Слайд 1Творческая презентация
участницы конкурса
«Я – учитель здоровья»
Подготовила
Учитель начальных классов
Дашкова Анастасия
Сергеевна
Туроверо – Россошанской ООШ
Х. Россошь Тарасовского р-на
Ростовской области
Слайд 2Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства,
не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью».
В процессе обучения дети, подростки, юноши и девушки пытаются привыкнуть жить в условиях ограниченной свободы и очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых.
Слайд 3Одним из самых негативных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная
система организации образовательного процесса и проведения уроков. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности.
Все это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка.
Слайд 4Основные направления моей деятельности:
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока
в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
Слайд 5В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
упражнения по формированию осанки,
укреплению зрения,
укрепления мышц рук,
отдых позвоночника,
упражнения для ног,
релаксационные упражнения для мимики лица,
потягивание,
массаж области груди, лица, рук, ног,
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Слайд 6Проведение физкультминутки
«Земля, вода, огонь, воздух
Слайд 7Большое внимание уделяю формированию правильной осанки
Слайд 8
Упражнение
«Комплименты»
Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать
достоинства своих одноклассников.
Игра-пантомима
а) При изучении алфавита изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или движениями частей тела). Ученики у доски, выполняют это задание, а учащиеся отгадывают букву алфавита;
б) При изучении темы «Животное» изобразить животное движением, мими-кой, голосом, жестами;
в) При изучении темы «Режим дня» изобразить действия, которые выполняются обычно утром, вечером и т.д.
Слайд 9 Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости.
Слайд 10Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на
уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.
Слайд 11 Дети работают в парах, в парах сменного состава, в
группах сменного состава.
Делимся на группы по цвету карточки, по символу, по разрезанной картинке, по месяцу рождения и т.п.
Слайд 12Я на своих уроках ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни
внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
Слайд 13Результат
Через год работы по формированию условий адаптивной среды был зафиксирован более
высокий уровень настроения, оптимизма и более низкий уровень фоновой тревожности учащихся.