Слайд 1
Управление образования администрации
г. Шахтерска
Методический кабинет
Управленческо-методическое
сопровождение внедрения ГОС ДО
Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,
а на завтрашний день детского развития.
Л. С. Выготский.
Невольник Н.И., методист методического кабинета
2016
Слайд 2Нормативно-правовая база
Закон об образовании. – URL: http://mondnr.ru/wp-content/uploads/Zakony/Zakon_Ob_obrazovanii.pdf
Типовая образовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы»
http://mondnr.ru/?cat=76
Государственный стандарт дошкольного образования
на 2015-2017 гг. – URL: http://mondnr.ru/wp-content/uploads/2015/Prikazy/326P.pdf
Развивающая предметно-пространствненная среда http://www.slideshare.net/detsad101/2-48075099?next_slideshow=2
Конвенция ООН о правах ребёнка
Конституция ДНР (14.05.2014)
Слайд 3Изменение современной
социокультурной ситуации
Изменение ценностно-нормативных ориентиров взрослого мира
Преобладание оптимизма в эмоциональном
взрослении ребенка
Преодоление доминирования западной культуры
Управление влиянием техноэволюционных процессов
Устранение социального неравенство детства
Сохранение традиционного уклада семьи
Повышение общей культуры взрослых и детей
Слайд 4
Стандарт – это изменение
системы финансирования
Стандарт не соотносится с понятиями:
унификация, обезличивание детей,
тестирование, усреднение, общий знаменатель, измерение, аттестация.
Стандарт – это гарантии государства, условия для развития, возможности, поддержка разнообразия детства
Идеология развития детства –
это идеология понимания образования как социализации, индивидуализации развития, а не как обучения
Александр Григорьевич Асмолов ,
доктор психологических наук, профессор, академик РАО,
директор Федерального института развития образования.
Слайд 5СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
«…НЕ МЫСЛЯМ, А МЫСЛИТЬ НАДО УЧИТЬ».
ИММАНУИЛ КАНТ.
Слайд 7
Ребенок-дошкольник
«овладевает»,
а не «должен овладеть»;
«стремится достигать»,
а не «должен достигнуть».
Контроль должен осуществляется не за конкретными достижениями ребенка, а за профессионализмом педагога, ведущего ребенка к целевым ориентирам дошкольного образования.
Слайд 8
Гуманная система
дошкольного образования
Стандартизация – это
установление норм,
правил и требований в целях:
повышения качества образования,
обеспечения безопасности жизни и здоровья
участников воспитательно-образовательного процесса,
экономия всех видов ресурсов,
единство измерения результатов воспитательно-образовательного процесса.
Разработка ГОС ДО – это:
- развитие, модернизация и совершенствование системы дошкольного образования,
- проектирование,
- социальное конструирование,
- обсуждение проблемы, целей, ценностей,
- организация наукоемкого и культуроемкого воспитательно-образовательного процесса, (максимально человекосообразного) .
Введение ГОС ДО – это:
- изменения в системе управления образованием,
- норма, которая должна учитываться на уровнях учреждения,
района, города, Республики.
Слайд 9
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Утвержден приказом Министерства образования и науки
ДНР №326 от 17.07.2015 г.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Предметом регулирования ГОС ДО являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации Программы дошкольного образования.
Слайд 10
Инновационные формы
организации
профессиональной
деятельности
Слайд 11 Специфика
дошкольного возраста
Достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных
знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе
Отличие дошкольного образования от общего образования
Отсутствие жесткой предметности, регламентации; развитие ребенка в игре, а не в учебной деятельности
Отличие стандарта дошкольного образования от стандарта начального образования
В дошкольном образовании не предъявляются жесткие требования к результатам освоения Программы
Слайд 12Государственный стандарт дошкольного образования
(приказ МОН ДНР №326 от 17.07.2015)
«Любая реформа образования должна
опираться на личность человека!»
М. Монтессори
«Стандартизация образования –
ЭТО диагностическое описание
минимально обязательных требований
к отдельным его сторонам, процессу в целом и его результатам»
В. П. Беспалько
ГОС ДО представляет собой совокупность
обязательных требований к дошкольному образованию
Предметом регулирования ГОС ДО являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования
Слайд 14 Стандарт учитывает
Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и
состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностям здоровья
Возможностям освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации
Специфику дошкольного возраста
Компетентностный подход к развитию личности, сбалансированность между знаниевой и личностной составляющей
Формирование у детей целостной, реалистичной картины мира, основ мировоззрения, приоритет социально-морального развития
Слайд 15
Стандарт обеспечивает
Поддержку разнообразия детства
Сохранение уникальности и самоценности детства как важного
этапа в общем развитии человека
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей
Уважение личности ребенка
Реализацию программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка
Сохранение детской субкультуры
Слайд 16
Дорожная карта
І этап
диагностико-прогностический, организационно-подготовительный
ІІ этап
Информационно-аналитический
ІІІ этап
Моделирование и планирование
ІV этап
Внедрения
(основной)
V этап
Демонстрационно-оценочный
Слайд 17Педагогические знания для
реализации Программы
Специфика дошкольного образования и особенностей организации
работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте
Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте
Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста
Современные тенденции развития дошкольного образования
Слайд 18Развитие профессионально
значимых компетенций
Создание позитивного психологически комфортного климата в
учреждении
Формирование психологической готовности к школьному обучению
Организация жизнедеятельности в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игровой (ролевой, режиссерской, с правилами), продуктивной, конструирования; создание условий для развития свободной игровой деятельности
Активное оказание помощи и поддержки детской инициативы и самостоятельности
Организация воспитательно-образовательного процесса
на основе непосредственного общения с каждым ребенком
Слайд 19Педагогическая деятельность по
реализации Программы
Участие в разработке основной Программы
и вариативном планировании в соответствии с ГОС ДО
Корректировка воспитательно-образовательных задач по результатам мониторинга (совместно с педагогом-психологом и другими специалистами)
Реализация педагогических рекомендаций специалистов: педагога-
психолога, логопеда, дефектолога и др.
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения
детьми программного материала
Анализ воспитательно-образовательной
работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Создании безопасной и психологически комфортной,
развивающей образовательной среды
Слайд 20Мониторинг педагогической деятельности по
реализации Программы
Умение организовывать виды деятельности
Применение методов физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой
Использование методов и средств анализа психолого-педагогического мониторинга
Владение всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)
Выстраивание партнерских взаимодействий с родителями, использование методов и средств для их психолого-педагогического просвещения
Владение ИКТ- компетентностями, необходимыми и достаточными для работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Слайд 22 Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного
возраста), обогащение (амплификация) детского развития
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
Сотрудничество организации с семьёй
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
Возрастная адекватность дошкольного образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и
особенностям развития)
Учёт этнокультурной ситуации развития детей
Основные принципы дошкольного образования
Слайд 23 Разностороннее развитие ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, спецификой
детства как самоценного периода жизни человека
Повышение социального статуса дошкольного образования
Обеспечение равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования
Обеспечение ДНР гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, ее структуре и результатам ее освоения
Сохранение единства образовательного пространства ДНР относительно уровня дошкольного образования
Сохранение преемственности дошкольного и начального школьного образования через создание оптимальных
психолого-педагогических, медико-гигиенических условий
для всестороннего развития ребенка.
Стандарт направлен на достижение следующих целей
Слайд 24
Стандарт направлен на решение следующих задач
Охраны и укрепления физического и психического
здоровья
детей, в том числе их эмоционального благополучия
Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)
Обеспечения преемственности целей, задач и содержания
образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней
Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка
как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и окружающим миром
Слайд 25 Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных
и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества
Формирования общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной дкятельности
Формирования социокультурной среды, соответствующей
возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей
Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и
повышения компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей.
Слайд 28Содержание Программы
Отражает следующие аспекты образовательной социальной ситуации развития ребёнка дошкольного
возраста
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда
Характер взаимодействия со взрослыми
Характер взаимодействия с другими детьми
Система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому
Слайд 29Целевые ориентиры
Ребенок-дошкольник «овладевает», а не «должен овладеть»;
«стремится достигать», а не
«должен достигнуть»
Развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками Дошкольник – человек играющий, обучение входит в его жизнь через ворота детской игры
ГОС ДО не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки к обучению
Не предполагается проведение промежуточных аттестаций и итоговой аттестации дошкольников
Успешная адаптация ребят к школьной жизни, психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и способности
Контроль осуществляется не за конкретными достижениями ребенка, а за профессионализмом педагога, ведущего ребенка к целевым ориентирам дошкольного образования
В контексте «культуры достоинства» ребёнка ценят, а не оценивают
Детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе
Образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг
Основной является Культурно-историческая концепция - это стандарт вариативности образования в условиях разнообразия детства
Ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка
Переход от диагностики контроля к диагностике развития
Слайд 32
Участники ВОП
Государство
Общество
Социум
Школа
Природа
Окружающий
мир
Интересная
детс деятельность
детей
Слайд 44
Литература
Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. Проблемы современного образования.
2010.№ 4
Бех И.Д. Воспитание личности.- М .: Просвещение, 2008.- 848с.
Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения //Педагогика. – 1995. – Т. 995. – С. 29-40.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – Педагогика, 1986.
Социально-нравственное воспитание дошкольников/ Под ред. Н.В. Микляевой. М: Сфера, 2013. – 144 с.
Цукерман Г.А. Развивающее обучение // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2013, № 1, c. 1-22
МК nevolniknatalia@gmail.com
shahtyorsk-mk@yandex.ru