Слайд 1
ГБОУ СОШ с. Чёрный Ключ
муниципального района Клявлинский
«Развитие математической грамотности
младших школьников
в процессе обучения»
Работу выполнила:
учитель начальных классов
Львова Вера Фёдоровна
2019 год
Слайд 2
План выступления:
1.Функциональная грамотность: признаки и формы.
2.Математическая грамотность как компонент функциональной грамотности
и как часть математической культуры.
3.Задания способствующие развитию математической грамотности обучающихся 2 класса.
Слайд 3формирование функционально грамотных людей.
Что такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность –
способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Слайд 4Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий
в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Признаки функционально грамотной личности: человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Слайд 5Формы функциональной грамотности:
Слайд 7Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
понимание
необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;
потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях;
способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать;
совокупность умений.
Слайд 9
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует
свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».
Алексей Иванович Маркушевич
Слайд 10Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями:
1.Соотнесение знаковой
и словесной формулировки.
2.Выражение 25-12 Артем прочитал так: « Из двадцать пять вычесть двенадцать» Прав ли он?
Слайд 11Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями:
3. Игра
«Переводчик» .
Прочитайте словесные формулировки числовых выражений. Запишите их с помощью цифр и знаков действий и найдите их значения.
К четырём прибавить два, а затем из суммы вычесть два.
К девяти прибавить один, а затем из суммы вычесть один.
Из семи вычесть четыре, а затем к разности прибавить четыре.
Из шести вычесть три, а затем к разности прибавить шесть.
Слайд 12Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями:
5.Игра «Сюрпризный
конверт»
11-9
12-8
16-7
8+7
5+6
9+4
Из одиннадцати вычесть девять.
Сумма чисел восьми и семи.
Первое слагаемое двенадцать второе слагаемое восемь.
Число пять увеличить на шесть.
Число шестнадцать уменьшить на семь.
Четыре увеличить на девять.
Объясни, как нашли значение данного выражения.
17+6=17+3+3=20+3=23
7. По данному выражению, найди значение выражений с устным объяснением.
18+5= 14+7= 15+6=
6.Задания на анализ предложенного способа решения:
Слайд 13
Игра «Верно ли что?»
Двенадцать больше трёх на девять;
с восьми часов утра
до пятнадцати часов того же дня прошло шесть часов;
сумма семи и восьми равна шестнадцать;
шестнадцать меньше семи.
Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями:
Слайд 14«Противоположные слова»
Прямая -
Равенство -
Четное -
Много -
Сложение –
Слайд 15На знание математических терминов:
«Опрокинутые слова»:
УМАСМ - СУММА.
АЕМОСЛАГЕ- (слагаемое).
ЧИТАВЫЕМОЕ- (вычитаемое).
КРАТВАД- (квадрат).
УГОТЬРЕНИК- (треугольник).
РЕЗОТОК
-(отрезок).
Запишите слова, вставив пропущенные буквы:
нум_рация, выч_таемое, ед_ница, кил_грамм;
исправь ошибку в записи слов:
вычисть, дилитель, слажить.
Слайд 16На правильное применение математических терминов:
1.Озаглавьте каждый столбец:
2.«Терминологическая викторина»:
1. Линия, которую
невозможно свернуть? (прямая)
2. Оценка плохого ученика? (два)
3. Часть прямой, но не луч. (отрезок)
4. Ребус: в букве О число 7. (восемь)
5. Единица измерения длины, равная 100 см (метр)
6. Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат)
7. В треугольнике их 3. (углы)
8. Инструмент школьника для измерения длины. (линейка)
9. Форма Солнца, часов …. (круг)
10. Результат сложения. (сумма)
Слайд 173.Соедини название величины и то, что удобней измерить этой величиной.
На правильное
применение математических терминов:
5. Соедини знаковую математическую запись с её названием.
Слайд 18Задания на развитие звуковой стороной речи:
прочитайте слова, соблюдая ударения: километр,
миллиметр, выражение, сложить, вычислить;
прочитайте: прибавить к 25, вычесть из 42, к 37 прибавить.
На трактование значений математических терминов:
объясните смысл слов: уменьшаемое, вычитаемое, слагаемые;
математическое выражение 9+8 Слава прочитал: « 9 плюс 8». Как ещё можно прочитать данное выражение?
Слайд 19Задания на составление верных связных высказываний:
1.От … слагаемых … не
меняется;
Чтобы к числу прибавить сумму, нужно к числу прибавить .. слагаемое, а потом к полученному итогу .. второе слагаемое;
2.Применяя данные слова и выражения, составьте известное вам правило: слагаемое, сумма, найти, вычесть, неизвестное, слагаемое, другое, чтобы, нужно, из.
Слайд 20Различные формы работы над задачей:
1. Работа над решенной задачей.
2.
Решение задач разными способами.
3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:
а) с помощью отрезков.
б) с помощью чертежа.
в) с помощью таблицы
4. Разбивка текста задачи на значимые части.
5. Решение задач с недостающими или лишними данными.
6. Самостоятельное составление задач учениками.
7. Изменение вопроса задачи.
8. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).
9. Закончить решение задачи.
10. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
11. Составление и решение обратных задач.
Слайд 21Восстановление задачи из «деформированного» текста:
Текст задачи разделён на части и записан
на доске.
-На вешалке висят
-Шляп – 9 штук
-Сколько шапочек на вешалке?
-а шапочек на 5 меньше, чем шляп.
-шляпы и шапочки
-Сколько всего головных уборов на вешалке?
На вешалке висят шляпы и шапочки. Шляп - 9, а шапочек на 5 меньше, чем шляп. Сколько шапочек на вешалке? Сколько всего головных уборов на вешалке?
Слайд 22Выполнение заданий, которые требуют интерпретации полученных решений и отбора ответов: