Слайд 1Тема самообразования учителя ТСОШ Удальцовой Т.Д.
Формирование каллиграфических навыков
как основы культуры письменной
речи
Слайд 2Содержание:
Актуальность
Объект исследования
Предмет исследования
Цели исследования
Задачи
Этапы
Форма
Ожидаемый результат
Ресурсы
планируемое время
Литература
Сроки выполнения
Слайд 3Актуальность проекта
Детям в первый год обучения трудно вырабатывать каллиграфический навык
( ручерукодвигательное действие), поэтому в процессе обучения первоначальным навыкам письма т.е формировании графического навыка необходимо создать такие методические условия, в которых будут учтены закономерности развития каллиграфических навыков.
Слайд 4Актуальность проекта.
Учителю, работающему в первом классе необходимо прорабатывать и изучать материалы
по этой теме, для того, чтобы достичь лучших результатов по формированию у детей каллиграфических навыков.
Слайд 5Цель проекта:
1. повышение самообразования, по выбранной теме.
Слайд 6Задачи проекта:
Анализ методической и специальной литературы
Анализ работ детей ( тетради и
прописи)
Анализ почерка родителей
Разработка буклета для родителей
Проведения родительского собрания
«Масштабы негативного влияния неправильно сформированного каллиграфического умения»
Слайд 7Задачи проекта
Создание проекта
Выступление на МО
Слайд 8Объект исследования:
Методическая литература
Научные статьи
Детские тетради и прописи
Образцы почерка родителей
Слайд 9Предмет исследования:
Предмет « Обучения грамоте» (письмо)
Слайд 10Этапы работы:
Поисковый
Аналитический
Практический
итоговый
Слайд 11Поисковый этап:
Поиск материалов для проекта
Анализ методической и специальной литературы( сбор фактов,
Интернет, печать)
Определение тематического поля и темы проекта
Слайд 12Аналитический этап:
Анализ имеющейся литературы
Поиск оптимального способа достижения цели
Построение алгоритма деятельности
Пошаговое планирование
работы
Слайд 13Практический этап:
Организация мероприятий:
Собрание исходных материалов
Диагностика ( работа с
образцами почерков детей и родителей)
Практика ( анализ собранного материала)
Выбор темы и проведение род. собрания
Выпуск буклетов
Выступление по защите темы
Слайд 14Итоговый этап:
Анализ результатов
Подготовка и выступление по защите темы самообразования
Оценка качества работы
участниками прослушивания темы
Слайд 15Форма проектной деятельности:
Самостоятельное изучение дополнительной литературы
Работа с детьми
Работа с родителями
Слайд 16Механизм реализации проекта:
Участники проекта:
Школьники
Родители
Учителя
Слайд 17Предметно-педагогическое
пространство:
Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа
Слайд 18Ресурсы необходимые для реализации проекта:
Канц.товары
Компьютер
Принтер
Сканер
Библиотечный фонд
Детские тетради , прописи
Интернет
Слайд 19Ожидаемый результат:
Повышение самообразования учителя ( Удальцовой Т.Д.), направленное на улучшение качества
его работы
Слайд 20Оптимизация содержания:
Н.Г Агаркова « Информационно-методическое письмо»
С.Н.Халзанова Методические рекомендации
М.М. Безруких «Как писать
буквы»
« Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму»
Слайд 21Критерии внешней оценки:
Значимость и актуальность выдвинутой проблемы
Корректность используемых методов исследования и
методов обработки полученных результатов
Активность каждого участника проекта, в соответствии его индивидуальным возможностям
Слайд 22Планируемое время на реализацию проекта:
Орг.момент---------сентябрь
Сбор материалов---------- сентябрь- февраль
Анализ информации----- январь-февраль
Выпуск буклета------
декабрь
Проведение род. собрания----март
Выступление с отчётом-----март
Слайд 23Результаты проекта:
Повышение самообразования учителя
Серия соц средств информирования
Метод рекомендации для родителей
Выступление на
МО
Слайд 25ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ
Цель: формирование графически правильного, четкого и достаточно
скорого письма.
Задачи:
— ознакомление с правилами посадки и владения инструментами;
— обучение ориентировке на странице прописей и тетради;
— ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;
— обучение письму слогов, слов и предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты, пропорций букв;
— обучение связному (безотрывному), ритмичному и скорому письму;
— предупреждение искажения при написании букв;
— исправление индивидуальных недостатков почерка у отдельных учеников.
Слайд 26Понятийный аппарат
Графика как раздел лингвистики изучает систему отношений между звуками (фонемами)
речи и буквами письма, а также рисунок буквы, воспринимаемый зрительно, и сам процесс изображения ее.
Слайд 27Графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем)
речи в соответствующие буквы, а также начертание их на бумаге.
Каллиграфия - искусство красивого письма, т.е. умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком. Термин «каллиграфический» сочетается со словами почерк, письма.
Графическая система – совокупность букв алфавита, имеющая определенную структуру, которая характеризуется наличием восьми структурных единиц, постоянной формы и пространственно – количественным типом отношений между ними.
Слайд 28Этапы формирования графического навыка
Упражнения, направленные на выработку умения соблюдать строку, правильно
располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию, закруглять ее (штриховка, обводка трафаретов)
Письмо элементов букв
Письмо отдельных букв
Письмо сочетаний букв, слогов, целых слов
Слайд 29ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ
Сознательность;
доступность;
постепенность усложнения;
наглядность;
повторность;
сочетание различных методов обучения
чистописанию (генетического, линейного, копировального и т.д.) на основе психофизиологических особенностей детей ;
параллельное обучение чтению и письму
Слайд 30Методы обучения письму
Копировальный
Линейный
Генетический
Ритмический
Слайд 31Методические приемы
обучения письму
Анализ формы буквы
Показ написания учителем
Воображаемое письмо
Копировальный метод
Списывание с
готового образца
Письмо под счет
Усвоение правил письма
Анализ ошибочного написания
Слайд 32Анализ формы букв
1) раскладывая ее на зрительные элементы;
2) с точки зрения
движений при письме;
3) в сравнении с ранее изученными буквами
Слайд 33Элементы букв
Короткая наклонная палочка
Длинная наклонная палочка
Короткая наклонная палочка с закруглением внизу
Короткая
наклонная палочка с закруглением вверху
Короткая наклонная палочка с закруглением вверху и внизу
Длинная наклонная палочка с закруглением внизу
Длинная наклонная палочка с закруглением вверху и внизу
Слайд 34Элемент строчных букв
Элемент прописных букв
Короткая наклонная палочка с петелькой внизу
Длинная наклонная
палочка с петелькой внизу
Длинная наклонная палочка с петлей вверху
Длинная наклонная палочка с петлей внизу
Овалы большие и маленькие
Левый маленький полуовал
Правый маленький полуовал
Левый большой полуовал
Правый большой полуовал
Слайд 35Группы букв
Малые (строчные) буквы:
I и ш
г п т й н р у
II л м ц щ ь ы
III о а ф ю б д я
IV с е ё ч ъ в
V х ж э з к
Слайд 36Группы букв
Большие (прописные, заглавные) буквы:
I И
Ш Ц Щ Ч Л М А
II О С З Х Е Э Я
III Ж У Н К Ю Р В
IV Г П Т Б Д
Слайд 37Правила письма
1 класс
Буквы надо писать с одинаковым наклоном
Буквы в словах надо
писать на одинаковом расстоянии
Писать надо красиво
Слайд 38
Буквы в словах надо писать одинаковой высоты
Буквы в словах надо писать
на одинаковом расстоянии
Писать надо быстро и красиво
Правила:
Слайд 39Обучение приемам письма
Списывание
Письмо под диктовку
Проговаривание
Слайд 40Интеллектуальные умения, необходимые
на этапе становления навыка письма
Умение воспринимать образец
Умение анализировать
Умение
сравнивать
Умение обобщать
Умение синтезировать
Слайд 41Причины , вызывающие погрешности в письме:
нарушение элементарных гигиенических требований (положение тетради,
руки, ручки в руке);
перенапряжение руки;
отсутствие необходимой пространственной ориентации;
несовершенство регуляции движений;
разрыв в развитии двигательных и зрительных анализаторов
недоразвитие у детей звуковой стороны языка
Слайд 42Графические ошибки
– это пропуски, перестановки и разнообразные замены букв, соответствующих фонемам,
сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственного положения и количества элементов в буквенном знаке.
Слайд 43Слухо – артикуляционные графические ошибки
нарушение последовательности (ковш – кошв);
пропуск (ворона
– врона, скворцы – скорцы)
написание лишних букв (маяк – майак, елка – йолка, корабль – карабыль, сентябрь – сентябырь)
разнообразные замены графем, которые соответствуют фонемам, отличающимся по одному или двум акустико – артикуляционным признакам (пыл – пил, бочка – дочка, клоп – хлоп )
Слайд 44Зрительно – двигательные
графические ошибки
1) нарушение (увеличение или уменьшение) количества
элементов в букве, например буква ш заменяется на и (пиши – пиии, шар – иар), ц на щ (яйцо – яйщо), ж на х (ежи – ехи);
2) смещение элементов по размеру (рак – пак)
3) смещение элементов по форме (Ольга – Ольча, сон – соы);
4) изменение пространственного положения одинаковых или сходных по форме элементов по горизонтали: например, буква с пишется как буква э (совы – эовы) и
5) по вертикали: ш как т (шумит – тумит), и как п (игла – пгла).
Слайд 45Каллиграфические ошибки
(недочеты письма)
– это нарушение пропорции элементов букв по ширине,
высоте и углу наклона. Они являются следствием несформированности координации движений пальцев, кисти, предплечья и плечевого отдела руки.
Слайд 47ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЫРАБОТКИ
ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА
— правильный подбор мебели;
— правильная посадка;
— положение тетради;
—
направление освещения;
— оптимальность формы ручки;
— продолжительность беспрерывного письма
(I класс - 5 мин; II класс — 8; III класс —12; IV класс — 15 мин.)
и т.д.
Слайд 51МОУ « Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа»
Родительское собрание.
Тема:« Графические возможности детей.
Трудности письма»
17
декабря
16ч 30 мин
С. Тарбагатай ул. Некрасова 5
При себе иметь образцы почерка родителей, ручку и тетрадь.