с потребностью в сотрудничестве, которая вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности может быть реализована в совместных действиях со взрослыми. Ребёнок и взрослый выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют предметами, выполняют всё более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребёнком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Общение развёртывающееся в ситуации совместной деятельности, названо ситуативно-деловым.
Слайд 9Внеситуативно - познавательная
С появлением первых вопросов ребёнка: «почему?», «зачем?», «откуда?», «
как?» - начинается новый этап в развитии его общения со взрослыми, дополнительно побуждаемый познавательными мотивами. Ребёнок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо большее, а именно, как устроен открывшийся для него огромный мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информации, эрудитом, знающим всё на свете, становится для него всё тот же взрослый человек.
Слайд 10Внеситуативно - личностнаое
Внеситуативно - личностное общение, возникающее в середине или конце
дошкольного возраста. Взрослый для ребёнка - высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по- деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и если она не сложилась к 6-7 годам, ребёнок будет психологически не готов к школьному обучению.