Слайд 1Системы сенсорного воспитания дошкольников: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, М.
Манасеин
Выполнила:
Яковлева И. Ю.
Слайд 2Система сенсорного воспитания Фридриха Фребеля
Автор этой системы предлагал выстроить сенсорную систему
на практической деятельности детей, утверждая, что моторика руки в комплексе с другим анализатором позволит ребёнку более точно говорить о свойствах предметов.
Ф.Фребель разработал специальное дидактическое пособие для сенсорного развития детей – «Дары Фребеля», которое состояло из набора различных геометрических фигур, которые рассыпались на меньшие по размеру.
Слайд 3Дары Фребеля и игры с ними.
В дары Фребеля входили разные по
форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения .
Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее).
Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве.
Нужно для каждого движения с мячом совершенно по-особому вести руку, причем эти движения и различия между ними очень тонкие, едва заметные даже для взрослого! И для ребенка это очень важное упражнение, которое развивает сенсомоторную координацию.
Слайд 4Второй дар Фребеля – это шар, куб и цилиндр одинакового размера.
Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.
Кубик по форме и по устойчивости является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и «единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если его поставить на основание, подвижен, если положить, и т. д.
Слайд 5Третий дар — куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам,
каждая половина — на четыре части).
Посредством этих предметов ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»);
Ребенок имеет возможность развивать свои творческие способности, строить из кубиков с помощью различных комбинаций.
Слайд 6Четвертый дар — кубик тех же размеров, разделенный на восемь плиток
(кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой из которых равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).
Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового «дара» прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно же, не изымаются.
Пятый дар — кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.
№ 5 (Большой Куб) предлагает идею свободного комбинирования форм согласно принципу симметрии.
Слайд 7Шестой дар — кубик, также разделенный на двадцать семь кубиков, многие
из которых тоже разделены на части: на плитки, по диагонали и т. д.
«Дары» усложняют деление этого самого куба — на множество различных геометрических фигур. Это развивает строительные навыки, фантазию, усидчивость; так же можно изучать размеры, количество, формы.
Все это развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. Чем больше ребенок занимается с различными мелкими предметами, тем раньше и лучше он начинает разговаривать.
Слайд 8
Главная методика Фребеля — это игра. В свое время он был
одним из первых, кто понял, что именно во время игры ребенок наиболее полно реализуется и развивается.
Цель воспитания состоит не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к определенному месту в обществе или обучать их профессии, а в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью. Фребель
Слайд 9Система сенсорного воспитания дошкольников Марии Монтессори
Предлагала познание
окружающего мира соединить с ознакомлением предметов вокруг ребёнка, насытить развивающее пространство, в котором воспитывается ребёнок, чтобы несколько предметов из окружения вызывали его интерес.
Монтессори сводит развитие ребёнка исключительно к развитию сил и способностей организма: развитию мускулов, зрения, слуха, обоняния и т.п. У неё разработаны целые системы упражнений на развитие разных органов чувств, причём к каждому упражнению был подобран дидактический материал..
Слайд 10Главная забота воспитателя, с ее точки зрения, —акого-либо учебного материала сохранять
и развивать природную индивидуальность ребенка. Основное условие сохранения и развития детской индивидуальности — это предоставление полной свободы. Свобода есть жизненное условие всякого воспитания. Нельзя ничего навязывать ребенку, заставлять или принуждать его. Только при наличии полной свободы и самостоятельности могут проявиться индивидуальный характер ребенка, его врожденная любознательность и познавательная активность.
Слайд 11Овид Декроли
Создал систему дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей.
Он использовал в играх детей предметы окружающего мира. Разработал обстоятельную методику проведения сенсорных игр. Им написано сочинение "Возбуждение умственной и двигательной анергии посредством воспитательных игр".
Слайд 12
Основная цель воспитания - к жизни, для жизни, через жизнь. Ж.О.Декроли
писал: «Воспитание должно быть умственным, нравственным и физическим, но, кроме того, оно должно быть приспособлено к склонностям каждого ребёнка, должно также содействовать приспособлению к зрелой жизни». Центр педагогического процесса - ребёнок, его внутренний мир, потребности, интересы, способности.
Считал, что ребенок, обучаясь, должен сам делать открытия, а не усваивать знания, преподносимые педагогом или учебником. «Педагогическая деятельность должна способствовать осознанию ребенком собственного "Я", познанию среды обитания, где ему предстоит осуществить свои идеалы, цели и желания».
Слайд 13Отводил игре в воспитательном процессе огромную роль, считал ее могучим побудителем
духовного развития ребенка, стремился вскрыть динамику этого явления. Он писал: «Игра -- это радость. Когда маленький ребенок играет, ему весело. В дальнейшем игра уступает место другим видам деятельности».
Важный принцип - концентрация программы школы в круг центров интересов: «Ребёнок и его организм», «Ребёнок и Вселенная» и т. д. Педагог играет роль помощника и консультанта.
«Образовать человека в полном смысле этого слова значит создать условия, при которых ребенок может жить и, ведомый этими условиями, живёт как можно более полной жизнью на каждом из этапов своего развития, сталкиваясь с трудностями и решая проблемы на собственном опыте и приобретая поэтому силу встретиться с проблемами, которые поджидают его на последующих этапах жизни. Такие условия должна предоставить школа».
Слайд 14Сенсорное воспитание предполагает разумный уход за органами чувств – это второй
постулат концепции М.М. Манасеиной.
Методика развития и воспитания «чувствований». Разработанная М.М. Манасеиной система приемов и средств сенсорного воспитания включает рекомендации по сохранению и развитию органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
Слайд 15Особый интерес к проблеме сенсорного воспитания проявляла. Опираясь на новейшие достижения
медицины, физиологии она разработала оригинальную концепцию сенсорного развития и воспитания. Подчеркивая тесную взаимосвязь сенсорного и умственного развития ребенка, М.М. Манасеина утверждала: чем скорее и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств (зрением в особенности), тем быстрее и полнее будет его умственное развитие.
Другой аспект проблемы, подмеченный М.М. Манасеиной, связь конкретных ощущений с соответствующими анализаторами, адекватность представлений получаемым ощущениям и, наконец, накопленные представления и понятия как база развития мышления.
Признавая важную роль первых лет в жизни ребенка, М.М. Манасеина считала, что основное внимание родителей и воспитателей должно быть направлено на развитие умственных способностей детей главным образом через развитие органов чувств.
Слайд 16 М. Манасеиной развитие «цветового зрения», она доказывает: малыши далеко не сразу приобретают
способность различать цвета. Сначала они могут распознать только свет и темноту, потом желтый цвет, далее красный, фиолетовый и т.д.
Она считает, что, вводя игровые элементы, можно научить ребенка определять расстояние до того или иного предмета по звуку, по голосу – узнавать человека.
В сенсорном развитии и воспитании ребенка М.М. Манасеина не забывала и с воспитательной функции рисования (лепки), не только развивающего верность глаза, руки, чувство формы, цвета, но и приучающего ребенка вникать во все подробности, частности, способствующего развитию внимания и наблюдательности.
Слайд 17Разработанная М.М. Манасеиной система приемов и средств сенсорного воспитания включает рекомендации
по сохранению и развитию органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Немаловажным представляется М. Манасеиной развитие "цветового зрения", она доказывает: малыши далеко не сразу приобретают способность различать цвета.
Что касается развития слуха, она советует оберегать ребенка от неожиданных звуков, она советует обращать внимание на способность детей определять характер и источник звука, приучать их узнавать по звуку (с закрытыми глазами) различные металлы, стекло, фарфор, дерево; по шелесту - бумагу, шелк, шерстяные ткани и т.д.
Она считает, что, вводя игровые элементы, можно научить ребенка определять расстояние до того или иного предмета по звуку, по голосу - узнавать человека.