Слайд 1Развитие мелкой моторики посредством тестопластики у детей младшего дошкольного возраста
Автор:
воспитатель Сидорова Т.Ю.
Соответствие с должностью
МБДОУ «Детский сад №14 г. Кировска»
Слайд 2Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика - это тонкие и точные движения
пальцев. Их развитие является необходимым условием для освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо развивать движения пальцев рук
Слайд 3 Тренировка ручной ловкости способствует также развитию
таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму, ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятий относительности (больше, меньше, длиннее, короче и т.д.), ручного праксиса, художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т.д. Поэтому необходимо уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки
Слайд 9
Для того чтобы дети с удовольствием
и желанием приступали к различным заданиям, способствующих развитию моторных функций была предложена работа с необычным материалом, пластичным и послушным – солёным тестом, так как работа с тестом:
* обогащает сенсорный опыт;
* развивает память, мышление, волю, уверенность в своих силах;
* развивает речь;
* учит осязательным приёмам сравнения предметов;
* углублённая работа по тестопластике влияет на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, приучает к самостоятельности.
Слайд 10
ЦЕЛЬ: изучить влияние тестопластики на
развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения цели определила следующие ЗАДАЧИ:
Образовательные:
•знакомить детей с разными способами обследования предметов и свойствами теста;
•развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым, обеспечить освоение способов создания изображения раскатывание под углом ладоней, раскатывание и соединение различных частей, скатывание, вдавливание пальцем, соединение нескольких частей в один образ, передачи формы, построение элементарной композиции;
•развивать умение детей украшать работу, используя стеки, палочку;
•создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей теста, развивать мелкую моторику и умение использовать необходимые инструменты для тестопластики;
•стимулировать желание вступить в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства;
Воспитательные:
•воспитать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца;
•воспитывать аккуратность в работе, умение поддерживать порядок на рабочем месте;
•формировать опыт совместной со взрослым деятельности (сотворчества), участия в выполнении коллективных композиций.
Слайд 11 Исходя из целей и задач, выделила направления
работы:
* создание и оснащение предметно-развивающей среды;
* изучение методической литературы по проблеме;
* обследование детей по развитию ручной моторики 2 раза в год;
* составление перспективного плана углублённой работы по теме, проведение игр на развитие мелкой моторики;
* организация совместной деятельности: дети + педагог, ребёнок + ребёнок, родители + дети;
*организация взаимодействия с родителями по темам: «Работа с солёным тестом», «Развитие ручной моторики».
Слайд 12В начале своей работы создала предметно -пространственную развивающую среду в группе.
Учитывая особенности младшего дошкольного возраста, решила создать условия, компенсирующие недостатки в развитии ручной умелости. Изготовила игры: «Прищепки», «Копилочка», «Разные ладошки», «Огород» (на липучках), «Золушка», многофункциональное пособие «Дерево».
Слайд 13 Дополнила развивающую предметно-пространственную среду:
мозаиками разной
тематики, фактуры,
трафаретами разной тематики
конструктор- мозаика (Корвет),
конструктор геометрический большой
серия "Конструктор РНТойс"
математический планшет "Школа интересных наук"
шнуровки: «Башмачки» «Божьи коровки», «Бусы»,
пришивалка «Одень Максимку»,
деревянный пальчиковый театр «Колобок»,
театр-матрешка «Курочка-Ряба»,
игра «Маленький мастер».
Слайд 14Изучила методическую литературу по теме:
1. Программа «Детство», под ред. Т.Т.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе,
З.А.Михайловой, 2011 год;
2. «Умные пальчики» Синицына Е.М., 1998 год;
3. «Развиваем мелкую моторику» Хвостовцев А.Ю., 2010 год;
4. «Страна пальчиковых игр», Афонькина С.Ю., Рузина М.С., 1997 год;
5. «Тренируем пальчики» Безруких М., 2000 год;
6.»Оригинальные пальчиковые игры», Е. Черенковой, 2008 год;
7. «Пальчиковая гимнастика» Л.П.Савиной, 2000 год;
8. «Развиваем мелкую моторику у малышей» И.А.Ермаковой, 2011 год;
Слайд 159. «Игры с пальчиками» Т.Н.Щербаковой 2001 год;
10. «Энциклопедия развивалок» под ред.
Т. Решетник, 2012 год;
11. «Солёное тесто» К.В.Силаевой, 2002 год;
12. // «Дошкольное воспитание» №6 -2005 г. с.34-35, «Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков» (игры с использованием элементов оригами) Г. Соколовой;
13. // «Дошкольное воспитание» № 5 – 2011 г., с.65-67, «Сладкие солёные мгновения» (рисование солью) О.Тимохиной;
14. // «Дошкольное воспитание» № 2 – 2013 г., с.69-72, «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц» Ф Деникеевой, Ф Галиевой и др.;
15. // «Дошкольное воспитание» № 9 – 2013 г, с.119-121
Слайд 16«Соль не просто забава» О.Никифоровой;
16. // «Обруч» № 1 – 2001
год, «Печём картины» Л.Гришиной;
17. // «Ребёнок в детском саду» № 5 – 2006 год, «Увлекательнаятестопластика» Е.Б. Танниковой;
18. // «Дошкольное воспитание» № 2 – 2007 год, «Игры с тестом, развитие умения лепить» Г.Одиноковой;
19. // «Ребёнок в детском саду» № 4-2009 г., «Пособия для развития мелкой моторики рук»
Слайд 17
Выбрала следующие принципы работы с детьми:
- интегрирование
совместной образовательной деятельности взрослого и детей;
-эмоционально насыщенная организация совместной со взрослым и самостоятельной деятельности;
- стимуляция развития высших психических функций;
- учёт зоны ближайшего развития.
Слайд 18Для формирования у детей ручной умелости использую следующие методы и приёмы
работы:
НАГЛЯДНЫЕ:
* рассматривание картин, предметов, иллюстраций;
* показ образца;
* показ способов и действий во время изготовления поделок;
* показ действий во время пальчиковых игр;
* наблюдения;
* целевые прогулки по участку детского сада;
* украшение группы к праздникам;
* оформление уголков;
СЛОВЕСНЫЕ:
* мотивация;
* использование художественного слова;
* словесные игры и упражнения;
* поощрения;
* указания, подсказки, вопросы;
* консультации и беседы с родителями;
* анализ;
* самоанализ.
* оформление выставок.
ПРАКТИЧЕСКИЕ:
* обследование предметов;
* опыты с солью, тестом;
* обучение приёмам лепки разными способами;
* пальчиковые игры;
* коммуникативные игры;
* дидактические игры с наглядным материалом;
* разрезные картинки, настольно-печатные игры;
* самостоятельная художественная деятельность детей.
Слайд 19Структуру своей работы разделила на этапы:
На первом этапе знакомила детей с
инструментами.
Слайд 20На втором этапе учила детей лепить и украшать плоские фигурки
Слайд 21На третьем этапе – учила облепливать тестом разнообразные объемные формы
Для разнообразия
работы с тестом
предлагаю такой
прием-украшение сырых
изделий мелким бисером, красивыми
бусинками, стразами, пуговицами,
косточками, макаронными изделиями
Слайд 22
Для повышения интереса родителей и участия их в делах группы использую
следующие формы работы:
1. Интерактивные:
- анкетирование;
- практикумы, деловые игры;
- шефская помощь
2. Традиционные:
- родительские собрания;
- выставки поделок;
- открытые показы образовательной деятельности;
- поручения
3. Информационно-просветительские
- подбор консультационного материала ;
-оформление фото-ширм и стенгазет;
- родительская почта;
- выпуск буклетов и памяток;
- информация на сайте детского сада.