Слайд 1Театрализованная деятельность детей с ОВЗ, как средство социальной адаптации и реализации
индивидуальных возможностей
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали, нравственности и общения.»
Б.М. Теплов
Слайд 2Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают,
как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. Дети, поступающие в наш детский сад, совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию.
Слайд 3В процессе изучения литературы и практической работы по данной теме, используя
самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с ОВЗ, а также, опираясь на знания о тенденциях развития детей дошкольного возраста, я пришла к определенным выводам в том, что театрализованная деятельность является эффективным средством для адаптации детей с ОВЗ, а также развития у них коммуникативных навыков.
Слайд 4Цель:
- развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Слайд 5Для реализации данной цели, в группе был создан уголок для театрализованной
деятельности. Изготовлены разные виды театра: настольный, пальчиковый, кукольный, театр кружек, куклы бибабо, изготовлены шапочки для театра, настольная ширма и т.д.
Слайд 6Важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей,
разбудить фантазию детей.
Слайд 7ЗАДАЧИ
1. Первая и самая главная задача – это социальная адаптация детей
с ограниченными возможностями здоровья. Я стремлюсь научить детей самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них.
Слайд 8Наблюдая за детьми моей группы, пришла к выводу, что театральная деятельность
помогает им раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, развивает речь и просто вносит яркое, незабываемое разнообразие в повседневную жизнь.
Слайд 9 2. Развитие эмоциональной сферы детей. Играя разные роли, где эмоциональные
характеристики каждого героя позволяют детям испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т.д.), мы значительно обогащаем эмоциональный опыт детей. Все эти задачи очень удачно выполняются на занятиях театрализованной деятельностью, и умения, полученные на них, впоследствии, используются на музыкальных праздниках и спектаклях.
Слайд 10 3. Повышение уровня самооценки у детей.
На этом этапе очень важно
сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных играх, перед зрителями, дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх.
Слайд 11Реализация творческих возможностей каждого ребенка.
На любом музыкальном празднике, в любой театрализованной
постановке, независимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития), каждый ребенок исполняет доступную для него роль.
Слайд 13Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми.
Участие в
театрализованной деятельности, применение элементов театрализованной игры на занятиях по изобразительной деятельности (например, аппликация по сказке «Под грибом»: диалог между героями, т.е. между педагогом и ребенком или между двумя детьми, как часть занятия) положительно влияет на речевое развитие детей. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога. Таким образом, можно подчеркнуть, что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи происходит легче, чем на обыкновенных занятиях.
Слайд 14В процессе занятий дети имеют возможность вспомнить сказки, персонажей разных произведений,
воспроизвести некоторые диалоги.
Слайд 15Занятия по изобразительной деятельности положительно влияют на речевое развитие детей. Они
способствуют обогащению словарного запаса, формированию монолога и самое главное – диалога.
Слайд 16В самостоятельных театральных играх отражаются персонажи и сюжеты, которые встречаются в
жизни и которые более запомнились. Ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью
Слайд 17Нельзя не отметить еще и такой момент. Принимая участие в разных
постановках, дети устанавливают и визуальный, т.е. зрительный контакт не только с взрослыми, но и другими детьми. Следя взглядом за одним из детей или взрослым, ребенок может исполнить практически самостоятельно достаточно сложный танец или повторить какие-либо движения в игре, песне с движениями.
Слайд 18Дети приобретают опыт разного рода во взаимоотношениях между героями сказки или
инсценировки. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми.
Слайд 19В своей работе я использую любые способности и возможности детей. Дети
с тяжелым недоразвитием речи, танцуют в группе, парами или индивидуально. Дети с умственными нарушениями исполняют танцы совместно с взрослыми, договаривают слова в конце строчки в стихотворениях.
Слайд 20 Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети
быстрее адаптируются в среде детского сада. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности.
Слайд 21 Таким образом, все дети принимают активное участие в играх, песнях,
танцах и инсценировках. Благодаря этому у детей стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов. Дети с выраженными двигательными нарушениями – петь, двигать ручками, ножками или головой в такт музыке. Пассивные дети преодолевали свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становились более спокойными и уравновешенными.
Слайд 22Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее
развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе. Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми. У нас в таких детей верят, любят и поддерживают.
Слайд 23«Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка,
приобщает его к духовному богатству.»
В. А. Сухомлинский
Слайд 24СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!
Презентацию подготовила воспитатель компенсирующей группы МБДОУ «Светлячок» города Большой Камень Рязанова
В.В.