Слайд 2
Это развитие у ребенка восприятия и формирование представлений о внешних свойствах
предметов: их форме, цвете, величине; положение в пространстве, а также запахе, вкусе.
Для детей третьего года жизни характерен ускоренный темп сенсорного развития. Сенсорное воспитание является основной линией развития, все остальные - базируются на сенсорной основе.
Сенсорное развитие -
Слайд 3Ребенок узнает в круглой форме и мячик, и шарик, и солнышко;
треугольная форма у него теперь не только крыша, но и морковка, елочка; прямоугольная - домик; овальная - яйцо, огурец и т. п.
Слайд 4
Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, крокодила и т.п.
Слайд 5Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;
Помогать обследовать предметы,
выделяя их цвет, величину, форму, называть свойства предметов;
Научить устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч, маленький синий мяч);
Учить детей называть свойства предметов;
формировать у детей самостоятельность и целенаправленность в предметной деятельности.
Слайд 6
1. Предметно-пространственная среда.
Слайд 72. Проведение воспитателем игр и занятий (по подгруппам)
Слайд 8
3. Самостоятельная деятельность детей
Слайд 10Лепка
Рисование
Аппликация
Конструирование
Слайд 11Занятия лепкой помогают детям не только овладеть приемами работы с тестом
или пластилином, но и положительно влияют на общее развитие ребенка: развивают сенсорику, моторику, мышление, память, внимание, речь, воображение, воспитывают чувство прекрасного, формируют творческие способности.
Дети учатся работать с пластилином и соленым тестом для лепки: отрывать кусочки от большого куска, скатывать шарики разных размеров, расплющивать и размазывать пластилин на картоне, сплющивать шарики между ладоней, раскатывать бруски, соединять концы брусков в виде кольца, объединять детали в один предмет, оформлять поделки и прочее.
Слайд 12В изобразительной деятельности происходит формирование первых сенсорных ориентировок в цвете, форме,
величине, фактуре предметов, умения анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное. Идёт освоение действий с изобразительным материалом: надо правильно брать карандаш (кисть). Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов.
Слайд 13Делать удивительные аппликации с детьми можно уже в раннем возрасте. Оторвать
кусочки бумаги и приклеить их на лист – получится нарядная скатерть для куклы Маши. Начинать нужно с самых простых заданий, постепенно усложняя их.
Пусть аппликация для детей будет не просто «приклеиванием кружочков», а интересной игрой. К каждому заданию придумывайте сказочный сюжет: например, мы клеим не просто цветочки, а волшебную полянку, по которой потом будут бегать пальчики крохи, перешагивая с цветка на цветок.
Все детали для работы готовятся заранее.
Слайд 15Например, при использовании на занятиях по конструированию из строительного материала берут
наборы кубиков, кирпичиков, трехгранных призм.
Малышей знакомят с названиями деталей, их формой, величиной, с вариантами расположения на плоскости (кирпичик лежит, стоит). Необходимо показать, что форма деталей обусловливает их конструктивные свойства. Например, все стороны кубика одинаковы, поэтому он устойчив и его можно ставить на любую грань. Воспитатель объясняет, почему нужно использовать эти, а не другие детали, как их нужно располагать и почему. Например, башенку лучше строить из кубиков, тогда она будет высокой, а лесенку — из кирпичиков, положенных на широкую грань, тогда она будет прочной и удобной для ходьбы.
Слайд 16У детей формируют умение располагать кирпичики в ряд на плоскости, выкладывая
дорожки, линии, выкладывать из кирпичиков узкую короткую или узкую длинную дорожку для пешеходов, длинную широкую дорогу для автомашин.
Цель этих занятий — научить детей аккуратно соединять детали, выстраивая их в стройную линию, и учитывать (но еще не называть) пространственные признаки «короткий — длинный», «узкий — широкий». (Ребенку нужно давать не менее десяти — двенадцати кирпичиков).
Слайд 17Методы обучения конструированию детей третьего года жизни разнообразны. Основное место занимает
использование образца, выполненного воспитателем, сопровождаемое показом и подробным объяснением процесса возведения постройки.
Прежде чем обучать детей приемам создания той или иной постройки, педагог знакомит воспитанников с реальным предметом, показывает, из каких частей он состоит, объясняет их практическое назначение. Например, при рассматривании во время прогулки горки воспитатель обращает внимание малышей на то, что у нее есть лестница и скат («По лестнице взбираются на горку, а по скату, расположенному с другой стороны, съезжают»).
Слайд 18Дидактические игры:
с объемными геометрическими фигурами (шары, кубы и т.п.), с
предметами, имеющими сквозное отверстие (втулки, кольца, торы и т.п.), с геометрическими фигурами-вкладышами (комплекты конусов-колпачков, цилиндров, кубов), со сборно-разборными народными игрушками (бочата, матрешки, яйца) и т.п.
Слайд 19Игры, уточняющие представления детей о предметах и их качествах
(цвет,
форма, размер, количество, расположение в пространстве).
Например: «Зажги фонарик!», «Катание шаров к флажку», «Найди квадрат нужного цвета», «Одень красиво кукол», «Прокатывание шара в воротца», «Что больше?» и.т.д.
Слайд 20Игры-эксперименты
(например, с водой: сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;
кидаем в воду предметы из дерева, резины, пластмассы, бумаги:тонет – не тонет)
В групповой комнате должно быть место для игр с водой и песком. Это отдельные столики, емкости которых наполнены песком и водой. Так же нужны совочки, ситечки, формочки, для песка;
После каждого занятия песок пересыпается в пластиковый ящик и хранится в недоступном для детей месте.
Слайд 21Сформированность приемов прикладывания, сравнения, сопоставление цвета, формы, величины.
Умения обследовать предметы, выделяя
их цвет, величину, форму, называть свойства предметов, группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам;
Развитие умения соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре (например, круглую форму имеют: солнце, яблоко, мяч; желтого цвета бывают: солнце, лимон, цыплёнок, и т.д.)
Формирование навыков отбора предметов необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузить на машину «кирпичи» определенного цвета подбирать детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);
Слайд 22Изучение литературы по теме «Развитие сенсорики у детей 2-3 лет».
Проведение
бесед и консультаций с родителями об актуальности сенсорного развития детей и важности их участия в данном процессе.
Изготовление и приобретение дидактических игр
Проведение с детьми игр и занятий по сенсорному развитию.