Слайд 1«Учебная самостоятельность –
показатель сформированности
учебной деятельности»
Учитель начальных классов МОУ «Начальная школа –
детский сад №24 «Солнышко» Соболева Марина Николаевна
Слайд 2 В материалах ФГОС второго поколения (начальное образование) одним из
ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации».
В связи с этим ключевой компетенцией младшего школьника является учебная самостоятельность.
Слайд 3Самостоятельность –
это умение ставить перед собой различные задачи и
решать их вне опоры и побуждения извне. Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению. То есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу.
Слайд 4Самостоятельность - это не только способность ребенка обходиться без помощи взрослого,
но и способность запрашивать и получать необходимую помощь по собственной инициативе.
Учебная самостоятельность, основы которой закладываются в 1-ом классе, рассматривается как один из показателей сформированности учебной деятельности младшего школьника.
Слайд 5 Учебная самостоятельность –
это способность младшего школьника самостоятельно
осуществлять деятельность учения, ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результат учебной деятельности.
Слайд 6 Главная задача учителя – формирование компонентов учебной деятельности. При этом
под формированием понимается не “насильственная” деятельность “извне”, а создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащимися. Роль педагога в этом процессе состоит еще и в том, чтобы подбирать для их реализации необходимые средства и приемы.
Слайд 7 Итак, эффективность воспитания учебной самостоятельности у детей младшего школьного
возраста возможна при принципиальной перестройке позиций учителя, который должен рассматривать воспитание самостоятельности как целенаправленную, особо значимую для развития личности задачу.
Слайд 8Учителю необходимо:
отказаться от мелочной опеки, авторитарности;
учитывать желания, возможности, способности детей;
использовать механизмы
стимулирования (поощрения, игровые оформления);
создать эмоционально благоприятный фон, доброжелательную, доверительную атмосферу в классе;
способствовать развитию субъектной позиции школьников;
Слайд 9предусмотреть адекватность позиции взрослого уровню самостоятельности детей (советчик, консультант);
строить воспитательную работу
на основе взаимосвязи учебного и воспитательного процессов, взаимодействия школы и семьи;
соблюдать индивидуальный подход, учитывая своеобразие каждого ученика и темп его развития.
Слайд 10 Таким образом, для формирования самостоятельности учащихся в
учебной деятельности следует решить следующие взаимосвязанные задачи:
создать такие педагогические условия, при которых самостоятельность стала бы для учеников необходимостью;
научить учащихся рациональным приёмам самостоятельной работы;
научить самостоятельному применению полученных знаний в учебной и практической деятельности.
Слайд 11 Успешное решение этих задач возможно лишь на основе тщательно
продуманной педагогической модели – модели формирования учебной самостоятельности младших школьников в процессе речевой деятельности.
Слайд 12Рассмотри картинку.
Что ты видишь на картинке?
Где собралась семья?
Что происходит за столом?
Что можно сказать о каждом члене семьи?
Что можно сказать об этой семье?
Как можно назвать эту картинку?
О ком можно сказать: добрая, заботливая, внимательная, милая;
довольный, счастливый, радостный;
большая, дружная, сплоченная.
Назови слова, которые отвечают на вопрос: КТО? ЧТО?
ЧТО ДЕЛАЕТ? КАКАЯ? КАКОЙ? КАКИЕ? ГДЕ? КОГДА?
Раскрась картинку.
Пастушок.
Пастушок Гриша живёт в степи. Утром он приводит телят к
ручью. Телята пьют вкусную воду. Потом они щиплют сочную
траву. Вечером Гриша гонит телят домой.
Кто такой пастушок? Найди в тексте предложения ,которые объяснят значение этого слова.
Дайте ответ на вопросы предложениями из текста, выделяя голосом
нужные слова.
1.Где живёт пастушок Гриша?
2. Куда приводит он телят?
3.Что делают телята у ручья?
4. В какое время Гриша гонит телят домой?
Как Гриша относится к своей работе? Почему так решили?
Слайд 14 Современные программы начальной школы содержат требование воспитывать учебную
самостоятельность и формировать умение учиться.
Ребёнок, который к концу начального образования не приобрёл этих качеств, в основной школе не справляется с растущими требованиями к усвоению учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к занятиям, учится значительно ниже своих возможностей, а став выпускником школы, оказывается не в состоянии без посторонней помощи творчески выполнять свою работу.
Слайд 15 Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – ключевые черты портрета
идеального выпускника современной школы. Эти черты должны закладываться в самом начале школьного образования. Чтобы воспитывать учебную самостоятельность, развивать умственные способности учащихся, необходима систематическая, планомерная работа учителя.