Слайд 1
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ
ПОДГОТОВКИ РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ
ВОСПИТАТЕЛЬ Львова Татьяна
Александровна
МОУ СОШ п.Поливаново МО «Барышский район»
Слайд 2«Ум ребенка – на кончиках пальцев»
В. А. Сухомлинский
В.А. Сухомлинский считал, что
истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.
Слайд 3 Постановка и обоснование выбора темы
Большая часть родителей и воспитателей, думая
о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом.
Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.
Слайд 4ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики руки как средство подготовки к школе
Задачи: отбор
и систематизация комплекса разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка, с учетом работы в разновозрастной группе;
Обогатить развивающую среду дидактическими играми и комплексом пальчиковой гимнастики
Сформулировать рекомендации родителям по развитию мелкой моторики
Слайд 5Комплекс игр и упражнений предусматривает работу по четырем блокам:
Пальчиковая гимнастика
Веселый карандашик
Творческий
Диагностика
Слайд 6 Пальчиковая гимнастика
• гимнастика в стихах,
• игры с палочками,
• игры
с шариками,
• самомассаж пальчиков,
• массаж пальчиков массажером
Слайд 7Игра “Волшебные палочки
Дайте малышу счётные палочки. Пусть он выкладывает простейшие геометрические
фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
Слайд 8Игра «Сухой бассейн»
Изготовить сухой бассейн можно из крупы (фасоли, гороха), бобов,
макаронных изделий, песка, пластиковых пробок, киндер-сюрпризов и т.д. Наполняем небольшую емкость, и ребенок опускает руки. Находим там маленькие игрушки, конструктор.
Слайд 9упражнения с прищепками
Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы
игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее). Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала возьмите руки ребенка в свои и выполните упражнение в месте с ним.
Слайд 10Игра с подкрашеной водой
Ребенок набирает воду пипеткой из большой емкости и
аккуратно переносит в маленькую
Слайд 11Веселый карандашик
штриховка
работа с трафаретами
контур предмета (обведи рисунок,
соедини по точкам);
дорисовка (по принципу симметрии)
лабиринты
Слайд 14Работа с трафаретами
Дети обводят различные геометрические фигуры
Слайд 15Творческий:
• работа с пластилином,
• работа с бумагой
Слайд 16Ветка рябины
Работа с пластилином и бумагой
Слайд 18Диагностика
методика “Домик”,
методика “Дорожки»,
графический диктант,
Методика для изучения и оценки моторной
персеверации (т.е. шаблонного повторения движения)
Слайд 19Для родителей были подготовлены консультации по темам :
«Зачем нужна мелкая моторика?»,
«Приемы развития мелкой моторики»,
«Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики».
Слайд 20ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сказать следующее: преодолевать трудности письма (неразвитость мелких мышц
руки, несогласованность действий руки и глаза, специфические особенности двигательной сферы) необходимо начинать задолго до поступления в школу.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. Обычно острую необходимость в этом испытывают дети подготовительной группы к школе, готовящиеся к освоению сложнейшего навыка – навыка письма. Но в нашем детском саду одна разновозрастная группа, поэтому игры-занятия по развитию мелкой моторики проводятся со всеми детьми от 3 до 6 лет. Ежедневно, в начале и в конце занятий мы разминаем пальчики: делаем массаж, упражняемся с шариками и палочками, играем в пальчиковые игры. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.
Помимо всего этого, наша группа работает по технологии М.Монтессори, и поэтому мы в работе с детьми используем ее развивающие пособия: рамки, шнуровки, упражнения с водой и крупой. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их выбирается в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук детей. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Слайд 21Литература
1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –
М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 4 изд.- СПб.: Питер, 2007. – 208 с.
3. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. – К.:ГИППВ, 1998, 400с.
4. Родительские собрания в детском саду: Старшая группа / Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2009. – 320 с.
5. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПб, 2001.
6. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 56 с.