Слайд 1Автор: Мартьянова Елена Валерьевна,
Воспитатель, МДОУ Детский сад «Журавушка» №159.
Слайд 3Что такое праздник?
Толковый словарь даёт несколько объяснений этого слова. День торжества,
установленного в честь какого-либо выдающегося события. День, особо отмечаемый обычаем или церковью. Просто выходной, нерабочий день (от слова «праздность»- ничегонеделание).
Слайд 4Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из трудовых будней и
праздников. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей, вели домашнее хозяйство. Но наступало и время праздников- это было время отдыха, веселья, радости, когда люди чувствовали, что все они одна большая семья, все собираются за праздничным столом, все нарядно одеты и желают друг другу любви, счастья, здоровья, хорошего урожая, добра в доме, покоя и веселья в сердце и душе. Праздничных дней в России было много:140-150 в году. Эти праздники были направлены на укрепления здоровья и благополучия людей. Обычаи, обряды, само проведение праздников передавались из века в век, от старших к младшим, как великая драгоценность, общее богатство, в них русский человек раскрывал свой характер, свою душу, красоту, культуру.
Слайд 5Масленица – праздник проводов зимы и встречи весны
Первое упоминание о масленице
- 16 век. К масленице начинали готовиться с середины предшествующей недели. Хозяйки наводили чистоту, закупали продукты, пекли блины. Строили ледяные горки, снежные крепости, городки, качели.
Развлечения на Масленицу:
угощение блинами;
катание с гор;
скоморошьи балаганы;
подвесные качели;
катание на лошадях;
кулачные бои;
взятие снежных городков.
Слайд 6Масленичная неделя
Понедельник – встреча
Вторник – «заигрыши»
Среда – «лакомка»
Четверг – «разгул»
Пятница –
«тещины вечерки»
Суббота – «заловкины посиделки»
Воскресенье – «прощенный день»
Слайд 7Масленица
В последний день масленицы совершались очистительные обряды: на возвышенном месте разжигался
большой ритуальный костер, и в нем сжигали старые ненужные вещи.
Чучело символизирующее Масленицу сжигали, праздник считался законченным, все оставшиеся после масленицы угощения подлежали уничтожению, так как начинался Великий Пост.
Слайд 9Благовещение
Благовещение – благая весть о рождение Иисуса.
Пора прилета птиц.
Пора копать землю,
сажать.
Праздник не отмечался весельем, традиционны были посещение церкви, соблюдение запретов, беседы о севе, пахоте.
Слайд 10Рано утром крестьяне отправлялись в церковь к заутрене. В этот день
разрешалось послабление поста. Девушки в этот день водили хороводы с пением веснянок. Принято было выпускать на волю птиц. Запрещалось заплетать косы, прясть, давать что-либо в долг. Освящали зерно, гадали на будущий урожай.
Слайд 11Вербное воскресенье
Приезд Иисуса Христа в Иерусалим народ приветствовал пальмовыми ветвями. У
русских место пальмовых ветвей заняла верба.
Слайд 12Вербное воскресенье
Верба обладает магической силой (предохраняет от болезней; придает жизненную силу
и здоровье; оберегает дом от молний, пожара, нечистой силы).
Вербу хранили целый год на божнице.
Народ примечал, что если хорошо цветет верба – пашня будет удачной.
Слайд 13Пасха – «праздник праздников», чудесное воскрешение из мертвых Иисуса Христа
Иисус Христос
был распят ради искупления грехов человеческих. Воскрес через три дня в седьмой день недели (воскресенье), поэтому каждое воскресение люди не работают в память о воскрешении Христа.
Слайд 14Пасха
К Пасхе готовились, начиная с чистого четверга, красили и расписывали яйца,
готовили пасху, пекли куличи.
Слайд 15Пасха
Важнейший элемент праздника – утренняя пасхальная трапеза, после которой деревенские ребятишки
шли «христосоваться», хозяева одаривали их пирогами, конфетами, крашенными яйцами. На улицах девушки и парни плясали, пели песни, соревновались в различных играх с пасхальными яйцами.
Слайд 16Пасха
В пасхальное утро выходили на улицу смотреть как «радуется» солнышко, играет,
а значит быть хорошей и здоровой жизни, богатому урожаю и счастливым свадьбам.
Слайд 17Красная горка- пора свадеб
Пока раз лившиеся после ледохода весенние реки еще
не вошли в свои берега и земля не просохла, наши предки праздновали Красную горку.
«Красная»-значит красивая. Действительно: вся земля была ещё сырой и холодной, а холмы уже просохли и покрывались зелёной травой-муравой. На этих горках устраивали гулянья в честь весны.
Слайд 18В этот день на зелёных холмах праздновали весну и любовь: как
всегда, жгли костры, а молодежь играла в горелки и водили хороводы, присматриваясь друг к другу, выбирая себе пару. Поэтому Красную горку величали еще и другими именем: «зелёные смотрины».
Слайд 19Купало- самый длинный день, самая короткая ночь.
Купало- главный и очень древний
летний праздник славян, ему много тысяч лет. Древние славяне верили, что в эту пору деревья и животные разговаривают на человеческом языке, а травы наполняются волшебной силой. В купальскую ночь совершается великое чудо: расцветает Жар-цвет- волшебный цветок папоротника. Тому, кто найдёт его и сумеет сорвать, откроются все тайные клады и будет служить вся нечистая сила! В эту короткую ночь солнце поворачивается на зиму: завтра солнечный свет начнёт убывать!
Слайд 22Заключение
В основном, обычаи и традиции русского народа связаны и с календарем,
и с церковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами. Формирование традиций – процесс непрерывный. Некоторые исторические традиции России уходят в прошлое или изменяются под натиском современных реалий. А вот новые традиции в России, напротив, завоевывают себе «место под солнцем» и входят в жизнь русского народа. Кроме того, некоторые национальные традиции в России постепенно набирают популярность и становятся общенародными и повсеместными. Отследить все эти процессы, пожалуй, могут только специалисты, а вот увидеть их результат – совокупность современных русских традиций – может каждый.
Слайд 23Источники:
Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.
– Симферополь, 1992;
Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – Ленинградское отделение «Искусство». – 1988;
Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования. – М.: Лабиринт, 2000;
Интернет- ресурс:Yandex.ru