Слайд 1
МБОУ «СОШ» с.Объячево, Прилузского района Республики Коми
Технологическая карта урока - как
новый вид методической продукции педагога
Учитель начальных классов Кичигина С.В.
2017 год
Слайд 2"Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
без помощи учителя"
Хаббард Элберт Грин, английский литератор
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.»
Джон Дьюи
Слайд 3Даже имея хороший набор теоретических знаний, часто возникают трудности в их
применении на практике. Ведь с внедрением ФГОС план-конспект урока уходит на второй план. На смену ему приходит технологическая карта.
Проектирование технологической карты направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.
Слайд 4Что же такое
технологическая карта?
Технологическая карта урока
- Это способ графического
проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
- Это стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта.
Слайд 5 Обучение с использованием технологической карты позволяет:
- реализовать планируемые результаты ФГОС
второго поколения;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Слайд 6
Преимущества
технологической карты:
- использование готовых разработок по темам освобождает учителя
от непродуктивной рутинной работы;
освобождается время для творчества учителя;
обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
обеспечивается повышение качества образования
Слайд 7 Технологическая карта обеспечивает повышение качества обучения, так как:
- учебный
процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- используются эффективные методы работы с информацией;
- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Слайд 8Структура технологической карты:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее
изучение;
- планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
- межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
- этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
Слайд 9 Этапы работы над технологической картой:
1. Определение места урока в изучаемой
теме и его вид.
2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на уроке.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Слайд 10Пошаговый алгоритм
ШАГ 1
- чётко определить и сформулировать для себя тему урока;
- определить место темы в учебном курсе; -определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
ШАГ 2
- определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока- зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие, и воспитывающие функции урока.
ШАГ 3
-спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью которых является: - узнавание нового материала; - воспроизведение; -применение знаний в новой ситуации; -применение знаний в незнакомой ситуации; -творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: 1) задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; 2)задания, способствующие осмыслению материала учеником.
ШАГ 4
Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход уже к известному.
Слайд 11ШАГ 5
Сгруппировать учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет
организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
ШАГ 6
Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать :
- что контролировать; - как контролировать; - как использовать результаты контроля.
ШАГ 7
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно- наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
ШАГ 8
Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
Слайд 12Технологизации учебного процесса
Н.Я. Мороз предлагает выделить в структуре технологической карты блоки,
соответствующие идее технологизации учебного процесса:
блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
инструментальный (какими средствами достигать);
организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции)
Слайд 13 Структура каждого типа урока по ФГОС
Типы уроков:
Урок
усвоения новых знаний;
Урок комплексного применения знаний и умений ( урок закрепления);
Урок актуализации знаний и умений ( урок повторения);
Урок систематизации и обобщения знаний и умений;
Урок контроля знаний и умений;
Урок коррекции знаний, умений и навыков;
Урок комбинированный.
Слайд 14Педагогические задачи
Цель урока трансформируется в педагогические задачи:
Коммуникативная: С кем и где?
Информационная:
Что и чему будем учиться?
Операционная: Как и каким образом будем учиться?
Мотивационная: Зачем нам это надо?
Если задача воспринимается учеником, то она выступает мотивом учения. Задачи урока должны находиться в сфере интересов ученика, он должен знать, зачем ему нужны эти знания и где их можно применить. В общую структуру урока включается личностный опыт учащихся.
Слайд 15Технологическая карта урока
Дата:_______________________________________________________________________________________________________
Класс:______________________________________________________________________________________________________
Предмет: ___________________________________________________________________________________________________
Учитель: ___________________________________________________________________________________________________
Тема: ______________________________________________________________________________________________________
Тип урока:
Планируемый результат обучения,
в том числе и формирование УУД:
Предметные:__________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Личностные:__________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Метапредметные :_____________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Познавательные УУД: _________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Коммуникативные УУД: _______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Регулятивные УУД: ___________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Личностные УУД: _____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ресурсы: _____________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Слайд 161. Структура урока усвоения новых знаний
Слайд 172. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Слайд 183. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
Слайд 194. Структура урока систематизации и
обобщения знаний и умений
Слайд 205. Структура урока контроля знаний и умений
Слайд 216. Структура урока коррекции знаний,
умений и навыков.
Слайд 227. Структура комбинированного урока
Слайд 24Используемые ресурсы:
1.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия –
к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».
2. Асмолов А.Г.Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
3. Строкова Т.А. Компетентностный подход и проблемы его реализации. – М.: Школьные технологии, 2009. - № 6. – С9-16.
4. Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2011. - № 6. – С10-17.
5. http://www.proshkolu.ru/
6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/
7. http://nachalka1.ucoz.ru/