Тема самообразования учителя ТСОШ Удальцовой Т.Д.
Формирование каллиграфических навыков
как основы культуры письменной речи
Презентация Развитие навыков письма (каллиграфии) - как основы культуры письменной речи, предмет презентации: Детские презентации. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 57 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях!
Тема самообразования учителя ТСОШ Удальцовой Т.Д.
Формирование каллиграфических навыков
как основы культуры письменной речи
Содержание:
Актуальность
Объект исследования
Предмет исследования
Цели исследования
Задачи
Этапы
Форма
Ожидаемый результат
Ресурсы
планируемое время
Литература
Сроки выполнения
Актуальность проекта
Детям в первый год обучения трудно вырабатывать каллиграфический навык
( ручерукодвигательное действие), поэтому в процессе обучения первоначальным навыкам письма т.е формировании графического навыка необходимо создать такие методические условия, в которых будут учтены закономерности развития каллиграфических навыков.
Актуальность проекта.
Учителю, работающему в первом классе необходимо прорабатывать и изучать материалы по этой теме, для того, чтобы достичь лучших результатов по формированию у детей каллиграфических навыков.
Задачи проекта:
Анализ методической и специальной литературы
Анализ работ детей ( тетради и прописи)
Анализ почерка родителей
Разработка буклета для родителей
Проведения родительского собрания
«Масштабы негативного влияния неправильно сформированного каллиграфического умения»
Объект исследования:
Методическая литература
Научные статьи
Детские тетради и прописи
Образцы почерка родителей
Поисковый этап:
Поиск материалов для проекта
Анализ методической и специальной литературы( сбор фактов, Интернет, печать)
Определение тематического поля и темы проекта
Аналитический этап:
Анализ имеющейся литературы
Поиск оптимального способа достижения цели
Построение алгоритма деятельности
Пошаговое планирование работы
Практический этап:
Организация мероприятий:
Собрание исходных материалов
Диагностика ( работа с образцами почерков детей и родителей)
Практика ( анализ собранного материала)
Выбор темы и проведение род. собрания
Выпуск буклетов
Выступление по защите темы
Итоговый этап:
Анализ результатов
Подготовка и выступление по защите темы самообразования
Оценка качества работы участниками прослушивания темы
Форма проектной деятельности:
Самостоятельное изучение дополнительной литературы
Работа с детьми
Работа с родителями
Предметно-педагогическое
пространство:
Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа
Ресурсы необходимые для реализации проекта:
Канц.товары
Компьютер
Принтер
Сканер
Библиотечный фонд
Детские тетради , прописи
Интернет
Ожидаемый результат:
Повышение самообразования учителя ( Удальцовой Т.Д.), направленное на улучшение качества его работы
Оптимизация содержания:
Н.Г Агаркова « Информационно-методическое письмо»
С.Н.Халзанова Методические рекомендации
М.М. Безруких «Как писать буквы»
« Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму»
Критерии внешней оценки:
Значимость и актуальность выдвинутой проблемы
Корректность используемых методов исследования и методов обработки полученных результатов
Активность каждого участника проекта, в соответствии его индивидуальным возможностям
Планируемое время на реализацию проекта:
Орг.момент---------сентябрь
Сбор материалов---------- сентябрь- февраль
Анализ информации----- январь-февраль
Выпуск буклета------ декабрь
Проведение род. собрания----март
Выступление с отчётом-----март
Результаты проекта:
Повышение самообразования учителя
Серия соц средств информирования
Метод рекомендации для родителей
Выступление на МО
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ
Цель: формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Задачи:
— ознакомление с правилами посадки и владения инструментами;
— обучение ориентировке на странице прописей и тетради;
— ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;
— обучение письму слогов, слов и предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты, пропорций букв;
— обучение связному (безотрывному), ритмичному и скорому письму;
— предупреждение искажения при написании букв;
— исправление индивидуальных недостатков почерка у отдельных учеников.
Понятийный аппарат
Графика как раздел лингвистики изучает систему отношений между звуками (фонемами) речи и буквами письма, а также рисунок буквы, воспринимаемый зрительно, и сам процесс изображения ее.
Графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, а также начертание их на бумаге.
Каллиграфия - искусство красивого письма, т.е. умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком. Термин «каллиграфический» сочетается со словами почерк, письма.
Графическая система – совокупность букв алфавита, имеющая определенную структуру, которая характеризуется наличием восьми структурных единиц, постоянной формы и пространственно – количественным типом отношений между ними.
Этапы формирования графического навыка
Упражнения, направленные на выработку умения соблюдать строку, правильно располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию, закруглять ее (штриховка, обводка трафаретов)
Письмо элементов букв
Письмо отдельных букв
Письмо сочетаний букв, слогов, целых слов
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ
Сознательность;
доступность;
постепенность усложнения;
наглядность;
повторность;
сочетание различных методов обучения чистописанию (генетического, линейного, копировального и т.д.) на основе психофизиологических особенностей детей ;
параллельное обучение чтению и письму
Методические приемы
обучения письму
Анализ формы буквы
Показ написания учителем
Воображаемое письмо
Копировальный метод
Списывание с готового образца
Письмо под счет
Усвоение правил письма
Анализ ошибочного написания
Анализ формы букв
1) раскладывая ее на зрительные элементы;
2) с точки зрения движений при письме;
3) в сравнении с ранее изученными буквами
Элементы букв
Короткая наклонная палочка
Длинная наклонная палочка
Короткая наклонная палочка с закруглением внизу
Короткая наклонная палочка с закруглением вверху
Короткая наклонная палочка с закруглением вверху и внизу
Длинная наклонная палочка с закруглением внизу
Длинная наклонная палочка с закруглением вверху и внизу
Элемент строчных букв
Элемент прописных букв
Короткая наклонная палочка с петелькой внизу
Длинная наклонная палочка с петелькой внизу
Длинная наклонная палочка с петлей вверху
Длинная наклонная палочка с петлей внизу
Овалы большие и маленькие
Левый маленький полуовал
Правый маленький полуовал
Левый большой полуовал
Правый большой полуовал
Группы букв
Малые (строчные) буквы:
I и ш г п т й н р у
II л м ц щ ь ы
III о а ф ю б д я
IV с е ё ч ъ в
V х ж э з к
Группы букв
Большие (прописные, заглавные) буквы:
I И Ш Ц Щ Ч Л М А
II О С З Х Е Э Я
III Ж У Н К Ю Р В
IV Г П Т Б Д
Правила письма
1 класс
Буквы надо писать с одинаковым наклоном
Буквы в словах надо писать на одинаковом расстоянии
Писать надо красиво
Буквы в словах надо писать одинаковой высоты
Буквы в словах надо писать на одинаковом расстоянии
Писать надо быстро и красиво
Правила:
Интеллектуальные умения, необходимые
на этапе становления навыка письма
Умение воспринимать образец
Умение анализировать
Умение сравнивать
Умение обобщать
Умение синтезировать
Причины , вызывающие погрешности в письме:
нарушение элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке);
перенапряжение руки;
отсутствие необходимой пространственной ориентации;
несовершенство регуляции движений;
разрыв в развитии двигательных и зрительных анализаторов
недоразвитие у детей звуковой стороны языка
Графические ошибки
– это пропуски, перестановки и разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственного положения и количества элементов в буквенном знаке.
Слухо – артикуляционные графические ошибки
нарушение последовательности (ковш – кошв);
пропуск (ворона – врона, скворцы – скорцы)
написание лишних букв (маяк – майак, елка – йолка, корабль – карабыль, сентябрь – сентябырь)
разнообразные замены графем, которые соответствуют фонемам, отличающимся по одному или двум акустико – артикуляционным признакам (пыл – пил, бочка – дочка, клоп – хлоп )
Зрительно – двигательные
графические ошибки
1) нарушение (увеличение или уменьшение) количества элементов в букве, например буква ш заменяется на и (пиши – пиии, шар – иар), ц на щ (яйцо – яйщо), ж на х (ежи – ехи);
2) смещение элементов по размеру (рак – пак)
3) смещение элементов по форме (Ольга – Ольча, сон – соы);
4) изменение пространственного положения одинаковых или сходных по форме элементов по горизонтали: например, буква с пишется как буква э (совы – эовы) и
5) по вертикали: ш как т (шумит – тумит), и как п (игла – пгла).
Каллиграфические ошибки
(недочеты письма)
– это нарушение пропорции элементов букв по ширине, высоте и углу наклона. Они являются следствием несформированности координации движений пальцев, кисти, предплечья и плечевого отдела руки.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЫРАБОТКИ
ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА
— правильный подбор мебели;
— правильная посадка;
— положение тетради;
— направление освещения;
— оптимальность формы ручки;
— продолжительность беспрерывного письма
(I класс - 5 мин; II класс — 8; III класс —12; IV класс — 15 мин.)
и т.д.
МОУ « Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа»
Родительское собрание.
Тема:« Графические возможности детей.
Трудности письма»
17 декабря
16ч 30 мин
С. Тарбагатай ул. Некрасова 5
При себе иметь образцы почерка родителей, ручку и тетрадь.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть