Презентация, доклад Развитие литературных творческих способностей на примере урока А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане (4 класс)

Содержание

Начало урока должно привлекать внимание учеников, формировать интерес к предмету и вызвать у детей желание узнать что-то новое. Приемы: небольшие стихотворения, четверостишия, к которым можно добавить слово, закончить мысль. Например,Прозвенел уже …(звонок ),Начинаем мы …(урок).Будем

Слайд 1Развитие литературных творческих способностей на примере урока чтения в 4 классе

«А.С.Пушкин.Сказка о царе Салтане…»

Учитель
начальных классов
ДОШ № 90
Мороз
Елена Николаевна

Развитие литературных творческих способностей  на примере урока чтения в 4 классе

Слайд 2Начало урока должно привлекать внимание учеников, формировать интерес к предмету и

вызвать у детей желание узнать что-то новое.

Приемы:
небольшие стихотворения, четверостишия, к которым можно добавить слово, закончить мысль. Например,
Прозвенел уже …(звонок ),
Начинаем мы …(урок).
Будем хорошо …(читать),
Чтобы многое …(узнать).
Книга – лучший друг …(детей),
С ней живется …(веселей).
 
Такой прием и организовывает учащихся и с первых минут активизирует
их мыслительную деятельность.

«Представьте, дети, что вы…
Н – р, …оказались в осеннем лесу. Сядьте удобно, закройте глаза (звучит музыка, текст).
Этот прием развивает воображение и фантазию.

Хорошее начало урока – это эмоциональное вхождение в урок, психологическая установка.




Начало урока должно привлекать внимание учеников, формировать интерес к предмету и вызвать у детей желание узнать что-то

Слайд 3
Актуализация на уроке означает психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости

предстоящей деятельности, проявление интереса к уроку.



Мотивация учебной деятельности
Motive – есть ничто иное как побуждение... Т.е. мотивация – это такое эмоциональное состояние, которое побуждает к действию.
 
Актуализация на уроке означает психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, проявление интереса к уроку.

Слайд 4 Благословен и день, и час, Когда с теплом родного крова Впервые к каждому

из нас Приходит пушкинское слово. Г. Гоц
Благословен и день, и час, Когда с теплом родного крова Впервые к каждому из нас

Слайд 5
Ш.А. Амонашвили, известный педагог, основатель и идейный вдохновитель международного движения гуманной

педагогики считает, что
«Урок должен иметь красивую, образно-выраженную тему. Потому что образы зарождают интерес. А строить урок нужно так, как будто это спектакль”.
Ш. А. Амонашвили
Ш.А. Амонашвили, известный педагог, основатель и идейный вдохновитель международного движения гуманной педагогики считает, что«Урок должен иметь красивую,

Слайд 6«Незаходящее солнце русской поэзии» -
 Александр
Сергеевич
Пушкин.
«Сказка о царе Салтане»
1799-1837

«Незаходящее солнце русской поэзии» -  АлександрСергеевичПушкин. «Сказка о царе Салтане»1799-1837

Слайд 7Интерактивное упражнение «Микрофон»
- А что вы знаете об А.С. Пушкине?



предложить ответить тому, кто получает «микрофон».

Ответы:
великий русский поэт
писал стихотворения, сказки, поэмы
в детстве А.С. Пушкина воспитывала няня Арина Радионовна
его жену звали Наталья Гончарова
у поэта было четверо детей
дрался на дуэле с бароном Дантесом, который настойчиво ухаживал за женой поэта..
Интерактивное упражнение «Микрофон» - А что вы знаете об А.С. Пушкине?  предложить ответить тому, кто получает

Слайд 86 июня 1799 года
в Москве
в дворянской семье Пушкиных родился

мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.

Пушкин-ребенок. 1800-1802

6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним

Слайд 9Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал,

превосходно говорившая и писавшая по-русски, и
няня Арина Родионовна.

Ганнибал
Мария Алексеевна

Яковлева
Арина Родионовна

Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и

Слайд 10 Настоящим кладом была для поэта каждая сказка его доброй и

самобытно талантливой няни
Арины Родионовны. Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок ( в стихах).
Александр Сергеевич никогда не писал специально для детей, но все его сказки вошли в круг детского чтения.
Настоящим кладом была для поэта каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. Многие

Слайд 11Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре

князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной

Слайд 12Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре

князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной

Слайд 13


Первичное восприятие материала

От первой встречи учащихся с учебным материалом зависит

очень многое.

Иногда на этом этапе материал может привлечь внимание детей и вызвать стремление раскрывать его все больше и больше, а иногда он может точно так же сразу оттолкнуть.

Первые встречи иногда бывают решающими.




Первичное восприятие материалаОт первой встречи учащихся с учебным материалом зависит очень многое. Иногда на этом этапе

Слайд 14Упражнение «Доскажи слово»
Три девицы под окном
Пряли поздно...

Упражнение «Доскажи слово»Три девицы под окномПряли поздно...

Слайд 15В.А. Сухомлинский подчеркивал, что
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости

и любознательности”.

Игра-драматизация «Три девицы»
Цель игры: воспроизвести прочитанное, услышанное в лицах, используя выразительные средства: интонацию, мимику, жест, позу, движение, действие.
Девочкам-участницам для создания образов были предложены русские кокошники, мальчику-«царю» – корона. Драматизация отрывка была успешной, т.к. каждый участник старался войти в роль.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. Игра-драматизация «Три девицы» Цель

Слайд 16Словарная работа
Чародей – колдун, волшебник
Горькая – здесь: несчастная
Снурок – шнурок
Зыбь –

легкая рябь на воде
Клёв – клюв
Град – город
Брег – берег

Словарная работаЧародей – колдун, волшебникГорькая – здесь: несчастнаяСнурок – шнурокЗыбь – легкая рябь на водеКлёв – клювГрад

Слайд 17Физкульминутки – драматизации с использованием элементов «живых картин»
«Живая картина» - это

момент из художественного произведения, запечатленный не на полотне, а  в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей….

После первой части все дети изображают как
«в синем море волны хлещут».
После второй части – мальчики встают, изображают, как царевич натягивает лук, как прицеливается, выпускает стрелу.
После третьей части, в которой Лебедь признается «ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил», девочки изображают летящую царевну Лебедь.
Физкульминутки – драматизации с использованием элементов «живых картин»«Живая картина» - это момент из художественного произведения, запечатленный не

Слайд 18Для лучшего осмысления и закрепления материала использовался игровой прием «Ларец знаний».


Описание игры: в ларце находятся вопросы по содержанию прочитанного. Учащимся предлагается достать любой листочек с вопросом, прочитать вопрос и ответить на него.

- Какая беда случилась с царицей и ее сыном?
- Кто оклеветал царицу перед царём Салтаном?
- Что решились сделать завистливые люди?
- Как освободились из бочки царица с царевичем?
- Что увидел царевич на море?
- Кто напал на лебедь?
- Что сделал царевич?
- Как Царевна-Лебедь отблагодарила царевича за свое спасение?
- Как царь Салтан узнал о царстве Гвидона?
- О каких трех чудесах поведали Салтану купцы?
- Чем заканчивается сказка?
Для лучшего осмысления и закрепления материала использовался игровой прием «Ларец знаний». Описание игры: в ларце находятся вопросы

Слайд 19Закрепление и осмысление знаний

На этом этапе урока, работая с текстом произведения,

я ставила для себя цель не только развивать правильность, выразительность, осознанность чтения учащихся, но и помочь им разобраться в поступках героев, понять, что есть добро и зло, получить нравственный урок.

Ведь каждая встреча с произведением, с его героями и их поступками заставляет маленького читателя задуматься, а эмоции, пережитые ребёнком во время чтения, становятся его нравственно-эстетическим опытом.
Закрепление и осмысление знанийНа этом этапе урока, работая с текстом произведения, я ставила для себя цель не

Слайд 20Главные герои сказки
Царь Салтан
Царица
Князь Гвидон
Царевна Лебедь
Ткачиха
Повариха
Сватья баба Бабариха

Главные герои сказкиЦарь СалтанЦарицаКнязь ГвидонЦаревна ЛебедьТкачихаПоварихаСватья баба Бабариха

Слайд 21 Сказка, мудрости, - это, народной, сокровищница.
Работа в группах.
Упражнение «Восстанови

пословицу»

Смекай, кашу, а сказку, умом-разумом, кушай, да на ус мотай, слушай:

Присказке, слушай, а, сказку, к, прислушивайся.

Урок, - ложь, да в ней, сказка, молодцам, намек, добрым.

Сказка, мудрости, - это, народной, сокровищница.Работа в группах. Упражнение «Восстанови пословицу» Смекай, кашу, а сказку, умом-разумом,

Слайд 22Пословицы
Сказка – это сокровищница народной мудрости.
Кашку кушай, а сказку слушай: умом-разумом

смекай, да на ус мотай.
Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

ПословицыСказка – это сокровищница народной мудрости.Кашку кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай, да на ус мотай.Сказку слушай,

Слайд 23Выборочное чтение
Рассмотрите иллюстрации.
Найдите и прочитайте в тексте отрывки, которые подходят

к этим иллюстрациям.

Упражнение «Словесное иллюстрирование»
Многие произведения Пушкина экранизированы. По сказке о царе Салтане создан мультфильм. А русский композитор Николай Андреевич Корсаков, восхищённый сказкой и в честь 100-летия со дня рождения поэта написал оперу «Сказка о царе Салтане», художники, вдохновленные поэтическим талантом великого поэта пишут иллюстрации к сказкам, создают картины.
- А какой отрывок из сказки вы бы хотели проиллюстрировать? Расскажите.
Выборочное чтениеРассмотрите иллюстрации. Найдите и прочитайте в тексте отрывки, которые подходят к этим иллюстрациям.Упражнение «Словесное иллюстрирование»Многие произведения

Слайд 24Итог урока
Последние минуты – это самые трудные минуты урока. Они играют

очень важную роль в сознании (и в подсознании) детей. Ведь всегда запоминается последнее. Ученики запоминают лучше в последние минуты урока!  И, если именно в эти минуты найти такие слова, которые дотронутся до души ребенка, помогут им подытожить все проделанное на уроке, осознать важность материала, то ученик выйдет с урока Победителем!
Победителем … самого себя.

Прием
«Прослушивание стихотворения, озвученного актером»

Итог урокаПоследние минуты – это самые трудные минуты урока. Они играют очень важную роль в сознании (и

Слайд 25

…Огонь опять горит — то яркий свет лиет,  То тлеет медленно —


а я пред ним читаю, 
Иль думы долгие в душе моей питаю.  И забываю мир, и в сладкой тишине  Я сладко усыплен моим воображеньем  И пробуждается поэзия во мне…








…Огонь опять горит — то яркий свет лиет,  То тлеет медленно — а я пред ним читаю, Иль

Слайд 26Читайте Пушкина,
учите Пушкина,
и, главное, – любите Пушкина!

Читайте Пушкина, учите Пушкина, и, главное, – любите Пушкина!

Слайд 27
Ш.А. Амонашвили, размышляя о правилах общения с детьми рекомендует:

«Общайтесь с

ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.
Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом и экспрессией»…
Ш.А. Амонашвили, размышляя о правилах общения с детьми рекомендует: «Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть