Презентация, доклад Теоретические основы обучения

Содержание

Содержание1. Особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности дошкольников2.Основы организации обучения детей дошкольного возраста3. Использование ИКТ в образовательном процессе детского сада4.Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста5.Теоретические основы воспитания и обучения дошкольников в организованной образовательной деятельности6.Диагностические методики

Слайд 1Теоретические основы организации обучения в различных возрастных группах

Теоретические основы организации обучения в различных возрастных группах

Слайд 2Содержание
1. Особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности дошкольников
2.Основы организации обучения

детей дошкольного возраста
3. Использование ИКТ в образовательном процессе детского сада
4.Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
5.Теоретические основы воспитания и обучения дошкольников в организованной образовательной деятельности
6.Диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников
7.Особенности обучения одаренных детей дошкольного возраста
Содержание1. Особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности дошкольников2.Основы организации обучения детей дошкольного возраста3. Использование ИКТ в

Слайд 3ТЕМА 1. Развитие познавательных психических процессов у дошкольников

ТЕМА 1. Развитие познавательных психических процессов у дошкольников

Слайд 4ПАМЯТЬ- психический процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

ПАМЯТЬ- психический процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Слайд 5ПО СОДЕРЖАНИЮ

- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
- ДВИГАТЕЛЬНАЯ
- СЛОВЕСНАЯ
- ОБРАЗНАЯ
ПО ВРЕМЕНИ
ХРАНИЕНИЯ

- КРАТКОВРЕМЕННАЯ
- ДОЛГОВРЕМЕННАЯ
ПО СПОСОБУ


ЗАПОМИНАНИЯ

- ЛОГИЧЕСКАЯ
- МЕХАНИЧЕСКАЯ

ПО ВЕДУЩЕМУ
АНАЛИЗАТОРУ

- ЗРИТЕЛЬНАЯ
- СЛУХОВАЯ
- ОБОНЯТЕЛЬНАЯ
- ОСЯЗАТЕЛЬНАЯ
- ВКУСОВАЯ

виды памяти

ПО СОДЕРЖАНИЮ- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ- ДВИГАТЕЛЬНАЯ- СЛОВЕСНАЯ- ОБРАЗНАЯПО ВРЕМЕНИ ХРАНИЕНИЯ- КРАТКОВРЕМЕННАЯ- ДОЛГОВРЕМЕННАЯПО СПОСОБУ ЗАПОМИНАНИЯ- ЛОГИЧЕСКАЯ- МЕХАНИЧЕСКАЯПО ВЕДУЩЕМУ АНАЛИЗАТОРУ- ЗРИТЕЛЬНАЯ-

Слайд 6Игры на развитие памяти
Перескажи рассказ

Цель: развитие слухоречевой памяти

Оборудование: картотеки рассказов

Ход игры:

педагог читает рассказ, а затем ребенку предлагает пересказать всю последовательность событий этого рассказа.

Запомни пару
Цель: развитие зрительной памяти
Оборудование: картинки с изображением предметов: 1)тучка и зонт; 2)тетрадь и карандаш; 3)ведро и лопата; 4)горшок и цветок; 5)елка и гриб; 6)дом и забор, но другие картинки перепутались
Ход игры: «Посмотри картинки, которые нарисовала зайка. Постарайся запомнить пару к каждой картинке. Зайкины картинки перепутались. Попробуй вспомнить, какая была у каждой картинки».

Игры на развитие памятиПерескажи рассказЦель: развитие слухоречевой памятиОборудование: картотеки рассказовХод игры: педагог читает рассказ, а затем ребенку

Слайд 7МЫШЛЕНИЕ -высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является

самым важным процессом познания.
МЫШЛЕНИЕ -высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания.

Слайд 8ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ПРАКТИЧЕСКОЕ
ПОНЯТИЙНОЕ
ОБРАЗНОЕ
НАГЛЯДНО-
ОБРАЗНОЕ
НАГЛЯДНО-
ДЕЙСТВЕННОЕ

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯТЕОРЕТИЧЕСКОЕПРАКТИЧЕСКОЕПОНЯТИЙНОЕОБРАЗНОЕНАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕНАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ

Слайд 9Игры на развитие мышления
Парные картинки
Цель: развитие мыслительной операции: анализа и синтеза
Оборудование:

предметные картинки (по 2 штуки)
Ход игры: ребенку дается половина картинок. У педагога имеется вторая половина таких же картинок. Педагог выбирает одну из картинок и описывает предмет, изображенный на листе. Если у ребенка есть описание картинки, то он должен продемонстрировать ее. Обе картинки откладывают. После шести предъявленных меняются ролями.

Лабиринт
Цель: развитие наглядно-действенного мышления, устойчивость внимания.
Оборудование: изображения с лабиринтами
Ход игры: детям предлагается лабиринт, вход в который указан стрелкой. Необходимо взяв в руки заостренные палочку и двигая ею по рисунку, быстро пройти весь лабиринт, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.

Игры на развитие мышленияПарные картинкиЦель: развитие мыслительной операции: анализа и синтезаОборудование: предметные картинки (по 2 штуки)Ход игры:

Слайд 10ВНИМАНИЕ- психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определённом

объекте при одновременном отвлечении от других.
ВНИМАНИЕ- психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определённом объекте при одновременном отвлечении от других.

Слайд 11ВИДЫ
ВНИМАНИЯ
ПРИРОДНОЕ
СОЦИАЛЬНО-
ОБУСЛОВЛЕННОЕ
ЧУВСТВЕННОЕ
ИНТЕЛЛЕК-ТУАЛЬНОЕ
НЕПОСРЕДСТВЕН-НОЕ
НЕПРОИЗВОЛЬ-НОЕ
ПРОИЗВОЛЬНОЕ
ОПОСРЕДОВАННОЕ

ВИДЫ ВНИМАНИЯПРИРОДНОЕСОЦИАЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННОЕЧУВСТВЕННОЕИНТЕЛЛЕК-ТУАЛЬНОЕНЕПОСРЕДСТВЕН-НОЕНЕПРОИЗВОЛЬ-НОЕПРОИЗВОЛЬНОЕОПОСРЕДОВАННОЕ

Слайд 12СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
КОНЦЕНТРАЦИЯ
ОБЪЕМ
УСТОЙЧИВОСТЬ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯКОНЦЕНТРАЦИЯОБЪЕМУСТОЙЧИВОСТЬРАСПРЕДЕЛЕНИЕПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ

Слайд 13Игры на развитие внимания
Перепутанные дорожки

Цель: развить устойчивость внимания

Оборудование: картинки с перепутанными

линиями

Ход игры: ребенку предлагается найти нужную дорожку (чтобы привести белочку к домику).

Слушай и исполняй

Цель: переключение внимания

Ход игры: ведущий называет и повторяет дважды различные движения, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности.

Вариантом служит включение большого количества движений или повтор их в обратном порядке.

Игры на развитие вниманияПерепутанные дорожкиЦель: развить устойчивость вниманияОборудование: картинки с перепутанными линиямиХод игры: ребенку предлагается найти нужную

Слайд 14ВООБРАЖЕНИЕ- ПСИХИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ НОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ОСНОВЕ ИМЕЮЩЕГОСЯ ОПЫТА,

Т.Е. ПРОЦЕСС ПРЕОБРАЗУЮЩЕГО ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
ВООБРАЖЕНИЕ- ПСИХИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ НОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ОСНОВЕ ИМЕЮЩЕГОСЯ ОПЫТА, Т.Е. ПРОЦЕСС ПРЕОБРАЗУЮЩЕГО ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Слайд 15ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ (ПАССИВНОЕ)
ПРЕДНАМЕРЕННОЕ
НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ

ПРОИЗВОЛЬНОЕ (АКТИВНОЕ)
ТВОРЧЕСКОЕ
ВОССОЗДАЮЩЕЕ

ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯНЕПРОИЗВОЛЬНОЕ (ПАССИВНОЕ)ПРЕДНАМЕРЕННОЕНЕПРЕДНАМЕРЕННОЕПРОИЗВОЛЬНОЕ (АКТИВНОЕ)ТВОРЧЕСКОЕВОССОЗДАЮЩЕЕ

Слайд 16Игры на развитие воображения
Палочки
Цель: учить детей схематически изображать предметы с помощью

палочек различной величины, ориентируясь на форму предмета и отвлекаясь от другого соответствующего предмета и деталей
Оборудование: картинки с изображением разных предметов, палочки разной величины
Ход игры: педагог раздает детям картинки с табличками и помогает детям изобразить схематично предмет с помощью палочек. «Сделайте так». Если возникают затруднения, то педагог на примере одной картинке дает образец.

Дорисуй

Цель: развитие воображения, внимания

Оборудование: таблицы с недорисованными предметами

Ход игры: ребенку предлагаются таблицы с недорисованными предметами. Ему предлагается назвать, что отсутствует и дорисовать эти недостающие детали.


Игры на развитие воображенияПалочкиЦель: учить детей схематически изображать предметы с помощью палочек различной величины, ориентируясь на форму

Слайд 17ВОСПРИЯТИЕ-процесс отражения в сознании человека целостных предметов и явлений при их

непосредственном воздействии на органы чувств.
ВОСПРИЯТИЕ-процесс отражения в сознании человека целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Слайд 18Виды восприятия
Зрительное
Тактильное
Целостное
Слуховое
Пространства
времени

Виды восприятияЗрительноеТактильное ЦелостноеСлуховоеПространствавремени

Слайд 19Игры на развитие восприятия
Светофоринки
Цель: развитие цветового восприятия
Ход игры: выбирают водящего, все

встают на одну сторону от него на расстоянии пяти шагов. Водящий отворачивается от игроков и называет любой цвет. Участники должны найти в своей одежде этот цвет, и держась за него, могут свободно перейти на другую сторону. У того, кого нет этого цвета, должен перебежать, чтобы его не поймали. Кого поймают, становится водящим.

Весёлая игра с колокольчиками
Цель: развитие слухового восприятия
Оборудование: платок, колокольчик
Ход игры: все садятся в круг. По желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу. Задача водящего – поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг к другу нельзя.

Игры на развитие восприятияСветофоринкиЦель: развитие цветового восприятияХод игры: выбирают водящего, все встают на одну сторону от него

Слайд 20Ощущение- простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и

явлений объективного мира, а также внутренних состояний организма, возникающий в результате непосредственного воздействия на органы чувств.
Ощущение- простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, а также внутренних

Слайд 21Виды ощущении
Зрительные
Кожные
Слуховые
Вкусовые
Обонятельные
Осязательные
Мышечные

Виды ощущенииЗрительныеКожныеСлуховыеВкусовыеОбонятельныеОсязательныеМышечные

Слайд 22Игры на развитие ощущения
«Дорожки»

Цель игры: развитие осязательных ощущений.
Ход игры : перед

ребёнком на стол кладётся картинка с наклеенными на ней дорожками разной длинны и из материала разной фактуры: клеёнка, мелкозернистая наждачная бумага, хлопчатобумажная ткань, кожаная ткань и т.д.
Правила: ребёнок проводит пальчиком по дорожке и рассказывает учителю о своих ощущениях: холодная дорожка или тёплая, длинная или короткая, мягкая или твёрдая на ощупь, приятная или не приятная, какую бы дорожку он выбрал для прогулки с мамой (по какому материалу ему приятней всего проводить пальчиком).

Игры на развитие ощущения«Дорожки»Цель игры: развитие осязательных ощущений.Ход игры : перед ребёнком на стол кладётся картинка с

Слайд 23 ТЕМА 2. Основы

организации обучения детей дошкольного возраста.
ТЕМА 2. Основы организации обучения детей дошкольного возраста.

Слайд 24Социально-коммуникативное развитие
Работа с детьми
Реализуется через все образовательные области в форме бесед,

рассказов, обсуждений, разыгрывания ситуаций, различных видов игр, наблюдений;
Двигательные упражнения для воспитания двигательных навыков и восприятия окружающей обстановки;
Игры по социальному развитию, по развитию эмоций, игры-драматизации;
Придумывание сказок;
Сюрпризные моменты и элементы новизны;
Юмор и шутки;
Участие в различных видах труда;
Наблюдения и беседы;
Экспериментирование;
Создание проблемных ситуаций;
Поручения;
Поведенческие традиции в группе;
Труд по самообслуживанию;
Хозяйственно-бытовой труд;
Труд в природе
Индивидуальные занятия с педагогом-психологом по преодолению страхов, развитию психических процессов, сказкотерапия.

Взаимодействие с родителями
Участие родителей в мероприятиях ДОУ: праздниках, семейных клубах, развлечениях, выполнение рекомендаций врача-офтальмолога, учителей-дефектологов и психологов, консультирование родителей, родительские собрания, практикумы, которые помогают выработать компетентную педагогическую позицию по отношению к собственному ребенку.
Участие родителей в совместных с детьми выставках изделий по ручному труду.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно-обоснованные принципы и нормативы.

Поддержка детской инициативы
Выставки, смотры, конкурсы, участие в праздниках, развлечениях, создание условий для проявления детской инициативы, создание проблемных ситуаций.

Социально-коммуникативное развитиеРабота с детьмиРеализуется через все образовательные области в форме бесед, рассказов, обсуждений, разыгрывания ситуаций, различных видов

Слайд 25Познавательное развитие
Работа с детьми
Дидактические игры по сенсорной культуре, по формированию целостной

картины мира, по развитию элементарных математических представлений, конструированию, по развитию зрительного восприятия осязания и мелкой моторики;
Детские исследования,
Детские проекты, проектная деятельность;
Беседы, рассказы, наблюдения, игры о культуре, традициях других народов.
Индивидуальные занятия с педагогом –психологом по развитию психических процессов и преодолению страхов и тревожности;
Праздники;
Экскурсии.
Тематические недельные проекты «Россия – Родина моя», «Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь», «Новогодние праздники», «Детский сад» и др.
Посещение музеев, выставок, организация мини-музеев «Народная игрушка», «Одежда разных народов» и др.

Взаимодействие с родителями
Прогулки с детьми в природу и общественные места Индивидуальные беседы, Консультации для родителей. Опыты и наблюдения за природными объектами, сбор природных объектов, материала для копилок времен года, изготовление вертушек, ловушек для ветра. Домашние чтения. Собственный пример. Открытые занятия для родителей.
Опрос, анкеты, информационные листы в родительском уголке, совместное выполнение заданий с детьми по тетрадям.
Консультации специалистов ДОУ о подготовке детей в школу.

Поддержка детской инициативы
Выставки, смотры, конкурсы, участие в праздниках, развлечениях, создание условий для проявления детской инициативы, создание проблемных ситуаций.

Познавательное развитиеРабота с детьмиДидактические игры по сенсорной культуре, по формированию целостной картины мира, по развитию элементарных математических

Слайд 26Речевое развитие
Работа с детьми
Дидактические, развивающие, настольные, словесные игры, игры со звуками,

буквами, словами, игры-забавы, игры с конструктором, народные игры, сюжетно-ролевые игры, коммуникативные игры;
Игры со специальными дидактическими пособиями. Театрализованная деятельность;
Чтение и рассказывание художественных произведений. Речевое общение в различных видах детской деятельности, сочинение и составление рассказов детьми по картине игрушке, из опыта, пересказ содержания литературных произведений. Творческие игры типа «А что было бы, если…». Отгадывание загадок;
Просмотр видеозаписей фильмов, мультфильмов, прослушивание аудиозаписей.
Пение песен, придумывание небылиц, стихов, сказок.
Тематические недельные проекты «Россия – Родина моя», «Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь», «Новогодние праздники», «Детский сад» и др.
Индивидуальные занятия с узкими специалистами на развитие всех компонентов речи и психических процессов

Взаимодействие с родителями
Участие родителей во всех педагогических мероприятиях, организуемых для родителей педагогами: семейных клубах, консультациях, практикумах, круглых столах, родительских собраниях, в обсуждении проблем на Интернет-странице, практикумах, круглых столах, родительских собраниях, праздниках. Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества. Побуждать поддерживать детское сочинительство.
Консультирование, беседа, домашнее чтение. Совместные спектакли.

Поддержка детской инициативы
Выставки, смотры, конкурсы, участие в праздниках, развлечениях, создание условий для проявления детской инициативы, создание проблемных ситуаций, детские проекты.

Речевое развитиеРабота с детьмиДидактические, развивающие, настольные, словесные игры, игры со звуками, буквами, словами, игры-забавы, игры с конструктором,

Слайд 27Художественно-эстетическое развитие
Работа с детьми
Ознакомление с произведениями живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства;
Рассматривание

произведений искусства или их репродукций, фотографий;
Рисование;
Лепка;
Аппликация;
Детская дизайн-деятельность;
Художественный труд;
Экскурсии в музей;
Пение, слушание музыки, музыкальные движения, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальная игра-драматизация, театрализованная игра, логоритмика; Индивидуальная деятельность с педагогом-психологом и с учителем- дефектологом по преодолению страхов, развитие мелкой моторики, восприятие
Проведение различных представлений.

Взаимодействие с родителями
Участие родителей в праздниках, совместных детско-родительских проектах, конкурсах, выставках, концертах; проведение консультаций для родителей, информирование через сайт ДОУ.
Совместное посещение музеев. Просмотр культурных программ.

Поддержка детской инициативы
Выставки, смотры, конкурсы, участие в праздниках, развлечениях, создание условий для проявления детской инициативы, создание проблемных ситуаций.

Художественно-эстетическое развитиеРабота с детьмиОзнакомление с произведениями живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства;Рассматривание произведений искусства или их репродукций, фотографий;Рисование;Лепка;Аппликация;Детская

Слайд 28Физическое развитие
Работа с детьми
Беседы о здоровом образе жизни. рассматривание альбомов. просмотр

видео и мультфильмов данной тематики. дидактические игры. Чтение произведений. Организация проектов «Если хочешь быть здоров» и т.п. Занятия по физической культуре, утренняя гимнастика, разминка после сна.
Физкультурные праздники и досуги.
Спортивные соревнования.
Пешие прогулки.
Экскурсии.
Индивидуальные занятия с педагогом-психологом по преодолению страхов, ориентировке...
Проведение спортивных соревнований Коррекционные занятия с узкими специалистами

Взаимодействие с родителями
Участие родителей в праздниках, физкультурных досугах, спортивных соревнованиях.
Консультации в родительских уголках, родительские собрания.
Индивидуальные беседы узких специалистов с родителями

Поддержка детской инициативы
Участие в соревнованиях, играх, эстафетах, выбор спортивных игр для совместной и самостоятельной деятельности, выбор атрибутов для игр, придумывание различных ритмических движений.

Физическое развитиеРабота с детьмиБеседы о здоровом образе жизни. рассматривание альбомов. просмотр видео и мультфильмов данной тематики. дидактические

Слайд 29Современные педагогические технологии в образовательном процессе дошкольного образования

Современные педагогические технологии в образовательном процессе дошкольного образования

Слайд 30Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый

словарь).
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Б.Т. Лихачев)

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических

Слайд 31Личностно-ориентированная технология-в основе технологии лежит гуманное отношение к личности ребенка, основанное

на понимании, доверии, уважения друг к другу, равенстве субъектов педагогического процесса.
Личностно-ориентированная технология-в основе технологии лежит гуманное отношение к личности ребенка, основанное на понимании, доверии, уважения друг к

Слайд 32Здоровьесберегающие технологии
Направлены на сохранение здоровья ребенка и физическое развитие, в обеспечении

психологического микроклимата в детском саду.

Классификация здоровье сберегающих технологий

медико-профилактические
физкультурно-оздоровительные образовательные
обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
сохранения и стимулирования здоровья
обучения здоровому образу жизни
коррекционные
педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды

Здоровьесберегающие технологииНаправлены на сохранение здоровья ребенка и физическое развитие, в обеспечении психологического микроклимата в детском саду. Классификация

Слайд 33Технология проектной деятельности
Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной

целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования.

Технология проектной деятельности

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели.
III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят.
IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

Технология проектной деятельности Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения

Слайд 34Технология исследовательской деятельности
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности,

порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
опыты (экспериментирование)
коллекционирование
путешествие по карте
путешествие по «реке времени»

Технология исследовательской деятельностиИсследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой

Слайд 35Технология проблемного обучения
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам

ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.


Технология проблемного обучения Существуют четыре уровня проблемности в обучении:1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает

Слайд 36Игровые технологии
Строятся как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и

объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем:
-игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов ,сравнивать, сопоставлять их;
-группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
-группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные события от нереальных;
-группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Технология развивающего обучения

Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников, путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действия, на познание, на новое.
(Развивающая среда ДОУ, программы ДОУ.)

Игровые технологииСтроятся как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем:-игры и

Слайд 37Технология «Портфолио дошкольника»
Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд

авторов предлагают собственную структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста. Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов, которое заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

ТРИЗ технология

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем».
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Технология «Портфолио дошкольника» Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственную структуру и содержание

Слайд 38ТЕМА 3. Использование цифровых образовательных ресурсов в организованной и самостоятельной деятельности детей

в ДОУ
ТЕМА 3. Использование цифровых образовательных ресурсов в организованной и самостоятельной деятельности детей в ДОУ

Слайд 39Что такое ИКТ?
Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и

средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.

Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников.

позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
развивает умение самостоятельно приобретать новые знания.
заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
- повышается уровень познавательных возможностей
- развивает и повышает творческие способности детей.

Что такое ИКТ? Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами,

Слайд 40Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.
Использование глобальной сети Интернет
Использование мультимедийных презентаций
Использование развивающих

компьютерных игр, аудио- и видеоматериалов

Использование ИКТ в методической работе ДОУ

Использование глобальной сети Интернет
Использование компьютера для ведения документации
Использование мультимедийных презентаций на педагогических советах, методических советах, круглых столов и т.п.

Применение ИКТ в ДОУ позволяет добиться следующих результатов:

Повышение эффективности процесса обучения.
Активизация познавательной деятельности детей.
Повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникативных технологий.
Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДО.
Создание единой информационной среды.
Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Использование ИКТ  в воспитательно-образовательном процессе. Использование глобальной сети ИнтернетИспользование мультимедийных презентацийИспользование развивающих компьютерных игр, аудио- и

Слайд 41Проблемы внедрения ИКТ-технологий в практику работы детского сада.
Недостаточная информационная культура и

компьютерная грамотность педагогов.
Недостаточная обеспеченность компьютерной и коммуникационной техникой.
Отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе.
Не сформулированы единые программно-методические требования к применению ИКТ в образовательной деятельности.

Проблемы внедрения ИКТ-технологий  в практику работы детского сада. Недостаточная информационная культура и компьютерная грамотность педагогов.Недостаточная обеспеченность

Слайд 42ТЕМА 4 Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

ТЕМА 4 Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Слайд 43Направления опытно-экспериментальной деятельности:
• Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических

зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде • Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет • Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства

Правила при организации исследовательской работы:

1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций. 2. Не сдерживать инициативу детей. 3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. 4. Не спешить с вынесением оценочных суждений. 5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний: 6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; 7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
8. Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации

Направления опытно-экспериментальной деятельности:  • Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и

Слайд 44 ТЕМА 5. Теоретические

основы воспитания и обучения дошкольников в организованной образовательной деятельности.
ТЕМА 5. Теоретические основы воспитания и обучения дошкольников

Слайд 45Форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста – это совместная

деятельность педагога и воспитанника, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

Образовательная ситуация

Специальное проектирование и использование педагогом целенаправленно созданных или спонтанно возникающих в образовательном процессе педагогических ситуаций, направленных на решение образовательных, развивающих, воспитательных задач.

Виды образовательных ситуаций

Игровые обучающие ситуации: ситуации упражнения; ситуации оценки; ситуации путешествия.
Проблемные образовательные ситуации
Исследовательские или частично-поисковые
Эвристические

Форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста – это совместная деятельность педагога и воспитанника, которая осуществляется

Слайд 46Структура образовательных ситуаций
Введение в игровую ситуацию
Актуализация знаний в игровой ситуации
Открытие нового

знания
Включение нового знания в систему знаний
Рефлексия
Итог образовательной ситуации
Структура образовательных ситуацийВведение в игровую ситуациюАктуализация знаний в игровой ситуацииОткрытие нового знанияВключение нового знания в систему знанийРефлексияИтог

Слайд 47Технология проблемного обучения
это такая организация занятий, при которой предполагается

создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активная деятельность детей по их разрешению, в результате чего ими приобретаются новые знания.

Структурные компоненты проблемной технологии: постановка проблемной ситуации; варианты решения (выбор варианта); разрешение проблемы.
Особенности данной технологии: проблематизация информации, вызывающая у детей удивление, любопытство; активная деятельность детей; связь обучения с жизнью, игрой и трудом; исследовательский характер познания.

Технология проблемного обучения это такая организация занятий, при которой предполагается создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и

Слайд 48Одно из главных условий эффективности проблемной технологии в работе с дошкольниками

– создание проблемной ситуации.

Проблемная ситуация включает три основных компонента:
неизвестное, т.е. усваиваемое ребёнком новое знание или способ деятельности
познавательная деятельность;
творческие возможности и достигнутый уровень знаний.

три варианта постановки проблемной ситуации:

педагог лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему;
дети осознают противоречие и формулируют проблему;
педагог диалогом побуждает детей осознать противоречие и сформулировать проблему.


Одно из главных условий эффективности проблемной технологии в работе с дошкольниками – создание проблемной ситуации.Проблемная ситуация включает

Слайд 49Поиск решения проблемы идёт через выдвижение и проверку гипотез. «Открытие» знаний

заключается в организации выдвижения и проверки гипотез: Педагог сам выдвигает и/или проверяет гипотезу. Ребёнок выдвигает и/или проверяет гипотезу. Педагог диалогом побуждает детей выдвигать и проверять гипотезы

Активизация деятельности детей создаётся:

умело заданными вопросами,
демонстрацией неожиданных свойств предмета,
рассказом об увиденном,
созданием ситуации «разрыва» в способе решения задачи.

Поиск решения проблемы идёт через выдвижение и проверку гипотез. «Открытие» знаний заключается в организации выдвижения и проверки

Слайд 50ТЕМА 6. Диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников

ТЕМА 6. Диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников

Слайд 51Методика «Узор» Цеханская Л.И.
Предмет диагностики
Исследование познавательной сферы ребенка, выявление сформированности

умения подчинять свои действия правилу
Области применения
Определение предпосылок овладения учебной деятельностью через изучение сформированности умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия
Общее описание
Тест включает методическое руководство, стимульный материал, который включает бланки с геометрическими фигурками, нарисованными на листе бумаги и расположенными в три ряда. Верхний ряд состоит из треугольников, нижний — из квадратов, средний — из кружков. Квадраты находятся под треугольниками, кружки — в промежутке между ними. Все три ряда геометрических фигур называются «полоской».

Методика «Узор» Цеханская Л.И.Предмет диагностики Исследование познавательной сферы ребенка, выявление сформированности умения подчинять свои действия правилуОбласти применения

Слайд 52Методика «Рисование по точкам» или «Образец и правило» Венгер А.Л.
Предмет диагностики
Исследование познавательной

сферы ребенка
Области применения
Исследование уровня ориентировки на заданную систему требований
Общее описание
Тест включает методическое руководство и стимульный материал, оформленный в виде специальной книжечке с шестью задачами. На каждом левом листе разворота изображен образец (геометрическая фигура с углами без округлостей). На правой стороне разворота размещено задание в виде «точек»: маленьких крестиков, кружочков, треугольников, - которые надо соединить линиями от угла к углу. Если ребенок действует по инструкции, не соединяя одинаковых точек, то он воспроизводит фигуру-образец. Среди точек задания просматриваются простые геометрические фигуры, в т.ч. похожие на образец, не имеющие отношения к заданию, так как их нельзя точно воспроизвести, не нарушив правила. Правильное решение только одно. Задания отличаются одно от другого формой образца и расположением «точек».

Методика «Рисование по точкам» или «Образец и правило» Венгер А.Л.Предмет диагностикиИсследование познавательной сферы ребенкаОбласти примененияИсследование уровня ориентировки

Слайд 53 ТЕМА 7. Особенности

обучения одаренных детей дошкольного возраста
ТЕМА 7. Особенности обучения одаренных детей дошкольного возраста

Слайд 54Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое

определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Типичные черты одаренных детей

- на занятиях все легко и быстро схватывают;
- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
- быстро запоминают услышанное или прочитанное;
- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
-задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
- очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких,

Слайд 55Проблемы одаренных детей
Погружение в философские проблемы
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным

развитием
Стремление к совершенству
Ощущение неуязвимости
Нереалистические цели
Сверхчувствительность
Потребность во внимании взрослых
Нетерпимость

Виды одарённости по критерию «форма проявления»

Явная одарённость проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
Скрытая одарённость проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме.




Проблемы одаренных детей Погружение в философские проблемыНесоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитиемСтремление к совершенствуОщущение неуязвимостиНереалистические целиСверхчувствительностьПотребность

Слайд 56Одарённость
Практическая
Художественно-
эстетическая
Духовно-
ценностная
Теоретическая
интеллектуальная
Коммуникативная

ОдарённостьПрактическаяХудожественно-эстетическаяДуховно-ценностнаяТеоретическая интеллектуальнаяКоммуникативная

Слайд 57Этапы работы с одаренными детьми:
1 этап. Первоначальное выделение детей для дальнейшего

обследования.
2 этап - представляет собой прохождение трех модулей:
Работа с детьми – уточнение выявленной одаренности ребенка, проведение комплексного психолого-педагогического обследования
Работа с педагогами – повышение профессионального мастерства с целью правильной организации работы с одаренным ребенком.
Работа с родителями – помощь родителям в воспитании одаренного ребенка
3 этап – создание условий для развития одаренного ребенка в ДОУ.
4 этап – мониторинг результатов сопровождения.


Этапы работы с одаренными детьми:1 этап. Первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.2 этап - представляет собой прохождение

Слайд 58Организация работы с одарёнными детьми по направлениям:
Музыкальное развитие;
Развитие художественно творческих

способностей;
Развитие конструктивных способностей;
Развитие артистических способностей детей;
Развитие литературных способностей.
Интеллектуальное развитие;
Развитие двигательной одаренности.

Способы выявления

Групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик на основе системы мониторинга примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса и отбор группы детей показавших результаты высокие и выше среднего.
- организуется индивидуальное обследование одаренных детей
с помощью бесед, дидактического материала ,диагностических анкет. Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности.

Организация работы с одарёнными детьми по направлениям:Музыкальное развитие; Развитие художественно творческих способностей;Развитие конструктивных способностей;Развитие артистических способностей детей;Развитие

Слайд 59Условия, для развития способностей и ранней одарённости дошкольников:
Развивающая среда (материальная

база).
Компетентность педагога.
Программно-методическое обеспечение работы с одарёнными детьми (программа, планирование, методическая литература и методические рекомендации, дидактическое оборудование и наглядность, диагностический инструментарий).
Диагностика.
Преемственность и система взаимодействия в работе всех специалистов ДОУ.
Взаимодействие с учреждениями образования, культуры и спорта.
Система работы с семьёй.
Дифференцированный подход к работе с одарёнными детьми.
Система индивидуальной работы с дошкольником.
Кружковая работа.
Эмоционально-психологический комфорт, адаптивная образовательная среда
Право выбора вида деятельности для ребёнка.
Передовой педагогический опыт по проблеме.
Раннее выявление детских способностей и их развитие.
Система стимулирования педагогической деятельности.
Условия, для развития способностей и ранней одарённости дошкольников: Развивающая среда (материальная база). Компетентность педагога. Программно-методическое обеспечение работы

Слайд 60Методики и технологии диагностики одаренности
Диагностика одаренности должна носить комплексный и разносторонний

характер

Основные направления психодиагностических исследований одаренности: Выявление одаренных детей Психологическая помощь одаренному ребенку Получение новых теоретических и экспериментальных данных о проблематике, о природе одаренности

Тест «Акцентуации характера»
Характерологический тест Айзенка
Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)
Тест «Шкала социально-психологической адаптированности»
Опросник «Каков ваш творческий потенциал?»
Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна)
Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника
Тест «Шкала оценки потребности в достижении»
Методика «Несуществующее животное»
Детская методика В.Михала «Завершение предложения

Методики и технологии диагностики одаренности Диагностика одаренности должна носить комплексный и разносторонний характерОсновные направления психодиагностических исследований одаренности:

Слайд 61Диагностика особенностей когнитивной сферы:
Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р.Лурия)
Оценка устойчивости

внимания
Оценка переключения внимания
Оценка вербально-логического мышления
Оценка образного мышления
Тест «Куб Линка»
Тест механической понятливости (Беннет)
Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф)
Диагностика восприятия («Эталоны», тест «Компас», «Восприятие времени»)

Интеллектуальная одаренность:

Тест прогрессивных матриц Равена
Тест Д. Векслера
Тест Р.Амтхауэра
Диагностика обследования детей младшего школьного возраста
Оценка вербально-логического мышления
Тест «Интеллектуальная лобильность»

Диагностика особенностей когнитивной сферы: Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р.Лурия)Оценка устойчивости вниманияОценка переключения вниманияОценка вербально-логического мышленияОценка

Слайд 62Творческий потенциал одаренного ребенка:
Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты (Е. Туник)
Диагностика вербальной

креативности (адаптация теста С.Медника)
Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса)
Методика «Предложения»
Методика «Классификация»
Методика «Две линии»
Методика Вартега «Круги»
Опросник для определения творческих наклонностей у школьников

Социальные условия реализации одаренности

Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени)
Методика изучения коммуникативных и организаторских умений
Метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК)
Методика «Незаконченные предложения»
Тест интерперсональной диагностики Т.Лири
Оценка отношений подростка с классом

Творческий потенциал одаренного ребенка: Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты (Е. Туник)Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С.Медника)Диагностика невербальной

Слайд 63Идентификация детской одаренности педагогами и родителями:
Диагностика сформированности навыков рисования (Милованова

Г.П., Овчинникова О.В.)
Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренных школьников
Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми
Тест, определяющий одаренность и направленность ребенка к какой-то области деятельности
Тест-анкета по определению специальной одаренности (А. Хаан, Г.Кафф_
Проявление и формирование специальных способностей (А. Савенков)

Идентификация детской одаренности педагогами и  родителями: Диагностика сформированности навыков рисования (Милованова Г.П., Овчинникова О.В.) Тест-опросник для

Слайд 64Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть