Слайд 1 Технология продуктивного чтения
Максимально эффективно учит самостоятельному чтению
Создает условия для
развития важнейших коммуникативных умений
Мельник Н.Н.,
учитель начальных классов,
МКОУ «Анжерская школа»
Слайд 2 учебный предмет
процесс освоения текста
общеучебное умение (компетенция)
3
Чтение - это
Слайд 3Кого можно назвать
«грамотным читателем»?
Грамотность чтения – это способность
понимать
письменные тексты
рефлексировать на содержание текстов:
- размышлять над содержанием
- оценивать прочитанное
- излагать свои мысли о прочитанном
использовать содержание текстов для достижения собственных целей
(развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)
Выделите главную составляющую грамотности чтения
Слайд 4Что такое
ПОЛНОЕ понимание текста?
Это вычитывание трех видов текстовой информации:
фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
Слайд 5 Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ
Просмотровое
Цель:
самое общее представление
о содержании и
смысле текста, решение: читать его дальше или нет
анализ заголовка, подзаголовка
просмотр схем, таблиц, оглавления
Ознакомительное
Цель:
извлечение
основной
информации
(требуется ли перечитывание?)
чтение по абзацам
графические пометки
Изучающее
Цель:
проникновение в смысл
через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации
выделение смысловых частей
вычитывание подтекста
Слайд 6
3) После чтения
в разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к
тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других
2) Во время чтения
Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них (подтекст)
До чтения
У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п.
Каждый образованный человек умеет читать любые тексты.
А учит ли этому школа?
Традиционное использование текстов на уроке:
Вопросы на понимание факт. информации,
Пересказ
ЖИЗНЬ:
Слайд 7Технология продуктивного чтения
Цель - понимание текстов. Средство - три этапа
работы с любым текстом
Максимально эффективно учит самостоятельному чтению
Создает условия для развития важнейших коммуникативных умений
Базовые образовательные технологии
Слайд 8Анализ текста
цель анализа
читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации и
ее корректировка объективным авторским смыслом
Слайд 9Анализ текста
приемы работы
выделение ключевых слов
беседа
составление плана
построение структурной модели текста
наблюдение над системой
образов
комментированное чтение
диалог с автором через текст
Слайд 10I этап
Работа с текстом до чтения
1. Антиципация чтения
Подготовка к чтению текста,
прогнозирование его содержания по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрациям
2. Появление целей урока
Постановка (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) целей урока. Готовность к чтению и обсуждению прочитанного
Слайд 11II этап
Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста
Выбор вида
первичного чтения с учетом специфики текста, целей и задач урока, художественной задачи текста. Выявление первичного восприятия. Проверка предположений о содержании текста
2. Перечитывание текста
Медленное «вдумчивое» чтение, диалог с автором, вычитывание подтекста, краткий попутный комментарий и др. Постановка вопросов разной смысловой направленности
3. Беседа по содержанию в целом
Обобщение прочитанного. Определение темы текста
Слайд 12III этап
Работа с текстом после чтения
1. Концептуальная беседа по тексту
Постановка концептуального
(проблемного) вопроса к тексту, подведение к решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста
2. Знакомство с писателем
Характеристика личности писателя на основании прочитанного, корректировка первоначальных представлений. Работа с дополнительными источниками
Слайд 13III этап
Работа с текстом после чтения
3. Работа с заглавием, иллюстрациями
Определение «характера»
заглавия: что оно отражает – тему или идею? Соотнесение текста с иллюстрациями. Сопоставление своего взгляда на прочитанное со взглядом художника
4. Творческие задания
Выполнение (творческого) задания самостоятельно, под руководством учителя, в паре, в группах
Слайд 14 Подготовка к продуктивному чтению художественного текста
Прочитайте текст, определите его жанр
и художественную задачу, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию
Сформулируйте тему и цели урока исходя из жанра и художественной задачи текста
Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.)
Слайд 15 Подготовка к продуктивному чтению художественного текста
4. Определите вид первичного чтения
(вслух, про себя, учителем, комбинированное)
5. Выделите в тексте места остановок во время перечитывания (вопросы к автору, комментарии, словарная работа)
6. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или продуктивные задания к тексту, в том числе домашнее задание)
Слайд 16Содержательные линии курса «Чтение. Работа с текстом»
(Метапредметные результаты)
«Работа с текстом: поиск
информации и понимание прочитанного».
«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации».
«Работа с текстом: оценка информации».
Слайд 17
«Работа с текстом:
поиск информации и понимание прочитанного»
Базовый уровень:
находить в тексте
конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
Слайд 18
«Работа с текстом:
поиск информации и понимание прочитанного»
Базовый уровень:
сравнивать между собой
объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде;
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
Слайд 19«Работа с текстом:
поиск информации и понимание прочитанного»
Базовый уровень:
понимать текст, не
только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках
Слайд 20«Работа с текстом:
поиск информации и понимание прочитанного»
Повышенный уровень:
использовать формальные элементы
текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников
Слайд 21
«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Базовый уровень:
пересказывать текст подробно и
сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос
Слайд 22
«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Повышенный уровень:
делать выписки из прочитанных
текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном
Слайд 23
«Работа с текстом: оценка информации»
Базовый уровень:
высказывать оценочные суждения и свою точку
зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста
Слайд 24
«Работа с текстом: оценка информации»
Повышенный уровень:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора
с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию
Слайд 25 Подготовка к продуктивному чтению учебно-научного текста
Прочитайте текст изучающим чтением, вычитывая
в нем три уровня информации
Определите место и роль текста на уроке (этап урока, цель чтения и пр.)
Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения с целью прогнозирования будущего содержания, создания мотивации
Слайд 26 Подготовка к продуктивному чтению учебно-научного текста
4. Выделите в тексте места
остановок во время чтения, если необходимы комментарии, действия, облегчающие диалог с автором
5. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения или систему вопросов для беседы
Слайд 27Работа с текстом на уроке
русского языка
Стили речи. Учебно-научный стиль.
Каждый раз,
пользуясь языком, человек преследует одну из 3 целей (В): общение с кем-либо, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь (П).
В зависимости от того, для какой цели используется язык, в нем выделяются разновидности, которые называются стилями (В): разговорный, книжные (научный, художественный и др.) (П)
2. Какие это 3 цели?
3. Что мы узнали о стилях и для чего они нужны?
Можем предположить, что такое стиль?
1.О чем будет текст?
Как вы понимаете значение этого слова?
Слайд 28Работа с текстом на уроке истории
1). О чем будет этот текст?
2). Что же это за картина?
В
Можем предположить, что это такое?
В
П
Получили ответ? Попробуйте объяснять значение слов «Родовая община»
ЗАДАНИЕ
к тексту:
3).После чтения текста Дайте развернутый ответ, что такое «родовая община»
Роль текста на уроке – поиск решения проблемы: Почему в ледниковый период люди смогли расселиться по планете?