Презентация, доклад Технология продуктивного чтения

Содержание

учебный предмет процесс освоения текста общеучебное умение (компетенция)3Чтение - это

Слайд 1 Технология продуктивного чтения

Максимально эффективно учит самостоятельному чтению


Создает условия для

развития важнейших коммуникативных умений


Мельник Н.Н.,
учитель начальных классов,
МКОУ «Анжерская школа»

Технология продуктивного чтенияМаксимально эффективно учит самостоятельному чтениюСоздает условия для развития важнейших коммуникативных умений Мельник Н.Н.,учитель

Слайд 2 учебный предмет
процесс освоения текста
общеучебное умение (компетенция)




3

Чтение - это



учебный предмет процесс освоения текста общеучебное умение (компетенция)3Чтение - это

Слайд 3Кого можно назвать «грамотным читателем»?
Грамотность чтения – это способность
понимать

письменные тексты
рефлексировать на содержание текстов:
- размышлять над содержанием
- оценивать прочитанное
- излагать свои мысли о прочитанном
использовать содержание текстов для достижения собственных целей
(развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)
Выделите главную составляющую грамотности чтения
Кого можно назвать  «грамотным читателем»? Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты рефлексировать на содержание

Слайд 4Что такое ПОЛНОЕ понимание текста?
Это вычитывание трех видов текстовой информации:


фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
Что такое  ПОЛНОЕ понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте

Слайд 5 Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ


Просмотровое
Цель:

самое общее представление
о содержании и
смысле текста, решение: читать его дальше или нет
анализ заголовка, подзаголовка
просмотр схем, таблиц, оглавления

Ознакомительное
Цель:
извлечение
основной
информации
(требуется ли перечитывание?)
чтение по абзацам
графические пометки

Изучающее
Цель:
проникновение в смысл

через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации
выделение смысловых частей
вычитывание подтекста

Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ Просмотровое 		Цель:  самое общее представление о содержании и 	смысле

Слайд 6
3) После чтения
в разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к

тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других

2) Во время чтения
Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них (подтекст)

До чтения
У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п.

Каждый образованный человек умеет читать любые тексты. А учит ли этому школа?

Традиционное использование текстов на уроке:
Вопросы на понимание факт. информации,
Пересказ

ЖИЗНЬ:

3) После чтения в разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с

Слайд 7Технология продуктивного чтения
Цель - понимание текстов. Средство - три этапа

работы с любым текстом


Максимально эффективно учит самостоятельному чтению



Создает условия для развития важнейших коммуникативных умений

Базовые образовательные технологии

Технология продуктивного чтения Цель - понимание текстов. Средство - три этапа работы с любым текстом Максимально эффективно

Слайд 8Анализ текста
цель анализа

читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации и

ее корректировка объективным авторским смыслом
Анализ текстацель анализачитательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации и ее корректировка объективным авторским смыслом

Слайд 9Анализ текста
приемы работы

выделение ключевых слов
беседа
составление плана
построение структурной модели текста
наблюдение над системой

образов
комментированное чтение
диалог с автором через текст
Анализ текстаприемы работывыделение ключевых словбеседасоставление планапостроение структурной модели текстанаблюдение над системой образовкомментированное чтениедиалог с автором через текст

Слайд 10I этап Работа с текстом до чтения
1. Антиципация чтения
Подготовка к чтению текста,

прогнозирование его содержания по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрациям
2. Появление целей урока
Постановка (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) целей урока. Готовность к чтению и обсуждению прочитанного
I этап Работа с текстом до чтения1. Антиципация чтения	Подготовка к чтению текста, прогнозирование его содержания по названию,

Слайд 11II этап Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста
Выбор вида

первичного чтения с учетом специфики текста, целей и задач урока, художественной задачи текста. Выявление первичного восприятия. Проверка предположений о содержании текста
2. Перечитывание текста
Медленное «вдумчивое» чтение, диалог с автором, вычитывание подтекста, краткий попутный комментарий и др. Постановка вопросов разной смысловой направленности
3. Беседа по содержанию в целом
Обобщение прочитанного. Определение темы текста
II этап Работа с текстом во время чтения1. Первичное чтение текста	Выбор вида первичного чтения с учетом специфики

Слайд 12III этап Работа с текстом после чтения
1. Концептуальная беседа по тексту
Постановка концептуального

(проблемного) вопроса к тексту, подведение к решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста
2. Знакомство с писателем
Характеристика личности писателя на основании прочитанного, корректировка первоначальных представлений. Работа с дополнительными источниками

III этап Работа с текстом после чтения1. Концептуальная беседа по тексту	Постановка концептуального (проблемного) вопроса к тексту, подведение

Слайд 13III этап Работа с текстом после чтения
3. Работа с заглавием, иллюстрациями
Определение «характера»

заглавия: что оно отражает – тему или идею? Соотнесение текста с иллюстрациями. Сопоставление своего взгляда на прочитанное со взглядом художника
4. Творческие задания
Выполнение (творческого) задания самостоятельно, под руководством учителя, в паре, в группах

III этап Работа с текстом после чтения3. Работа с заглавием, иллюстрациямиОпределение «характера» заглавия: что оно отражает –

Слайд 14 Подготовка к продуктивному чтению художественного текста
Прочитайте текст, определите его жанр

и художественную задачу, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию
Сформулируйте тему и цели урока исходя из жанра и художественной задачи текста
Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.)
Подготовка к продуктивному чтению художественного текстаПрочитайте текст, определите его жанр и художественную задачу, выделите в нем

Слайд 15 Подготовка к продуктивному чтению художественного текста
4. Определите вид первичного чтения

(вслух, про себя, учителем, комбинированное)
5. Выделите в тексте места остановок во время перечитывания (вопросы к автору, комментарии, словарная работа)
6. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или продуктивные задания к тексту, в том числе домашнее задание)
Подготовка к продуктивному чтению художественного текста4. Определите вид первичного чтения (вслух, про себя, учителем, комбинированное)5. Выделите

Слайд 16Содержательные линии курса «Чтение. Работа с текстом» (Метапредметные результаты)
«Работа с текстом: поиск

информации и понимание прочитанного».

«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации».

«Работа с текстом: оценка информации».

Содержательные линии курса «Чтение. Работа с текстом» (Метапредметные результаты)«Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного».«Работа с

Слайд 17 «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Базовый уровень:
находить в тексте

конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

«Работа с текстом:  поиск информации и понимание прочитанного» Базовый уровень:находить в тексте конкретные сведения, факты,

Слайд 18 «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Базовый уровень:
сравнивать между собой

объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде;
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

«Работа с текстом:  поиск информации и понимание прочитанного» Базовый уровень:сравнивать между собой объекты, описанные в

Слайд 19«Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Базовый уровень:
понимать текст, не

только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках

«Работа с текстом:  поиск информации и понимание прочитанного»Базовый уровень:понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в

Слайд 20«Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Повышенный уровень:
использовать формальные элементы

текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников

«Работа с текстом:  поиск информации и понимание прочитанного»Повышенный уровень:использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для

Слайд 21 «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Базовый уровень:
пересказывать текст подробно и

сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос

«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» Базовый уровень:пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;соотносить

Слайд 22 «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Повышенный уровень:

делать выписки из прочитанных

текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном

«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» Повышенный уровень:делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели

Слайд 23 «Работа с текстом: оценка информации»
Базовый уровень:
высказывать оценочные суждения и свою точку

зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста
«Работа с текстом: оценка информации» Базовый уровень:высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;оценивать

Слайд 24 «Работа с текстом: оценка информации»
Повышенный уровень:

сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора

с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию
«Работа с текстом: оценка информации» Повышенный уровень:сопоставлять различные точки зрения;соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;в

Слайд 25 Подготовка к продуктивному чтению учебно-научного текста
Прочитайте текст изучающим чтением, вычитывая

в нем три уровня информации
Определите место и роль текста на уроке (этап урока, цель чтения и пр.)
Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения с целью прогнозирования будущего содержания, создания мотивации
Подготовка к продуктивному чтению учебно-научного текстаПрочитайте текст изучающим чтением, вычитывая в нем три уровня информацииОпределите место

Слайд 26 Подготовка к продуктивному чтению учебно-научного текста
4. Выделите в тексте места

остановок во время чтения, если необходимы комментарии, действия, облегчающие диалог с автором
5. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения или систему вопросов для беседы
Подготовка к продуктивному чтению учебно-научного текста4. Выделите в тексте места остановок во время чтения, если необходимы

Слайд 27Работа с текстом на уроке русского языка
Стили речи. Учебно-научный стиль.
Каждый раз,

пользуясь языком, человек преследует одну из 3 целей (В): общение с кем-либо, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь (П).
В зависимости от того, для какой цели используется язык, в нем выделяются разновидности, которые называются стилями (В): разговорный, книжные (научный, художественный и др.) (П)

2. Какие это 3 цели?


3. Что мы узнали о стилях и для чего они нужны?

Можем предположить, что такое стиль?

1.О чем будет текст?

Как вы понимаете значение этого слова?

Работа с текстом на уроке  русского языкаСтили речи. Учебно-научный стиль.Каждый раз, пользуясь языком, человек преследует одну

Слайд 28Работа с текстом на уроке истории
1). О чем будет этот текст?


2). Что же это за картина?

В

Можем предположить, что это такое?

В

П

Получили ответ? Попробуйте объяснять значение слов «Родовая община»

ЗАДАНИЕ
к тексту:


3).После чтения текста Дайте развернутый ответ, что такое «родовая община»

Роль текста на уроке – поиск решения проблемы: Почему в ледниковый период люди смогли расселиться по планете?

Работа с текстом на уроке истории1). О чем будет этот текст? 2). Что же это за картина?ВМожем

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть