КОНСУЛЬТАЦИЯ
ТЕМА: «Русский фольклор как средство развития речи детей и ознакомления с окружающим».
Слайд 2Фольклор (англ. folklore - народное знание, народная мудрость), народная поэзия, народное
поэтическое творчество, устное народное творчество. Фольклор- это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. Фольклор не остаётся неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя всё самое ценное, что существовало ранее.
Слайд 3Русский педагог К. Д. Ушинский, хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции,
пришёл к выводу, «что мудрость предков — зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе нравственного воспитания.
Слайд 4В. А. Сухомлинский считал, что сказки, потешки, песенки являются незаменимым средством
пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Слайд 5Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных
и ярких средств народной педагогики, таящим огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру.
Слайд 6В конце XX века, да и сейчас, в нашу жизнь вливается
огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит, и культуре. Поэтому проблема развития речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора имеет особую значимость.
Слайд 7В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у
ребёнка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается внимание к предметам, животным, людям. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
Слайд 8Кроме малых форм хочется обратить внимание на жанр необрядового фольклора. Это
русские сказки. Сказка — то, что сказывают. В. А. Сухомлинский говорил: «Сказка — это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребёнок познаёт сердцем русский народ. Без сказки — живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами — невозможно представить детское мышление и детскую речь как определённую ступень человеческого мышления и речи». Из сказок можно узнать, как жил, как трудился русский народ. Сказки учат добру, гуманности, где добро всегда побеждает зло, а справедливость всегда торжествует. Сказки помогают понять историю страны, любить свою Родину.
Слайд 9Младший возраст является самым благоприятным для развития речи ребёнка. Устное народное
творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности. В первые дни пребывания ребёнка в детском саду некоторые испытывают чувство тревоги, тоску по дому, по маме. Ключевую роль здесь играют колыбельные песенки. Эта тема близка детям, так как она создаёт уют и спокойствие, напоминает дом. Взяв в руки игрушки (куклу, мишку, малыши качают их и напевают: «Все ласточки спят, и касатки спят. и т. д.»
Слайд 10Для того чтобы дети ели, умывались, следует прибегнуть к потешкам. Потешка
способна корректировать поведение детей и создать хорошее настроение: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку» и т. д.
Слайд 11Важно обогащение словаря детей новыми словами, образными выражениями. Для этого нужно
использовать песенки, сочетающиеся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки. Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации. Поэтому необходимо использовать все средства выразительности: мимику, жесты, силу голоса, нужную интонацию: «Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка» и т. д. Использование чудесных слов песенок, потешек помогает малышу выделить себя из окружающего мира, дают почувствовать свою значимость и неповторимость.
Слайд 12Особенно дети любят игры с пальчиками, в которых можно показать и
сказку. Сначала заучиваем с ребёнком название каждого пальца, а потом соотносим его с персонажем сказки или игры. Развивается мелкая моторика — развивается речь. В целом пальчиковая терапия укрепляет память, улучшает координацию движений, снимает общее напряжение и гармонизирует общее состояние: «Большой пальчик сливы трясёт, второй их собирает» и т. д.
Слайд 13Ребёнок, приобретая умение эмоционально воспринимать произведения художественной литературы, приобретает умение сопереживать
героям. Это относится к сказкам: «Сказка, сказка, прибаутка. Рассказать её не шутка, чтобы сказочка сначала, словно реченька журчала, чтоб к концу ни стар, ни млад от неё не задремал.»
Слайд 14Задача взрослого заключается в том, чтобы варьировать фольклорные жанры в течение
всего пребывания ребёнка в детском саду. Чтобы упражняться в чистом произношении звуков, слов, используются скороговорки. Они для этого и слагаются. В скороговорках сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор.
Слайд 15Играя с куклами би-ба-бо, дети учатся общаться, развивается диалог.
Слайд 16Участие детей в фольклорных, обрядовых праздниках даёт возможность больше узнать, изучить
народные традиции, обряды, ознакомиться с предметами декоративно-прикладного искусства. Работа взрослого должна быть направлена на активное ознакомление детей с культурным богатством своего народа. Благодаря созданию особой среды дети соприкасаются с наследием прошлого, что способствует развитию духовности.