Слайд 1Подготовила :
педагог- психолог мАдоу 8
Коковина Анна Александровна
«ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»
КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Слайд 2Основные задачи психолого-педагогического сопровождения детей
содействие ребенку в решении актуальных задач
развития
помощь в преодолении учебных трудностей
предупреждение и преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы
предупреждение и преодоление проблем взаимоотношений ребенка со сверстниками, педагогами, родителями
Слайд 3Предпосылки, влияющие на Качество учебной деятельности
хорошее физическое , психическое и речевое
развитие ребенка;
развитый слух;
развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
нормальное функционирование ЦНС;
владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
Слайд 4Критерии речевой готовности к школьному обучению
Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен
владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный - согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
Слайд 5Критерии речевой готовности к школьному обучению
Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно
употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Слайд 6Количество Воспитанников подготовительных групп в
МАДОУ № 8
Слайд 7Цель СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ :
тесное взаимодействие учителя-логопеда и психолога в процессе коррекционно-развивающей
образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка
Слайд 8Задачи работы
учителя-логопеда
Обследование воспитанников детского сада и выявление среди них детей, нуждающихся
в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды
Задачи работы
психолога
Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
Совершенствование мелкой моторики.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Развитие зрительно-моторной координации.
Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
Активизация отработанной лексики.
Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.
Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
Слайд 9Совместные
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Слайд 11КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
Задачи коррекционной работы, проводимой логопедом и психологом, тесно взаимосвязаны и
решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка
Слайд 12ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Интегрированное построение занятий дает возможность детям реализовать свои творческие возможности,
развить коммуникативные умения, познавательную активность
Слайд 13Мониторинг результатов деятельности
Аналитическая деятельность позволит нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при
тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка.
Предполагается разработка критериев динамики развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска и выделить основные критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.
Слайд 14КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
ПЕДАГОГОВ и родителей
Слайд 15РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Взаимодействие психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии
детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики.
В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.
Слайд 16программа предшкольного образования «Школа будущего первоклассника»
Назначение программы:
оказание помощи родителям и
педагогам во всестороннем развитии и подготовке к школе детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Слайд 17Особенности программы «Школы будущего первоклассника»:
Создает условия для включения ребенка в новые
социальные формы общения;
Готовит переход от игровой к творческой, учебной, деятельности;
Инвариантна и готовит к любой системе школьного образования;
Особое внимание уделено речевому,познавательному развитию и взаимодействию с родителями;
Представлена комплексная диагностика готовности к школе.
Слайд 18Принципы
Доступность
Универсальность
Комфортность
Комплексность
Добровольность
Актуальность
Слайд 19Критерии сформированности способностей дошкольников:
1.Деятельность и общее развитие:
-произвольная деятельность;
-психологическая саморегуляция;
-развитость творческого потенциала;
-способность
принимать инструкцию;
-коммуникативные способности;
-зрительное восприятие
2.Речевое развитие:
-словесная реакция на ситуацию;
-способность понимать говорящего;
-способность объяснять мысль словами
Слайд 20Участники реализации программы:
-администрация МАДОУ
-специалисты и педагоги МАДОУ
-дети
-родители
Слайд 21Механизм реализации программы:
Обеспечение здоровья и здорового образа жизни
Методическое и кадровое обеспечение
Обеспечение
готовности дошкольников к обучению в школе
Работа с родителями.
Слайд 22Цели организации работы с родителями
привлечение родителей к активному участию
в образовательном процессе
переструктурирование жизненных стереотипов, родительских установок, формирование эффективных способов взаимодействия с собственным ребенком через организацию психолого-педагогического просвещения и помощи.
Слайд 23Партнерское взаимодействие доу и семьи
Слайд 24задачи системы работы с родителями в Школе будущего первоклассника
Повышение компетентности родителей
в области речевого и психического развития старших дошкольников.
Оказание практической помощи родителям детей-логопатов.
Налаживание контакта, располагающего к дальнейшему сотрудничеству.
Привлечение родителей к планомерной, последовательной коррекционно-развивающей работе по нормализации речи ребенка.
Слайд 25Новизна реализации программы
использование ИКТ в просветительской психологической и логопедической
работе;
использование сайта для размещения информации и осуществления обратной связи с родителями (новый способ получения информации);
проведение консилиумов для профилактики речевых нарушений;
оформление информационного стенда «Школа успешных родителей»;
проведение родительских собраний и индивидуальных консультаций.
Слайд 26Отличительные особенности программы «школы будущего первоклассника»
опора на системно-деятельностный подход в
условиях внедрения ФГОС
ориентация на результаты образования
учёт индивидуальных возрастных особенностей детей
разнообразие организационных форм
информатизация образовательного пространства
Слайд 27Основные принципы просвещения родителей
Учет принципов: системности, комплексности, принципа развития, онтогенетического принципа.
Реализация
принципов: наглядности, доступности, сознательности, активности, индивидуального подхода, принципов педагогики сотрудничества.
Слайд 28Сотрудничество с семьей
индивидуальные консультации
родительские собрания
вечера «Вопросов-ответов»
открытые занятия
Слайд 29Печатная информация
Буклеты
Памятки
Стенды
Слайд 30Газета для родителей будущих первоклассников
Слайд 31Презентации к родительским собраниям
Слайд 32Реализация комплексного подхода в просветительской работе позволяет
сформировать у родителей мотивацию
в оказании помощи детям по преодолению проблем в развитии,
повысить логопедическую, психолого-педагогическую грамотность родителей,
Помочь овладеть родителям элементарными навыками коррекционного воздействия на ребенка, позволяющими достигать положительных результатов,
удовлетворить запрос родителей по воспитанию здорового ребенка.