Слайд 1
Технология «Театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Слайд 2Актуальность:
Детское творчество одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Исследователи
детского творчества утверждают, что способности могут развиваться только в творческой деятельности. А, как нам известно, самый распространенный вид детского творчества – это театральная деятельность.
Слайд 3Гипотеза:
Театральная деятельность будет успешно развиваться, если побуждать детей к импровизации, развивать внимание,
память, наблюдательность, обучать детей приемам самостоятельной и коллективной работы.
Это позволит развить положительные нравственные качества у детей, делает их
Более активными, коммуникативными, эмоционально богатыми.
Слайд 4
Цель использования технологии театральной деятельности:
формирование творческой личности ребенка через театральную деятельность,
развитие вербальной и невербальной стороны речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных занятий.
Слайд 5
Задачи:
Обучающая. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театральной культуре, знакомство с различными
видами театров, народным творчеством и традициями народов, научить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи.
Развивающая. Развитие психофизических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения). Вербальной и невербальной стороны речи, творческих способностей (умение перевоплощаться, брать на себя роль). Специальных умений (актер, зритель).
Воспитывающая. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народов.
Слайд 6Ожидаемые результаты внедрения технологии в практическую профессиональную деятельность:
Повышается уровень коммуникативных качеств
дошкольника.
Формируется потребность ребенка активно участвовать в театральных представлениях.
Раскрывается индивидуальность ребенка, и развивается эмоциональный контакт между детьми и взрослыми.
После проведения занятий предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и знаниями, развития у детей вербальной и невербальной стороны речи, осознание ребенком своих способностей, уверенности в себе.
Слайд 7Новизна
заключается в том, что используются новые формы занятий, это
самопрезентация роли, творческий портрет актера и такие направления работы с детьми как театральная игра, ритмопластика, техника речи.
Слайд 8Театрализованная деятельность
позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального
и художественно – эстетического воспитания.
Она также является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношениями моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.
Слайд 9Основными методами являются следующие:
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это
дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Слайд 10Методические приемы:
Чтение сказки
Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью
выделения детьми героев с различными чертами характера.
Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.
Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.
Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.
Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).
Проигрывание отрывки из сказок, передающие разл
черты характера героев сказки.
Проигрывание этюдов (сценки из жизни), передающие черты характера различных знакомых людей.
Проигрывание этюдов с неопределенным концом (« Как бы ты поступил в этой ситуации?»)
Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).
Слайд 11Классификация театрализованных игр
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации
и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений;
постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких
сюжетов) без предварительной подготовки.
Слайд 12Задачи театрализованной деятельности в детском саду:
Воспитывать устойчивый интерес к театральной игровой
деятельности;
Расширять представление детей об окружающей действительности, уточнять представление детей о предметах и явлениях, окружающих их;
Развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой деятельности;
Учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре;
Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
Расширять элементарные математические, экологические, нравственные представления посредством театральной деятельности;
Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые сказки;
Развивать представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;
Воспитывать инициативы и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей.
Слайд 13Из многообразия средств рекомендуется включать:
Специальные театральные этюды и упражнения;
Игры на
превращения;
Игры на действие с воображаемыми предметами или на память физических действий;
Ритмопластика;
Игры на развитие двигательных способностей;
Ритмический этюд;
Музыкально-пластические импровизации;
Жесты;
Артикуляционная гимнастика; - зарядка для губ, зарядка для шеи, зарядка для языка.
Упражнения на дыхание;
Сочини сказку;
Придумай диалог;
Расскажи сказку от имени героя или от своего имени;
Скороговорки.
Слайд 14Театрализованная деятельность
является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации
совместной деятельности детей.
Слайд 15Театрализованная деятельность
позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое
интерактивное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает отношение к добру и злу.
Слайд 16Театрализованная деятельность
позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.
Это позволяет преодолеть робость, связанную с трудными общениями, неуверенностью в себе.