Презентация, доклад В гости к сказке

В психологической науке, благодаря Эдварду Титченеру в обиход вошел термин эмпатия. Эмпатия основана на умении правильно представлять

Слайд 1МАДОУ «Детский сад № 46»




Презентация на тему:
«СКАЗКА КАК СРЕДСТВО

РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛьНОГО ВОЗРАСТА».



Выполнила воспитатель высшей категории
Животягина Елена Анатольевна



г. Березники 2016 г.

МАДОУ «Детский сад № 46»Презентация на тему: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛьНОГО ВОЗРАСТА».

Слайд 2

















В психологической науке, благодаря Эдварду Титченеру в обиход вошел термин эмпатия.
Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает и как оценивает окружающий мир.
Проблемой развития эмпатии у дошкольников занимались Александр Владимирович Запорожец, Шарлотта Бюлер, Борис Михайлович Теплов и др. В своих работах ученые раскрывают цель, задачи, принципы и условия развития эмпатии у детей через народную сказку. Сказки понятны и доступны для восприятия детей. Народная сказка обладает уникальным развивающим эффектом. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.


В

Слайд 3Федеральный Государственный стандарт образования, подчеркивает значение эмоционально-нравственного воспитания и развития детей

разного дошкольного возраста. Личность ребенка, должна быть способной к сопереживанию, сочувствию, милосердию. Ребенок должен адекватно воспринимать эмоции других людей. Все это поможет ему успешно адаптироваться в современном мире.
При этом, в современной педагогической действительности, развитие эмпатии у детей среднего дошкольного возраста с помощью народной сказки стало утрачивать свою значимость и восстребованность.
Так, например, исследования Л.С. Стрелковой, Б.М. Теплова, Л.М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания эмпатии детей дошкольного возраста является сказка.
Сказка раскрывает нравственную, эмоциональную сторону личности ребёнка, поэтому ей и в плане гармонического развития принадлежит ведущее место.
Федеральный Государственный стандарт образования, подчеркивает значение эмоционально-нравственного воспитания и развития детей разного дошкольного возраста. Личность ребенка, должна

Слайд 4

С самого рождения и до отрочества ребёнка окружает бытовое искусство

или малый фольклор. В детском фольклоре заложен ключ к пониманию возрастной психологии, художественных вкусов детей и их творческих возможностей.
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющего мир детей и взрослых. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослые легко устанавливают контакт с ребёнком. Народные сказки, песни, потешки служат незаменимым средством пробуждения у детей познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Многолетний, опыт работы с детьми показал, что правильно подобранные сказки, песни и потешки, в раннем возрасте помогают активизировать речь ребёнка, в среднем возрасте, ребёнок начинает осмысливать прочитанные ему сказки, приобщается к красоте и содержанию родного языка, у него расширяется сфера эмоциональных впечатлений и появляется желание обыграть услышанное.

С самого рождения и до отрочества ребёнка окружает бытовое искусство или малый фольклор. В детском фольклоре

Слайд 5Игра – самая главная, самая любимая и самая радостная деятельность ребёнка.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Они позволяют решать многие актуальные задачи программы дошкольного образования: от ознакомления с общественными явлениями до совершенствования физического, коммуникативного и социального развития. К большому сожалению не все дети в дошкольном возрасте умеют слушать и обыгрывать русские народные сказки. Они не хотят быть артистами, потому что в раннем возрасте им не заложили любви к народному творчеству, их привлекают компьютерные игры.
Поэтому так важно использовать сказки в воспитании эмпатии. Герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком. Ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия.
Первоначальный этап работы всегда начинаю с прочтения или пересказа литературных произведений, просмотра иллюстрации к этим произведениям или презентаций. Особенно любимы и вызывают желания обыгрывать произведения с весёлым, динамичным и занимательным сюжетом, где сказочные герои своей непосредственностью очень похожи на самих детей. При обыгрывании сказок большое внимание уделаю развитию способности интонировать голосом, пластично двигаться, изменять позу, походку для передачи настроения, состояния характера и эмоционального сопереживания того или иного героя.
Игра – самая главная, самая любимая и самая радостная деятельность ребёнка. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной

Слайд 6Сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это реальность

мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется потребность к содействию, к помощи, к защите. Слушая, читая книгу, ребёнок оказывается перед моральным выбором и включается в такую ситуацию, что вынужден принять решение, совершить поступок, отказавшись от каких – либо собственных интересов, пожертвовав ими в пользу другого, или же в соответствии со своими принципами. Такими ситуациями морального выбора полны сказки.
Воспитание сказкой является один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были идеалом для детей: на их примере они учились тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен детям, чем категоричное «Нельзя!» взрослых.
Чтобы воспитание сказкой принесло свои плоды, нужно не только правильно подобрать сказку, но и правильно ее преподать. Необходимо с ребенком обсудить сказку, чтобы он смог понять ее мораль. Ребёнку не стоит навязывать ее, а необходимо позволить ему самому сделать выводы.
Сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко

Слайд 7Народные сказки несут чрезвычайно важные для
воспитания личности идеи - цели:
1.

Окружающий нас мир – живой, и он в любой момент может заговорить с нами. Это формирует у ребёнка бережное и осмысленное отношение к тому, что его окружает.
2. Объекты окружающего мира оживают и способны действовать самостоятельно, они имеют право на свободное существование. Это  формирует у ребенка чувства принятия другого.
3. Разделение Добра и Зла, победа Добра над Злом. Это является поддержкой бодрости духа и развития стремления к лучшему, доброму.
4. Самое ценное в жизни, достается через испытание, с трудом, а то, что человек получил даром, может быстро уйти. Это формирование механизма целенаправленности, трудолюбия и терпения.
5. Вокруг нас много разнообразных помощников, но они приходят на помощь только в том случае, когда человек не можем самостоятельно справиться с какой либо ситуацией. Это формирует чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру


Народные сказки несут чрезвычайно важные для воспитания личности идеи - цели:1. Окружающий нас мир – живой, и

Слайд 8





Для проведения игр-драматизаций и подвижных игр необходима яркая и насыщенная

предметно развивающаяся среда. Силами педагогического коллектива разработали проект по созданию «Русской избы» в ДОУ. Привлекли родителей в работе над проектом. При создании «Русской избы» или «Горенки», дети знакомились с историческим прошлым деревенского быта. У них проявлялся интерес к предметам народного быта, к произведениям искусств русского народа, к их традициям. Из бесед, рассматривания иллюстраций дети узнавали об уникальных деревянных постройках:
Русская изба – деревянная постройка или постройка из брёвен, без единого гвоздя. Крыльцо – «Распахнутые руки» дома.
Крыльцо связывает дом с гостями, соседями.
«Жить в соседях – быть в беседах»
гласит русская пословица.
Окна – «Глаза» дома.
Окна дома всегда были ровными,
с расписными ставнями. Народная мудрость гласила
«Одно кривое окно весь фасад портит».
Забор, калитка – ограждения дома.
Колодец – являлся хранителем воды.
Для проведения игр-драматизаций и подвижных игр необходима яркая и насыщенная предметно развивающаяся среда. Силами педагогического коллектива

Слайд 9Русская изба в сказках, песнях, пословицах славилась красными углами и пирогами.

Красный угол в избе считалось особым местом для гостей.
Пироги, как известно, пеклись в русской печи.
С печью связан весь русский быт.
Поэтому русская печь так же была отражена
в русском фольклоре.
«Когда в печи жарко – тогда и варко».
Ухват – палка с металлической рогаткой для перемещения чугунков в печке.
Миски, ковши, крынки, деревянные ложки – посуда, изготовленная из глины и дерева своими руками. Столы, скамейки, лавки, табуреты, сундуки – мебель,
сделанная из дерева так же своими руками.
Детали дома, домашняя утварь, одежда и игрушки в каждой области, губерне расписывались по-разному, в своём стиле.

Русская изба в сказках, песнях, пословицах славилась красными углами и пирогами. Красный угол в избе считалось особым

Слайд 10Мастер класс по изготовлению самодельных кукол
Развивая у детей углублённый интерес

к народному творчеству, быту и обычаям используя сказку «Терёшечка» знакомила детей с многовековой историей происхождения игрушки, куклы. Из беседы о куклах и игрушках, дети узнавали, какая важная роль отвадилась кукле нашими предками. Кукла у древних народов было не только игрушкой для их детей, она была символом продолжения рода, оберёгом семейного очага. Существовала примета: « Если дети много и усердно играют в куклы, то будет прибыль и достаток. А если небрежно относятся к своим игрушкам – быть беде». При прочтении сказки «Бычок, смоляной бочок» дети определили, что забота семьи о бычке принесла им прибыль, в виде подарков от животных, которых дед освободил от смоляного бычка. В результате данной работы, у детей проявляется бережное отношение к игрушкам и развивающей среде группы. Дети предлагали оформить выставку любимых игрушек. Эту идею подхватили бабушки воспитанников, они показали ребятам мастер класс по изготовлению самодельных кукол, из травы, цветов и листьев, из цветных тряпочек и лоскутков.

Мастер класс по изготовлению самодельных кукол Развивая у детей углублённый интерес к народному творчеству, быту и обычаям

Слайд 11 В русских народных сказках отражаются и календарно

обрядовые праздники. В этих сказках отводилась большая роль в воспитании положительных эмоций, делая человека мудрым, чутким, мягким и добрым. В своей работе я решила в течение года показать детям и родителям разнообразие каждого из праздников, чем один праздник отличался от другого, к чему он был приурочен, как его отмечали предки, откуда появились эти традиции.
Для решения этой проблемы нами разработан педагогический проект «Календарно – обрядовые православные праздники, как способ приобщения детей к русской национальной культуре», направленный на формирование представлений об обрядах, традициях, обычаях православных праздников.

В русских народных сказках отражаются и календарно обрядовые праздники. В этих сказках отводилась

Слайд 12Актуальность этого проекта обусловлена тем, что современные семьи стали забывать обычаи

и культуру своего народа, всё чаще наблюдается бездуховность, безнравственность, стираются грани уважения к старшему поколению.
Чтобы восстановить утраченное, одной памяти мало. Хотелось проложить мостик от прошлого в настоящее, показать на примере православных праздников с использованием русских народных сказок, родителям и детям о том, как это было, и взять из прошлого то, что можно украсить и наполнить новым содержанием нашу сегодняшнюю жизнь.
Праздники и любимые сказки играют в жизни детей большую роль. Они способствуют сближению семьи, коллектива, способствуют развитию эмпатии у детей дошкольного возраста. Для этого используется такая форма работы, как посиделки, на которые приглашаются родители и бабушка и дедушки наших детей.
Актуальность этого проекта обусловлена тем, что современные семьи стали забывать обычаи и культуру своего народа, всё чаще

Слайд 13«Бабушкины посиделки» к дню пожилого человека
Праздники в стиле русских народных сказок,

помогают почувствовать детям то далёкое прошлое, в котором жили наши предки. Совместные встречи учат детей радушию, гостеприимству, уважению к взрослым.
Работа по приобщению детей к русской национальной культуре не прошла бесцельно для детей, они стали интересоваться праздниками, ждать их, а самое главное понимать смысл этих православных праздников. Таким образом, приобщая родителей и детей к праздничной культуре, мы развиваем личность каждого ребёнка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.

«Бабушкины посиделки» к дню пожилого человекаПраздники в стиле русских народных сказок, помогают почувствовать детям то далёкое прошлое,

Слайд 14Организовывали походы в музеи
и выставочные залы.

Организовывали походы в музеи и выставочные залы.

Слайд 16Смысл эмпатических отношений между людьми открывается ребенку прежде всего воспитывающими его

взрослыми. И когда дети задают взрослым вопрос: «А где будет жить лисичка, ведь её домик растаял, а петушок прогнал её?» можно считать, что фундамент по развитию эмпатии уже заложен, дети воспитываются в добре и понимании.

Смысл эмпатических отношений между людьми открывается ребенку прежде всего воспитывающими его взрослыми. И когда дети задают взрослым

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть