Презентация, доклад Трудовое воспитание дошкольников

Содержание

Сущность трудового воспитания дошкольников Задачи трудового воспитанияВиды труда дошкольниковФормы организации трудаУсловия воспитания дошкольника в трудеСредства трудового воспитанияСодержание

Слайд 1Трудовое воспитание дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников

Слайд 2Сущность трудового воспитания дошкольников
Задачи трудового воспитания
Виды труда дошкольников
Формы организации труда
Условия

воспитания дошкольника в труде
Средства трудового воспитания

Содержание

Сущность трудового воспитания дошкольников Задачи трудового воспитанияВиды труда дошкольниковФормы организации трудаУсловия воспитания дошкольника в трудеСредства трудового воспитанияСодержание

Слайд 3 Трудовое воспитание — важная составная часть воспитания подрастающего поколения. Крупская в

своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.

Сущность трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание — важная составная часть воспитания подрастающего поколения. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения

Слайд 5 Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве

от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.
Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются

Слайд 6Задачи трудового воспитания
Воспитание позитивного
отношения к труду
Овладение навыками
трудовой деятельности
Воспитание


нравственно-волевых
качеств личности

Воспитание отношения
к труду и формирование
основ трудолюбия

Формирование трудовых
навыков и умений

Задачи трудового воспитания Воспитание позитивного отношения к трудуОвладение навыками трудовой деятельностиВоспитание нравственно-волевых качеств личностиВоспитание отношения к труду

Слайд 8 В труде складываются начальные чувства долга, ответственности, жизненно необходимые навыки и

умения (что очень важно для подготовки ребенка к школе!).
Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки — это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте. Дети в состоянии уже сами организовать свои трудовые занятия, помочь младшим.
В труде складываются начальные чувства долга, ответственности, жизненно необходимые навыки и умения (что очень важно для подготовки

Слайд 9ВИДЫ ТРУДА ДОШКОЛЬНИКОВ
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать

у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
ВИДЫ ТРУДА ДОШКОЛЬНИКОВ		Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять

Слайд 11 Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада,

хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с

Слайд 14Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и

животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы,

Слайд 16 Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и

ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность

Слайд 17 Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал

подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно

Слайд 19Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята

пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом - листьями, желудями, соломой, корой и т. д. - дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.
Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются

Слайд 21ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в

трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.
Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА		Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения,

Слайд 22 В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе

одно - два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.
В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно - два действия (разложить ложки

Слайд 23 В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в

которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.
В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения,

Слайд 24 Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы,

направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно

Слайд 26В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые

для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.
В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более

Слайд 27 Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко

используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах

Слайд 28УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА В ТРУДЕ
Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и

материалами для организации детей. Так, для хозяйственно - бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе - лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование. Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, желудей, брусков дерева и т.д. Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. - все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствия.
УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА В ТРУДЕ		Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации детей. Так, для

Слайд 29 Оборудование на участке и в групповой комнате размещаются таким образом, чтобы

им было удобно пользоваться. Так, целесообразно объединять оборудование по видам труда: в природном уголке - лейки, пульверизаторы, корм для животных; в месте отведенном для ручного труда, - пилы, молотки; принадлежности для хозяйственно - бытового труда - щеточки и совки для убора мусора можно разместить на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных по столовой - ближе к буфетной и пр.

Оборудование на участке и в групповой комнате размещаются таким образом, чтобы им было удобно пользоваться. Так, целесообразно

Слайд 30 Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжение внимания, поэтому

необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет - 20-30 минут. Наиболее трудоемкие виды труда - сгребание снега, вскапывание земли - требует особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях переключает ребенка на другую деятельность. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут: одни - вскапывают землю, другие - рыхлят ее граблями или одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место.

Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжение внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности

Слайд 31 Заботясь о создании гигиенических условий для труда, воспитатель предупреждает возможность его

отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения (пришивания пуговиц, подклеивание книг), должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (согнутыми коленями, на корточках и пр.). следует обеспечить регулярное проветривание помещения. Особо ценным является труд на воздухе.
Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.
Заботясь о создании гигиенических условий для труда, воспитатель предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так,

Слайд 32СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста должны обеспечивать формирование

достаточно полных представлений о содержании труда взрослых, о труженике, его отношении к делу, о важности труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступных им трудовым умениям и организацию разных видов труда с целью воспитания у них в процессе деятельности положительного отношения к труду и установление доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.
СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ		Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда

Слайд 33 Такими средствами являются:

ознакомление с трудом взрослых;
обучение навыкам труда, организации и планированию

деятельности;
организация труда детей в доступном им содержании.
Такими средствами являются:ознакомление с трудом взрослых;обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;организация труда детей в доступном им

Слайд 34СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть