Слайд 1Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ
средствами театрально-игровой деятельности.
Слайд 2Дети с ОВЗ
«Людьми с ограниченными возможностями» в научной литературе принято понимать
лиц (детей), которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.
Слайд 3Дошкольники с ОВЗ характеризуются
Эмоциональной неустойчивостью,
наличием импульсивных реакций,
неадекватной самооценкой,
преобладанием
игровой мотивации.
Несформированностью интеллектуальной и личностной готовности к школьному обучению
ослабленным общим физическим состоянием и функциональным состоянием их нервной системы,
низкой работоспособность,
быстрой утомляемостью
Слайд 4 Типологические ошибки в области эмоциональной лексики:
Обнаружено, что при определении
и назывании эмоциональных состояний дошкольники с ОВЗ
смешивали различные эмоции, доступные возрасту;
не могут адекватно выразить эмоционально-смысловое содержание высказывания,
испытывают трудности в передаче эмоциональных состояний средствами лицевой экспрессии;
определен высокий уровень тревожности детей с речевыми нарушениями, указывающий на недостаточную приспособленность к жизненным ситуациям и их эмоциональную оценку.
Слайд 5Для ребенка - дошкольника важнее всего
развитие своей внутренней жизни, питание
эмоциональной сферы, чувств.
эмоции - главные регуляторы деятельности ребенка
Слайд 6Эмоциональный интеллект
Способность правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние,
интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди,
знать их сильные и слабые стороны,
не поддаваться стрессу и быть обаятельным.
Слайд 7 Самый короткий путь раскрепощения д-й с ОВЗ
Снятия зажатости, развитие
чувств и художественного воображения – это путь через театрализованную игру.
Тетрализованные игры являются одним из ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте, определяющим развитие всех сторон личности ребенка и создающим «зону ближайшего развития» .
Слайд 8«Коррекционная деятельность состоит из трех частей:
1 часть: развитие и коррекция эмоционально-личностной
сферы психики – психогимнастика.
Слайд 91 часть: развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики – психогимнастика.
1)
Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
2) Игры по обучению выразительным движениям. Например, показать жестом слова «маленький», «он», «высокий»
3) Игры по распознаванию выразительных движений. Дети отгадывают что хотел показать им другой ребенок.
Слайд 10Игры по типу «Пойми меня»
Литературная викторина «Пойми пословицу»
«Угадай героя сказки»
«Угадай сказку»
«Угадай
овощ (фрукт)
«Угадай профессию» и т.д
Слайд 114) Знакомство детей с эмоциональными состояниями (радость, грусть, гнев, удивление, страх,
с их схематичными изображениями. Обращается внимание детей на детали: какие глаза, рот, брови и т. д.
5) Этюды на развитие умения выражать интерес, внимание, удивление, радость, печаль, гнев, страх, вину, стыд. Детям предлагается ситуация, которую они должны показать, обыграть.
6) Игры на распознавание эмоциональных состояний: один ребенок показывает, остальные угадывают.
Слайд 124) Знакомство детей с эмоциональными состояниями (радость, грусть, гнев, удивление, страх,
с их схематичными изображениями. Обращается внимание детей на детали: какие глаза, рот, брови и т. д.
5) Этюды на развитие умения выражать интерес, внимание, удивление, радость, печаль, гнев, страх, вину, стыд. Детям предлагается ситуация, которую они должны показать, обыграть.
Слайд 136) Игры на распознавание эмоциональных состояний: один ребенок показывает, остальные угадывают.
Слайд 14
7) Этюды и игры на сопоставление отдельных черт характера – отрицательных
и положительных (например, «Грубый продавец», «Вежливый покупатель») .
Слайд 158) Игры и этюды по развитию коммуникативных навыков, коррекции взаимоотношений детей
(агрессивности). Здесь также используются упражнения на сплоченность группы, а также совместные работы детей – общий рисунок, аппликация.
Слайд 16
9) Снятие мнимых неадекватных страхов, тревоги: разыгрывание этюдов на выражение страха,
рисование на тему «Мои страхи» с последующим «избавлением» или обесцениваием страхов.
10) Обучение правилам этикета: этюды на выражение правил хорошего тона в различных ситуациях.
Слайд 172 часть: развитие и коррекция эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с
ОВЗ.
Включает в себя развитие основных психических функций – восприятия, памяти, внимания, мышления, речи с использованием эмоциональной лексики и воображения средствами театрально-игровой деятельности.
Слайд 18Театрализованная игра
Расширяет кругозор,
формирует целостное представление об окружающем мире,
реализовывает
навыки ролевого поведения,
оказывает влияние на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Слайд 19В театрализ.игре у детей с ОВЗ
Развивается способность к успешному разрешению проблемных
ситуаций
умения увидеть, проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиций разных персонажей,
выделить новые свойства и условия ее разрешения,
повышает степень социальной и когнитивной компетентности ребенка.
Слайд 21 Главное в театр.деятельности
Создать между педагогами и детьми отношения доброты,
сердечности и любви;
желание педагога понять психологические проблемы ребёнка, стремление помочь ему выйти победителем из трудной ситуации.
Слайд 22Волевая регуляция
раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены), движений (жест, мимика,
пантомима), когда необходимо выразить состояние души персонажа, ведет к гармонии души и тела.
Слайд 233 часть: снятие психомышечного напряжения – обучение детей приемам релаксации.
Здесь
используется (музыка, формулы внушения, так и психомышечные тренировки, которые также являются элементами психогимнастики.
Слайд 24Театрально-игровая деятельность с детьми ОВЗ
Развивает психические функции личности ребенка,
художественные
способности,
общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию,
творчество в любой области.
Слайд 25Театрализованное представление для д-й с ОВЗ
- это хорошая возможность хотя
бы ненадолго стать героем,
поверить в себя,
услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Слайд 26Театр
— один из самых демократичных и доступных видов искусства для
детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной коррекционной педагогики и коррекционной психологии, связанные с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Все это содержание составляет основу организации коррекционной помощи детям с ОВЗ.
Слайд 27
Спасибо
за
внимание !
Презентацию подготовила Москалёва О.А
Воспитатель группы компенсирующей направленности
МБДОУ
ЦРР д\с «Василёк»