Слайд 1«Современные образовательные технологии речевого развития дошкольников»
Подготовил:
Хакимова Л.Н., воспитатель
высшей квалификационной
категории
МБДОУ ЦРР – «Детский сад №78» г. Барнаула
Слайд 2Основные направления работы по
развитию речи детей в ДОУ
Слайд 3Технология
это система методов, способов, приемов обучения, последовательность определенных действий, направленных
на достижение поставленных целей.
Слайд 4Требования к выбору технологии
ориентация технологии не на обучение, а на
развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
технология должна носить здоровьесберегающий характер;
основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
организация активной речевой практики каждого ребенка
в разных видах деятельности с учетом его возрастных и
индивидуальных особенностей.
Слайд 5НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС:
Слайд 6НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС:
Здоровьесберегающие технологии
Технологии проектной
деятельности
Технологии исследовательской деятельности
Информационно – коммуникационная технология
Личностно-ориентированные технологии, технология портфолио
Игровые технологии (сказкотерапия, инсценировка, драматизация и др.)
Технологии наглядного моделирования
Технология обучения образной речи (синквейн, сравнение, составление загадок и пр.)
Слайд 71.Здоровьесберегающие технологии
Слайд 81.Здоровьесберегающие технологии
Слайд 92. Технологии проблемного обучения,
проектной и исследовательской деятельности
Слайд 102. Технологии проблемного обучения,
проектной и исследовательской деятельности
Монопроект
Интегрированный проект
Наблюдения
Опыты
Экспериментирование
«Путешествия»
Коллекционирование
Проблемные ситуации
Слайд 12Информационно – коммуникационная технология
Слайд 133. Информационно – коммуникационная технология
Подбор дополнительного познавательного и картинного материала к занятиям
(энциклопедии).
• Создание презентаций в программе Microsoft Office РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.
• Компьютерные игры (обучающие).
Слайд 154. Игровые технологии
настольно-печатные игры
сюжетно-дидактическе игры-инсценировки
словесные игры
театрально-игровая деятельность
сказкотерапия
LEGO-технология
Слайд 175. Технологии наглядного моделирования
Моделирование
Опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки, серии
сюжетных картинок для ознакомления с предметами, составления рассказа, рассказа-описания).
Схемы (при заучивании).
Мнемотехника (мнемотаблицы - особенно эффективны при обучении пересказу, составлении рассказов, заучивании стихотворений).
Карточки-символы.
Различные реальные мелкие предметы и т. д.
Карты Проппа
Слайд 24Проверь!
К нам на елку –
ой-ой-ой!
Дед Мороз идет живой.
Ну и дедушка Мороз!..
Что
за щеки, что за нос!..
Борода-то, борода!..
А на шапке-то звезда!
На носу-то крапины!
А глаза-то… папины!
Слайд 26Проверь!
Мой мишка
(З. Александрова)
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки,
Надо к ним
карман пришить
И конфетку положить.
Слайд 306.Технологии обучения
образной речи
«Развитие диалогического общения» А.Арушановой
«Обучение детей составлению сравнений»
«Обучение составлению
загадок»
«Обучение составлению творческих рассказов»
«Синквейн»
Слайд 31Технология «Развитие диалогического общения» А.Арушановой
Слайд 32Технология обучения детей
составлению сравнений
Слайд 33Модель составления сравнений
воспитатель называет какой-либо объект;
обозначает его признак;
определяет значение
этого признака;
сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
Например:
Ветер (объект №1);
По температуре (признак);
Холодный (значение признака);
Такой же холодный (значение признака)
по температуре (признак), как воздух в
холодильнике (объект №2).
Слайд 34 Составьте модель сравнения
- по форме (слово «шар»),
- по цвету
(слово «одуванчик»),
- по вкусу (слово «лимон»),
-по звуку (слово «миксер»).
Слайд 35 Технология обучения детей
составлению загадок
Слайд 37Правила составления загадок
Используйте при сочинении загадок наглядные модели (таблицы)
В ходе обсуждения
в левую часть таблицы вносите значения признака (их целесообразно обозначать словами ), а в правую часть — объекты (допустимо схематическое изображение). Это позволит тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Требуйте от детей более полные характеристики объектов, выбранных для сравнения.
Читать текст совместно и обязательно построчно, вставляя между словами в правой и левой колонках связки “как” или “но не”.
Выбирайте наиболее удачные варианты сравнения.
Запомните, что сравнивать предметы можно по одному и тому же признаку: (по высоте, по длине, по толщине, величине, росту и т.д.)
Нельзя сравнивать разные признаки. Например: Лягушка зеленая, а крокодил большой. (Сравниваются разные свойства: цвет и размер), Помидор красный, а перец горький. (Сравниваются разные свойства: цвет и вкус)
Слайд 38Составьте загадку со словом «репейник»
Слайд 39Обучение составлению
творческих рассказов
Слайд 40Синквейн
Правила составления
Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.
Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему.
Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.
Пятая строка – слово резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.
Слайд 42Сочините синквейн
На тему «СОБАКА»
Слайд 43
7.Технология интегрированного обучения
Слайд 44
Вывод
Таким образом, задача всех педагогов состоит в том,
чтобы создать условия каждому ребенку для практического овладения разговорной речью, выбрать такие оптимальные технологии, методы и приемы обучения, которые позволили бы ему проявить свою речевую активность, совершенствовать умения и навыки звукопроизношения в процессе коммуникации.