Слайд 1Владимир
Владимирович Маяковский
Рогожина М.Ю.. Преподаватель детской литературы
Слайд 2План
Введение
Краткая биографическая справка
Путь В.В.Маяковского в детскую литературу
Первая книга
Для самых маленьких
– три книжки картинки
С детьми «по разным странам света»
Тема труда
Как читать малышам стихи Маяковского
Предсмертная записка В. Маяковского
Слайд 3
Владимир Владимирович Маяковский
19.07 - 1893
14.4 - 1930
Родился в селе
Багдады, Кутаисской губернии (Грузия)
Слайд 5Стихи для детей
… Он оставил нам четырнадцать детских стихотворений и решил
четырнадцать литературных задач.
С.Я.Маршак
Слайд 6Стихи для детей
Тучкины штучки
Сказка о Пете, толстом ребенке, и
о Симе, который тонкий
Что такое хорошо и что такое плохо?
Гуляем
Что ни страница, - то слон, то львица
Эта книжечка моя про моря и про маяк
История Власа - лентяя и лоботряса
Мы вас ждем, товарищ птица, отчего вам не летится?
Конь-огонь
Прочти и катай в Париж и в Китай
Возьмем винтовки новые
Майская песенка
Кем быть?
Песня-молния
Слайд 7Стихотворение – игра
«Тучкины штучки» (1917-1918)
Стилевые приемы В. Маяковского:
Неожиданные метафоры-сравнения: солнце -
желтый жираф
Неологизмы: в небосинем лоне
Нетрадиционные рифмы: шестая ли - растаяла
Слайд 8
1925 год
Первая советская литературная сказка для детей с острым политическим содержанием
– «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий».
Слайд 9
Дидактический рассказ в стихах
«Что такое хорошо и что такое плохо»
(1925 год)
Иллюстрации А.Пахомова
Слайд 11Особенности:
Построено в форме непринужденной, эмоциональной беседы отца с сыном (цепь миниатюр
с отдельным персонажем (ребенком), действием и выводом)
Используется прием контраста в содержании и в композиции (…плоховатый мальчик – …он хороший мальчик)
Широко используется детская лексика (книжица, свиненок)
Слайд 12«Что ни страница, то слон, то львица» (1926)
Слайд 13Это третья книжка – картинка, написанная в форме непринужденной беседы поэта
Слайд 14Поэма о труде
«Кем быть?» (1928)
Особенности:
Цепь миниатюр, связанных общей темой (выбор
профессии)
Главным героем является ребенок
В конце звучит вывод: «Все работы хороши, выбирай на вкус!»
Рисунок А.Ф.Пахомова
Слайд 16
Маленький герой воображает себя столяром и плотником, доктором и
инженером, архитектором, заводским рабочим, и трамвайным кондуктором, шофером и летчиком, матросом. Каждая профессия кажется одна другой лучше, заманчивей…
Вводит в детскую лексику новые понятия: перёд (дома) называется фасад; «где трудна работа, там визжит лебедка»…
Термины: верстак, рубанок, компресс…
Слайд 17
Как читать малышам стихи В.Маяковского
Своими соображениями по этому поводу делится художник
Алексей Федорович Пахомов, который иллюстрировал книжки В.Маяковского для малышей.
«По графическому начертанию «Что такое хорошо и что такое плохо» и «Флейта-позвоночник», «История Власа — лентяя и лоботряса» и «Облако в штанах» одинаковы, везде строчки расположены характерной для Маяковского лесенкой. И мне казалось, что эта лесенка и читаться должна всегда так, как читал сам Маяковский: с трибуны, стоя во весь свой высокий рост, громовым голосом «агитатора, горлана-главаря»
Слайд 18 Но вот однажды в детском саду мне довелось услышать, как читает
«Что такое хорошо и что такое плохо» воспитательница. Сидя на маленьком детском стульчике, в кругу малышей, она теплым, задушевным голосом напевно рассказывала: «Дождь покапал и прошел. Солнце в целом свете. Это — очень хорошо и большим и детям… Если мальчик любит мыло и зубной порошок, этот мальчик очень милый, поступает хорошо… Этот чистит валенки, моет сам галоши, он хотя и маленький, но вполне хороший».
Где же обычная суровость, митинговая плакатность, хлесткость, усложненность, беспощадный сарказм Маяковского?
Слайд 19
Я не слышал и не знаю, читал ли стихи для малышей
сам Маяковский, но в исполнении воспитательницы в его стихах открылась для меня беспредельная материнская мягкость и теплота, ясность, доступность для понимания самых маленьких».
Пахомов А. Про свою работу в детской книге. — М.: Дет. лит., 1982. — 131 с.: ил.
Слайд 20Предсмертная записка Владимира Маяковского
Всем
В том, что умираю, не вините никого и,
пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама, сестры и товарищи, простите - это не способ
(другим не советую), но у меня выходов нет.
Слайд 21 Музей располагается в доме, где В.Маяковский жил с 1919 по 1930
год, Здесь представлена мемориально-литературная экспозиция, отражающая жизнь и творчество поэта. В музее проводятся творческие вечера "Поэтические вечера на Лубянке" (встречи с поэтами, художниками, писателями, актерами, бардами).
Слайд 22Список литературы:
Эбин Э. Е. Маяковский – детям: Очерки/ Оформл.Г. Ордынского.- М.Дет.лит..,1989.-112
с.
Маяковский В.В. Что ни страница, - то слон, то львица/ Ил. В.Гусев.-Л.: Дет.лит., 1979.-12c.: ил.
Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо: Стихи/ Худож. П.Асеев.-М.: Дет.лит., 1978.-16c.: ил. Маяковский В.В.
Майская песенка/ В.Маяковский// Детям: стихи/ В.Маяковский; рис. Ю.Коровина.-М.: Дет. лит., 1983.-С.27-31.