Презентация, доклад творческого отчета на тему Драматизация литературных произведений как средство активизации словаря

Содержание

*«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,

Слайд 1Драматизация литературных произведений как средство активизации словаря на уроках чтения
Творческий отчет


Фроловой Ирины Александровны,
учителя начальных классов
Драматизация литературных произведений как средство активизации словаря на уроках чтенияТворческий отчет Фроловой Ирины Александровны, учителя начальных классов

Слайд 2*
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю,

тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик»
Л. Н. Толстой
*«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет

Слайд 7*
Влияние развития речи младших слабослышащих школьников на изучение литературы

*Влияние развития речи младших слабослышащих школьников на изучение литературы

Слайд 8*
Влияние развития речи младших слабослышащих школьников на изучение литературы
пассивный словарь (слова,

которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет)


активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но и активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи).

*Влияние развития речи младших слабослышащих школьников на изучение литературыпассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными

Слайд 9*

Обогащение словаря
Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне

верно
Активизация словаря

Задачи работы над словом

* Обогащение словаряУточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верноАктивизация словаряЗадачи работы над словом

Слайд 10*
Активизация словаря – это перенесение как можно большего количества слов из

пассивного словаря ребёнка в словарь активный.


*Активизация словаря – это перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря ребёнка в словарь активный.

Слайд 11*
Драматизация как методический прием
Драматизация – методический прием развития речи учащихся, используемый на

уроках чтения в начальных классах, литературы в средних и старших классах, повышающий полноту восприятия идейно-художественного содержания произведения, способствующий эстетическому развитию [Никитина М.И.].
*Драматизация как методический приемДраматизация – методический прием развития речи учащихся, используемый на уроках чтения в начальных классах, литературы

Слайд 12*
Драматизация как методический прием
Драматизация способствует развитию речи учащихся, являясь одним

из способов воспитания ребёнка. Она влияет на речь детей в силу двух причин:
1) создания на уроке естественной ситуации речевого общения;
2) использования в качестве основы для инсценирования лучших образцов детской литературы.
*Драматизация как методический приемДраматизация способствует развитию речи  учащихся, являясь одним из способов воспитания ребёнка. Она влияет

Слайд 13*
- чтение по ролям с отработкой интонаций;
- составление «живых групп»,

картин;
- перестройка текста с целью драматизации – извлечение диалогов из текста рассказа, составление пьес и сценариев по рассказам;
- дополнение текста описанием обстановки, где происходит действие, внешности героев и пр.;
-постановка небольших сцен – с декорациями, гримом или без них.

Виды драматизации, используемые в школе для слабослышащих детей:

*- чтение по ролям с отработкой интонаций; - составление «живых групп», картин; - перестройка текста с целью

Слайд 14*
анализ иллюстраций с точки зрения выразительной мимики и пантомимики изображенных на

них героев;
постановка индивидуальных (участвует один человек) и групповых (участвует несколько человек) «живых картин»;
подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов движений);
чтение по ролям;
драматизация развёрнутой формы (инсценирование).

Основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности:

*анализ иллюстраций с точки зрения выразительной мимики и пантомимики изображенных на них героев;постановка индивидуальных (участвует один человек)

Слайд 15*
Изучение речевого развития
1 блок - исследование объема пассивного словаря
 
2 блок –

исследование объема активного словаря
*Изучение речевого развития1 блок - исследование объема пассивного словаря 2 блок – исследование объема активного словаря

Слайд 16*
Протокол №1. Блок 1.
Исследование объема пассивного словаря «Покажи, где…»


Задания 1 и 2


*Протокол №1. Блок 1. Исследование объема пассивного  словаря «Покажи, где…» Задания 1 и 2

Слайд 17*
Протокол №2 Блок 1. Задания 3 и 4 (по 4

пробы)
*Протокол №2  Блок 1. Задания 3 и 4 (по 4 пробы)

Слайд 18*
Протокол №3 Блок 2. «Назови, что нарисовано на картинках»
Задания 1

и 2 (4 пробы).
*Протокол №3 Блок 2. «Назови, что нарисовано на картинках» Задания 1 и 2 (4 пробы).

Слайд 19*
Протокол №4 Блок 2. Задания 3 и 4 (по 4 пробы).


*Протокол №4 Блок 2. Задания 3 и 4 (по 4 пробы).

Слайд 20*
 Таблица 1.
Предварительное обследование активного и пассивного словаря учащихся

* Таблица 1.Предварительное обследование активного и пассивного словаря учащихся

Слайд 21*
Разработка и применение приемов драматизации на уроках литературного чтения.

*Разработка и применение приемов драматизации на уроках литературного чтения.

Слайд 22*
Разработка и применение приемов драматизации на уроках литературного чтения.
 
1. Блок. Фонетическая

зарядка
Упражнения для развития речевого дыхания и голоса
Речевая зарядка
Психогимнастика. Пластические этюды.
Пальчиковые игры
 

2. Блок. Первичное знакомство с произведением
Рассматривание иллюстраций
Словарная работа
Чтение или рассказывание педагогом
 

*Разработка и применение приемов драматизации на уроках литературного чтения. 1. Блок. Фонетическая зарядкаУпражнения для развития речевого дыхания и

Слайд 23*
3. Блок. Работа по запоминанию сюжетной линии произведения, диалогов между персонажами
Дидактические

игры, способствующие запоминанию сюжета
Игры для запоминания ролевых диалогов
Различные виды театра

 

4. Блок. Работа над выразительностью образа
Составление словесных портретов героев
Проигрывание этюдов «Примеряем роль»
Упражнения для вхождения в образ
Игры и упражнения на развитие основных эмоций
 

*3. Блок. Работа по запоминанию сюжетной линии произведения, диалогов между персонажамиДидактические игры, способствующие запоминанию сюжета Игры для

Слайд 24*
5. Блок. Подбор музыкального сопровождения.
Слушание и подбор подходящих к теме

музыкальных зарисовок
Движение под музыку
 

6. Блок. Изготовление атрибутов, подбор костюмов и декораций

 

7. Блок. Показ спектакля.
 

*5. Блок. Подбор музыкального сопровождения. Слушание и подбор подходящих к теме музыкальных зарисовокДвижение под музыку  6. Блок.

Слайд 25*

Методы драматизации просты в применении. Слабослышащим школьникам гораздо легче воспринимать

и анализировать литературные произведения, если они сами прочувствуют и «проживут» жизнь героев. Именно в драматизации возможна апробация школьниками имеющихся у них уже знаний, а также выражение эмоционального восприятия.

Технологичность:

* Методы драматизации просты в применении. Слабослышащим школьникам гораздо легче воспринимать и анализировать литературные произведения, если они

Слайд 26*
Таблица 2
Повторное обследование развития речи

*Таблица 2Повторное обследование развития речи

Слайд 27*
Таблица 3
Сводная таблица данных предварительного и повторного обследования учащихся

*Таблица 3 Сводная таблица данных предварительного и повторного обследования учащихся

Слайд 28*
Заключение
Наличие результатов:
И из всего этого можно сделать вывод, что активизация словаря

у младших слабослышащих школьников будет более эффективна, если обучение будет проходить в определенной последовательности и с использованием различных приемов драматизации, что является очень значимым и необходимым в системе обучения детей языку.
*ЗаключениеНаличие результатов:И из всего этого можно сделать вывод, что активизация словаря у младших слабослышащих школьников будет более

Слайд 29*
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений:
1)

умения, связанные, с освоением позиции «зритель». Слабослышащий ребёнок выступает в качестве доброжелательного зрителя, который должен досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам».
2) умения, обеспечивающие первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
3) умение взаимодействовать с другими участниками драматизации: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.
*Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений:1) умения, связанные, с освоением позиции «зритель».

Слайд 30*
Приложение
Первый этап работы (1 блок)

(обязательное применение иллюстраций, сюжетных картинок).

Цель:
- способствовать выработке правильного речевого дыхания;
- развитие интонационной выразительности голоса;
- совершенствование пластики движений;
- улучшение координации движений пальцев рук.

Предлагаю следующие упражнения:
Развитие речевого дыхания и голоса
Речевая зарядка
Психогимнастика. Пластические этюды.
Пальчиковые игры:

*Приложение Первый этап работы (1 блок)       (обязательное применение иллюстраций, сюжетных картинок).Цель:

Слайд 31*
Второй этап работы (2 блок)

Цель:

- подготовить учеников к восприятию художественного произведения
- выяснение знаний слабослышащих детей о той или иной лексике, расширение лексики, уточнение значения некоторых слов, закрепление известных детям слов
формировать умение осознанно, прочувствованно воспринимать текст произведения

Рассматривание иллюстраций
Словарная работа
- Рассматривание предметной картинки
- Описание признаков предмета или предъявление слова-синонима
Чтение или рассказывание педагогом (возможна одновременная подборка иллюстраций)
*Второй этап работы (2 блок)           Цель: -

Слайд 32*
 
Третий этап (3 блок)

Цель:
- проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание

прочитанного
способствовать запоминанию сюжетной линии произведения, диалогов между персонажами

Дидактические игры, способствующие запоминанию сюжета
Игры для запоминания ролевых диалогов
«Игра в сказку» (различные виды театра)

* Третий этап (3 блок)Цель: - проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанногоспособствовать запоминанию сюжетной линии произведения, диалогов

Слайд 33*
Четвертый этап (4 блок)

Цель:
работа над выразительностью образа

Составление словесных портретов героев
Проигрывание

этюдов «Примеряем роль»
Упражнения для вхождения в образ («Хитрая лиса», «Испуганный зайчонок» и т.п.)
Игры и упражнения на развитие основных эмоций

*Четвертый этап (4 блок)Цель: работа над выразительностью образаСоставление словесных портретов героевПроигрывание этюдов «Примеряем роль»Упражнения для вхождения в

Слайд 34*
Пятый этап (5 блок)

Подбор музыкального сопровождения.
Слушание и подбор подходящих к

теме музыкальных зарисовок
Движение под музыку

Шестой этап (6 блок)
Изготовление атрибутов, подбор костюмов и декораций

Седьмой этап (7 блок)
Показ спектакля.
Обсуждение после проигрывания произведения
*Пятый этап (5 блок)Подбор музыкального сопровождения. Слушание и подбор подходящих к теме музыкальных зарисовокДвижение под музыку Шестой

Слайд 35*
Спасибо за внимание!

*Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть