Слайд 1Развитие литературных творческих способностей
на примере урока чтения в 4 классе
«А.С.Пушкин.Сказка о царе Салтане…»
Учитель
начальных классов
ДОШ № 90
Мороз
Елена Николаевна
Слайд 2Начало урока должно привлекать внимание учеников, формировать интерес к предмету и
вызвать у детей желание узнать что-то новое.
Приемы:
небольшие стихотворения, четверостишия, к которым можно добавить слово, закончить мысль. Например,
Прозвенел уже …(звонок ),
Начинаем мы …(урок).
Будем хорошо …(читать),
Чтобы многое …(узнать).
Книга – лучший друг …(детей),
С ней живется …(веселей).
Такой прием и организовывает учащихся и с первых минут активизирует
их мыслительную деятельность.
«Представьте, дети, что вы…
Н – р, …оказались в осеннем лесу. Сядьте удобно, закройте глаза (звучит музыка, текст).
Этот прием развивает воображение и фантазию.
Хорошее начало урока – это эмоциональное вхождение в урок, психологическая установка.
Слайд 3
Актуализация на уроке означает психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости
предстоящей деятельности, проявление интереса к уроку.
Мотивация учебной деятельности
Motive – есть ничто иное как побуждение... Т.е. мотивация – это такое эмоциональное состояние, которое побуждает к действию.
Слайд 4
Благословен и день, и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому
из нас
Приходит пушкинское слово.
Г. Гоц
Слайд 5
Ш.А. Амонашвили, известный педагог, основатель и идейный вдохновитель международного движения гуманной
педагогики считает, что
«Урок должен иметь красивую, образно-выраженную тему. Потому что образы зарождают интерес. А строить урок нужно так, как будто это спектакль”.
Ш. А. Амонашвили
Слайд 6«Незаходящее солнце русской поэзии» -
Александр
Сергеевич
Пушкин.
«Сказка о царе Салтане»
1799-1837
Слайд 7Интерактивное упражнение «Микрофон»
- А что вы знаете об А.С. Пушкине?
предложить ответить тому, кто получает «микрофон».
Ответы:
великий русский поэт
писал стихотворения, сказки, поэмы
в детстве А.С. Пушкина воспитывала няня Арина Радионовна
его жену звали Наталья Гончарова
у поэта было четверо детей
дрался на дуэле с бароном Дантесом, который настойчиво ухаживал за женой поэта..
Слайд 86 июня 1799 года
в Москве
в дворянской семье Пушкиных родился
мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.
Пушкин-ребенок. 1800-1802
Слайд 9Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал,
превосходно говорившая и писавшая по-русски, и
няня Арина Родионовна.
Ганнибал
Мария Алексеевна
Яковлева
Арина Родионовна
Слайд 10 Настоящим кладом была для поэта каждая сказка его доброй и
самобытно талантливой няни
Арины Родионовны. Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок ( в стихах).
Александр Сергеевич никогда не писал специально для детей, но все его сказки вошли в круг детского чтения.
Слайд 11Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
Слайд 12Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
Слайд 13
Первичное восприятие материала
От первой встречи учащихся с учебным материалом зависит
очень многое.
Иногда на этом этапе материал может привлечь внимание детей и вызвать стремление раскрывать его все больше и больше, а иногда он может точно так же сразу оттолкнуть.
Первые встречи иногда бывают решающими.
Слайд 14Упражнение «Доскажи слово»
Три девицы под окном
Пряли поздно...
Слайд 15В.А. Сухомлинский подчеркивал, что
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости
и любознательности”.
Игра-драматизация «Три девицы»
Цель игры: воспроизвести прочитанное, услышанное в лицах, используя выразительные средства: интонацию, мимику, жест, позу, движение, действие.
Девочкам-участницам для создания образов были предложены русские кокошники, мальчику-«царю» – корона. Драматизация отрывка была успешной, т.к. каждый участник старался войти в роль.
Слайд 16Словарная работа
Чародей – колдун, волшебник
Горькая – здесь: несчастная
Снурок – шнурок
Зыбь –
легкая рябь на воде
Клёв – клюв
Град – город
Брег – берег
Слайд 17Физкульминутки – драматизации с использованием элементов «живых картин»
«Живая картина» - это
момент из художественного произведения, запечатленный не на полотне, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей….
После первой части все дети изображают как
«в синем море волны хлещут».
После второй части – мальчики встают, изображают, как царевич натягивает лук, как прицеливается, выпускает стрелу.
После третьей части, в которой Лебедь признается «ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил», девочки изображают летящую царевну Лебедь.
Слайд 18Для лучшего осмысления и закрепления материала использовался игровой прием «Ларец знаний».
Описание игры: в ларце находятся вопросы по содержанию прочитанного. Учащимся предлагается достать любой листочек с вопросом, прочитать вопрос и ответить на него.
- Какая беда случилась с царицей и ее сыном?
- Кто оклеветал царицу перед царём Салтаном?
- Что решились сделать завистливые люди?
- Как освободились из бочки царица с царевичем?
- Что увидел царевич на море?
- Кто напал на лебедь?
- Что сделал царевич?
- Как Царевна-Лебедь отблагодарила царевича за свое спасение?
- Как царь Салтан узнал о царстве Гвидона?
- О каких трех чудесах поведали Салтану купцы?
- Чем заканчивается сказка?
Слайд 19Закрепление и осмысление знаний
На этом этапе урока, работая с текстом произведения,
я ставила для себя цель не только развивать правильность, выразительность, осознанность чтения учащихся, но и помочь им разобраться в поступках героев, понять, что есть добро и зло, получить нравственный урок.
Ведь каждая встреча с произведением, с его героями и их поступками заставляет маленького читателя задуматься, а эмоции, пережитые ребёнком во время чтения, становятся его нравственно-эстетическим опытом.
Слайд 20Главные герои сказки
Царь Салтан
Царица
Князь Гвидон
Царевна Лебедь
Ткачиха
Повариха
Сватья баба Бабариха
Слайд 21 Сказка, мудрости, - это, народной, сокровищница.
Работа в группах.
Упражнение «Восстанови
пословицу»
Смекай, кашу, а сказку, умом-разумом, кушай, да на ус мотай, слушай:
Присказке, слушай, а, сказку, к, прислушивайся.
Урок, - ложь, да в ней, сказка, молодцам, намек, добрым.
Слайд 22Пословицы
Сказка – это сокровищница народной мудрости.
Кашку кушай, а сказку слушай: умом-разумом
смекай, да на ус мотай.
Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Слайд 23Выборочное чтение
Рассмотрите иллюстрации.
Найдите и прочитайте в тексте отрывки, которые подходят
к этим иллюстрациям.
Упражнение «Словесное иллюстрирование»
Многие произведения Пушкина экранизированы. По сказке о царе Салтане создан мультфильм. А русский композитор Николай Андреевич Корсаков, восхищённый сказкой и в честь 100-летия со дня рождения поэта написал оперу «Сказка о царе Салтане», художники, вдохновленные поэтическим талантом великого поэта пишут иллюстрации к сказкам, создают картины.
- А какой отрывок из сказки вы бы хотели проиллюстрировать? Расскажите.
Слайд 24Итог урока
Последние минуты – это самые трудные минуты урока. Они играют
очень важную роль в сознании (и в подсознании) детей. Ведь всегда запоминается последнее. Ученики запоминают лучше в последние минуты урока! И, если именно в эти минуты найти такие слова, которые дотронутся до души ребенка, помогут им подытожить все проделанное на уроке, осознать важность материала, то ученик выйдет с урока Победителем!
Победителем … самого себя.
Прием
«Прослушивание стихотворения, озвученного актером»
Слайд 25
…Огонь опять горит — то яркий свет лиет,
То тлеет медленно —
а я пред ним читаю,
Иль думы долгие в душе моей питаю.
И забываю мир, и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем
И пробуждается поэзия во мне…
Слайд 26Читайте Пушкина,
учите Пушкина,
и, главное, – любите Пушкина!
Слайд 27
Ш.А. Амонашвили, размышляя о правилах общения с детьми рекомендует:
«Общайтесь с
ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.
Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом и экспрессией»…