Слайд 1МБОУ «СОШ №6»
представляет разработку сборника
методик по развитию навыков
чтения
в начальных классах
Слайд 3АВТОРЫ СБОРНИКА
Дроздова Т.В.
Мечева В.Г.
Михайловская Е.Б.
Слайд 4ПРОБЛЕМА
Низкий уровень техники чтения негативно влияет на качество обученности
Слайд 5
ЦЕЛЬ
К концу года учащиеся научатся читать более бегло и извлекать
нужную информацию из текста
Слайд 6
ИДЕЯ
Подбор методик, игр по чтению, текстов и упражнений к ним
Слайд 7ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Учащиеся 1– 4 классов
Слайд 8
Продукт
Сборник методик, игр по чтению, текстов и упражнений к ним с
поддержкой ИКТ
Слайд 9ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу года техника чтения повысится на 10% -
30%, сканирование текста на 80%
Слайд 10 Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С
одной стороны , чтение является предметом обучения, а с другой , средством обучения. Начальная школа первая начинает реализовывать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося. Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно-познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.
Практические советы учителю… Кто только и когда только их ему не дает! А приносят ли они пользу? Да, приносят, если выверены наукой, основаны на объективных законах, регулирующих процесс формирования ребенка-читателя и подтверждены практикой.
Чтобы методика формирования ребенка-читателя стала личным достоянием, нужно вдуматься и освоить хотя бы основные положения, вытекающие из теории вопроса.
Положение 1. Прежде чем обучать первоклассников грамоте, надо уже в первый день обучения ввести в их жизнь настоящую детскую книгу и представить ее детям как собеседника. Тогда, чтобы услышать и понять речь этого собеседника, они захотят овладеть грамотой и основными качествами чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью и самостоятельностью.
Положение 2. Обучая детей знанию букв, надо помнить, что читать – значит беседовать с книгой, а не с вами – учителем, потому что процесс чтения, как процесс любого общения, может включать только двух субъектов: а) того, кто говорит, и б) того, кто слушает.
Положение 3. Процесс чтения – это процесс думанья над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения. Такова логика правильной читательской деятельности.
Слайд 11 Положение 4. Нельзя, невозможно научить и приохотить детей самостоятельно обращаться
к книгам и читать их по собственному выбору, если в систему обучения чтению не включены так называемые уроки внеклассного чтения. На этих уроках школьники узнают мир книг, приучаются сами различать доступные для них, полезные, интересные книги.
Положение 5. Известно, что любая система строится на строго научных основах именно для того, чтобы давать запланированный результат и этот результат гарантировать. Методическая система подготовки школьников – читателей, о которой шла речь выше, также дает совершенно точно запланированные результаты, но только в том случае. Если она выполняется пунктуально. Личное же творчество учителя состоит не в том, чтобы произвольно ломать систему, а в том, чтобы, освоив ее, заинтересованно реализовать в условиях своей школы, своего класса.
Чтобы увлечь детей и добиться хороших результатов, предлагаем всевозможные упражнения, направленные на формирование навыков чтения.
Слайд 12Упражнения для развития техники чтения.
Чтение вслух.
Чтение про себя.
Чтение жужжащее.
Чтение хором.
Чтение
в темпе скороговорки.
Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
Динамическое чтение. На экране компьютера записан столбик из 5 – 7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
щи дно
и-ва ста-я
ба-ня кло-ун
а-ку-ла бри-га-да
бе-ре-за зда-ни-е
бе-го-ни-я вла-де-лец
о-ко-ли-ца дра-кон-чик
мо-ро-же-но-е гла-голь-ный
Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
«Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.
«Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения; ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя; учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
Слайд 13 11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст
и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
12. «Прыжки». Чтение через слово.
13. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинают читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
14. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове, первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.
15. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву А, состоит из двух слогов, с ударением в конце слова и др.)
16. Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
17. «Кто быстрее?» На экране компьютера предложение, у учащихся тексты. По сигналу учителя ученики ищут в текстах данное предложение.
18. «Фотоглаз»:
а) на экране столбик слов, который ученики читают определенное время, слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;
б) учитель показывает кадр из диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.
19. «Угадай». Антиципация слов, предложений, пословиц.
20. «Найди меня». На экране строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
21. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.
22. «Сканирование». За 20 – 30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной инфориации.
23. «Молния». Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения про себя с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния» и продолжается с 20 секунд до 2-х минут.
Слайд 14 24. «Губы». Упражнение используется в целях четкого разграничения детьми чтения
про себя и чтения вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении. К плотно сжатым губам по команде «Читать про себя!» дети прикладывают палец левой руки.
25. «Спринт». На максимальной скорости, читая про себя, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы.
26. «Сложи слоги и получи слово».
Сом – ом + ли + вам – м = (слива)
Яб + лом – м + ко = (яблоко)
Дек – к + ре + воз – з = (дерево)
27. Прочитать текст.
«Осень».
Уходит еньос. Часто идут дидож. На цеули дует сильный
ныйлодхо ветер. Тиде играют дома.
«Вечером».
нимзодП речомев хустап ёшлмодой. Стояла ненастная
дагопо. Всё рукомг тонуло в темноте. оН ностемсть
упастух абыл камозна, и он еломс ёшл рёдевп. Вдруг
из тростника сковычил волк. Пастух не рялсятерас. Он
резко нулстивс. Волк испугался свиста и лабеуж.
Слайд 15 Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.
Артикуляция: гласные и согласные звуки,
слоги различных видов.
Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).
Чтение скороговорок.
«Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
«На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
Чтение одного предложения с разной интонацией.
«Эхо». Учитель читает 1 – 2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.
«Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.
Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.
«Папа Карло: - А я – то думал, | мы тут, по крайней мере, | найдем кучу золота и серебра, а нашли всего-навсего старую игрушку.
Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту.
Чтение – пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.
Словарь настроений. Прочитать текст, выбрать из словаря «подходящее настроение», прочитать еще раз, пытаясь это настроение передать.
Слайд 16 (Беспокойное, бодрое, боязливое, бурное, веселое, возбужденное, возмущенное, волшебное, воспевающее, восторженное,
высмеивающее, героическое, грустной радости, грустное, добродушное, добродушно-насмешливое, жуткое, загадочное, задиристое, заносчивое, звонкое, капризное, ликующее, любование, мечтательное, мрачное, насмешливое, нежное, нетерпеливое, обиженное, ожидание, печальное, поучительное, привередливое, прихотливое, прославляющее, радостной готовности, радостное, радостной грусти, робкое, светлое, сердитое, серьезное, сказочное, скорбное, скрытное, смешное, солнечное, сонное, сосредоточенное, состояние готовности к подвигу, спокойное, сочувствующее, таинственное, теплое, тихое, торжественное, тоскливое, тревожное, уютное, хвалебное, хвастливое, хмурое, шаловливое, шумное, шутливое).
15. Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
16. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему – либо голосу (старушки, ребенка, слона, …).
17. «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки)
18. Чтение по ролям.
19. Чтение по ролям без слов автора.
20. Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».
21. Инсценирование.
22. Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.
Слайд 17Упражнения для понимания смысла текста.
1. Словарная работа. Чтение слов и
объяснение их лексического значения.
2. Озаглавливание текста.
3. Деление текста на части, составление плана.
4. Определение темы текста, главной мысли.
5. Определение типа текста.
6. Подбор иллюстрации к тексту.
7. По иллюстрации определить содержание текста.
8. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
9. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.
11. Чтение для подготовки к пересказу.
12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
13. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
14. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
15. Распространение предложений. В I-II классах по вопросам учителя, III-IV- самостоятельно.
Слайд 1816. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
а)
в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.),
ученики фантазируют, как изменится содержание;
б) придумать продолжение рассказа;
в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же), это начало
рассказа, дальше каждый продолжает по-своему, затем рассказы зачитываются и определяется
лучший.
17. Составление кроссвордов по тексту.
18. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
19. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
20. Подбор загадок к словам из текста.
21. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
22. Составление ребусов к словам из текста.
Слайд 19литература
Кубасова О.В. «Как помочь ребенку стать читателем», // АСТ Астрель
Москва 2004
ИКТ // курс супердетки: тренировка быстрого чтения
Айгишева А.В. Банк заданий к урокам чтения, // Начальная школа 2004 №12
Воронова Л.В. «Преодоление и предупреждение ошибок при чтении» // Начальная школа 2004 №12