Слайд 1
МОУ «Туношёнская средняя школа
имени Героя России Селезнёва А.А»
Обучение смысловому чтению
в начальной школе
октябрь 2018 года
Серина С.И
Румянцева С.В
.
Слайд 2
Новый Федеральный государственный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу начального образования. В частности в разделе метапредметных требований одной из ключевых компетенций является развитие познавательных универсальных учебных действий, составляющих одну из основ умения учиться. В разделе 12.1 «Филология. Литературное чтение на родном языке» понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев
Слайд 3«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать»
(Д. Дидро).
В Примерной основной образовательной программе начального
общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [2, с. 98].
Слайд 4Смысловое чтение
Цель – формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое
(точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)
Слайд 5Смысловое чтение
представляет собой комплексное УУД, состоящее из:
осмысления цели чтения (для
чего?),
умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?),
умения определять основную и второстепенную информацию.
умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей,
умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста
Слайд 6Формирование УУД смыслового чтения в начальной школе.
Слайд 7Формирование УУД смыслового чтения в начальной школе.
Слайд 8Формирование УУД смыслового чтения в начальной школе.
Слайд 9Виды чтения:
-Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск
конкретной информации или факта.
-Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.----Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.
- Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.
Слайд 10Приёмы работы над осознанным чтением
«Читаем и спрашиваем»
«Чтение- сравнение»
«Чтение с остановками»
«Дневник двойных
записей»
«Ассоциативный куст»
«Чтение с пометками» («Инсент»)
«Синквейн»
«Корзина идей»
«Верные – неверные утверждения»
«Написание эссе»
«Ромашка Блума»
«Дерево знаний»
«Кластер»
«Сводная таблица»
Слайд 11Читаем и спрашиваем.
Цель: формировать умение самостоятельно работать
с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики объединяются в пары.
3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него.
4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.
Слайд 12Чтение – сравнение.
Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования
информации.
1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.
2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу.
Слайд 13Дневник двойных записей
Цель: формировать умение задавать вопросы во
время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
1.Учитель предлагает учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
Слайд 14Чтение с пометками
(ИНСЕРТ)
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать
информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель предлагает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V Знакомая информация
! Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Слайд 15Ассоциативный куст
Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг
него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Слайд 17Составление
вопросного плана
Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на
формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.
В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.
Слайд 18Памятка для учащегося:
внимательно прочитать текст;
выделить главные мысли текста;
проверить, как они соотносятся
между собой;
сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);
определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;
сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана;
прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то важное.
Слайд 19Ромашка Блума
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту
и поиск ответов на них.
Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.
Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.
Слайд 21Классификация вопросов Б.Блума:
Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно
быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?
Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...
Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
Слайд 22Классификация вопросов Б.Блума:
Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда
есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?
Слайд 23Классификация вопросов Б.Блума:
Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются
со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд просты
Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой.
Как бы я поступил на месте героя?
Слайд 24
Антиципация -
это предвосхищение, предугадывание содержания.
Является эффективным средством отработки техники чтения: при
систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения.
Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения.
Слайд 25Прием «Толстые и тонкие вопросы
Толстые вопросы
Дайте несколько объяснений, почему...?
Почему Вы считаете…?
В
чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов.
Слайд 26Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Тонкие вопросы
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Согласны ли Вы…?
Слайд 29Описание метода
Ствол дерева – тема.
Ветви – предположения.
Предположения по двум направлениям:
«возможно»
«вероятно»
Количество
ветвей не ограничено.
Слайд 30Проблемы при формировании навыка смыслового чтения:
Проблема 1. Многолетняя практика показывает, что при
выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Проще говоря « дети не вчитываются в задание».
Слайд 31Рекомендации:
1.Систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных
учебниках.
2.Развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания.
3. Составлять алгоритм действий.
Слайд 32
Проблема 2. Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только
уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту.
Слайд 33Рекомендации:
1.Самостоятельная работа с текстом.
2.Сопоставление с работой других обучающихся.
3. Использование тетрадей для
самостоятельной работы на печатной основе.
Слайд 34
Проблема 3. Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения.
Слайд 35Рекомендации:
1.Использование учителем инновационных педагогических технологий:
-технология «Развитие критического мышления через чтение
и письмо» (РКМЧП). Её приёмы:
INSERT,
тонкие - толстые вопросы,
чтение с остановками,
волшебный мешочек,
зигзаг, приём ЗХУ, двучастный дневник и др.
Слайд 36
Проблема 4. Узкий круг самостоятельного детского чтения. Школьники для самостоятельного чтения выбирают
художественные тексты и мало читают научно-познавательную литературу, произведения русских классиков.
Слайд 37Рекомендации:
1.Знакомство с текстами разных стилей.
2.Коллективное посещение библиотеки, библиотечные уроки.
3.
Совместные внеклассные мероприятия.
Слайд 38Выводы:
Итак, мы видим, что смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в
стандарте результатов.
Наша задача, как учителя начальных классов, создать условия для перехода учащихся с уровня «обучения чтению» на новый уровень – «чтение для обучения», подготовив детей к обучению в основной школе.
Слайд 39Решение:
Продолжать работу по формированию навыка смыслового чтения.
Использовать эффективные методы и приёмы
в урочное и внеурочное время.
Проводить мониторинг качества формирования навыка смыслового чтения 1 раз в четверть.