Слайд 1
консультация на тему:
«Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей
Требование к
культуре речи воспитателя»
Слайд 2Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в
детском саду –это обучение родному языку
Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:
воспитания звуковой культуры речи,
обогащения, закрепления и активизации словаря,
совершенствования грамматической правильности речи,
формирования разговорной (диалогической) речи,
развития связной речи,
воспитания интереса к художественному слову
подготовки к обучению грамоте.
Слайд 3Надо помнить:
Речь воспитателя является образцом для детей, основным источником
их речевого развития
Что нам мешает? Что мы делаем не так?
принцип «На ошибках учимся»
Слайд 4Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?
Смысл обращённой
к ребёнку речи должен быть понятен ему
(В младшем возрасте речь воспитателя должна быть более лаконична и проста)
Слайд 5Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна.
Встречаются такие ошибки:
"Не ложи сюда” (вместо
"не клади”).
"Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь”.
Человек неправильно произносит звуки в словах: вместо [што] говорит [что], вместо [вада] говорит [вода], вместо [смишново] говорит [смешного], т. е. произносит слова так, как они пишутся;
Слайд 6Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя.
Распространённые ошибки:
многословие,
употребление непонятных слов.
-"Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое метель?”
- "Кто мне скажет, откуда видно и почему вы думаете, что наступила весна?”
Слайд 7Вопрос –как приём обучения.
прежде всего вопрос собирает и направляет
внимание детей
Слайд 8Картина «Новенькая»
Вопросы:
Что нарисовано на этой
картине?
Где собрались дети ?
Кому они показывают свои игрушки?
Кто к ним пришёл?
Эти вопросы раскрывают детям смысл картины: в детском саду очень приветливо встречают новеньких.
Слайд 9Вопрос –как приём обучения.
Не менее важное значение вопроса в том,
что он будит детскую мысль.
Слайд 10Итоговая беседа об осени
Вопросы задавать такие, которые
заставляет детей думать над
причиной, искать её, учиться устанавливать связь между явлениями.
Например: Почему осенью птицы улетают от нас?
Прежде всего вопрос собирает и направляет внимание детей.
Слайд 11Воспитательница:: "Кого учит учитель?”
Боря: «Учитель учит читать и писать».
(Воспитатель не обращая внимания на ответ, данный не по существу заданного вопроса, не исправляет ошибку Бори)
Воспитательница "А ещё чему учит детей учительница?”
Беседа о школе
Диалог между воспитателем и детьми:
Слайд 12Вопрос должен обладать определённым содержанием.
Вопрос:"Дети, подумайте, почему так красиво изобразил художник
прилёт грачей?”
Слайд 13Вопрос должен быть точным и конкретным
-Вопрос: "Какие изменения
произошли весной с растениями?”
(о каких растениях идёт речь: о деревьях или цветах и о каких изменениях)
+Вопрос: "Что появляется весной на деревьях?”
Слайд 14
- Вопрос: "Милиционер следит, чтобы машины ехали при каком свете
светофора?”
"При каком свете светофора машины могут ехать?”
"Кто следит, чтобы машины ехали правильно?”
Слайд 15
Ошибка- Чрезмерная краткость .
Пересказ текста.
Вопрос:
-"Куда шёл Женя?”
-Девочка: «Женя шёл в школу».
-Воспитательница: «Ну и что?»
(Девочка молчит, не понимая, о чём спрашивает воспитательница.)
Слайд 16
Педагогически неверно пользоваться вопросом в отрицательной формулировке. Например: "Ты не знаешь,
как называется этот цветок?”, или "Вы не знаете, кто живёт у нас в аквариуме?”, или "Не можешь сказать, что бывает после весны?”.
Слайд 17.
Один и тот же вопрос не должен повторяться несколько
раз, тем более в различных формулировках.
Вопрос: "В какой стране мы живём? Как называется наша Родина? Вспомните, наша страна как называется?”
Слайд 18
Вопросы нужно задавать не обо всём, что нарисовано, не обо
всём, что можно сказать на данную тему, а об основном, главном, что запланировано в пр сод.
Слайд 19Пример: два отрывка из конспектов занятий по картине "В школе”.
"Где находятся эти девочки?”,
"Что они делают?”,
"Что видно за окном?”,
"Что делает девочка у доски?”
"Где находятся эти девочки?”
"Как можно назвать девочек, которые учатся в школе?”,
"Кто учит школьниц?”,
"Чем сейчас занимаются ученицы?”,
"Что делает ученица у доски?”,
"Почему две ученицы подняли руку?”
Воспитательница задавала вопросы в такой последовательности:
Слайд 20
Предъявляя к вопросам воспитателя определённые требования, необходимо предъявить требования и к
ответам детей
Требуем полных ответов
Но дети копируют ответ, повторяя сам вопрос
-воспитательница: "Что случилось с мальчиком?”
ребёнок : "С этим мальчиком случилось, он упал”
Слайд 21
"Какое время года изображено на картине?”— Коля отвечает: «было время
года- зима. Или на вопрос: "Кто провожал Ваню в школу?” — Валера отвечает: "Ваню провожала собачка Дружок”.
Слайд 22
не допускать стандартных ответов, т. е. ответов, всегда одинаковых по
формулировке.
Часто подобные словесные штампы даются при ответах только на определённые вопросы. У многих воспитателей дети начинают свой рассказ по картине с такой стереотипной фразы: "На этой картине я вижу...”
Слайд 23
Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями.
Речь воспитателя является примером для детей.
Слайд 24Требования к культуре речи воспитателя
Культурой речи называют ее правильность, т. е.
соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания.
Слайд 25
Надо правильно употреблять слова, грамматические формы, интонацию в различных
жизненных ситуациях:
просторечное слово не совместимо в официальной речи
книжное слово в интимной речи.
Слайд 26
В разговоре с детьми нельзя говорить
крикливым или капризным,
визгливым тоном,
употреблять снисходительные или грубые интонации
Нельзя говорить тихо, быстро и неотчетливо, выступая перед собранием, и т. д.
Слайд 27
. Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито
у него чувство языка, или языковое чутье.
Слайд 28
Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля
вежливость,
уважительность,
скромность,
предупредительность
доброжелательность,
собственное достоинство.
Слайд 29
Воспитатель сам должен владеть языковым чутьём и развивать его у детей